Возникновение религии
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.
В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.
С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание религиозного опыта.
Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.
Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.
С естественно-научной точки зрения, изложенной в книге “Иллюзия бога” Р. Докинза, религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками “психического вируса” – мема.
В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.
В марксизме считается[2], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни. Человек всегда ставит перед собой определенные цели и стремится добиться их реализации. Сила человека проявляется в том, что он успешно, в соответствии с намеченным планом добивается реализации поставленной цели; отсутствие силы – в том, что он не может обеспечить успеха своей деятельности.
- Предмет религиоведения
- 1. Предмет религиоведения – религия
- 2. Предмет религиоведения – религия, воспринимаемая особым образом
- 3. Предмет религиоведения неизвестен
- Основные разделы и учебные курсы направления подготовки / специальности “Религиоведение”
- Примечания
- Методология
- Формы философии религии
- Религия как социальное явление: основные черты
- Попытки научного осмысления религиозного опыта
- Основные функции религии
- Возникновение религии
- Религия и общество
- Религия и преступность
- Религия и политика
- Религии Древней Греции и Рима
- Авраамические религии
- Примечания
- Литература
- Описание
- Классификация новых религиозных движений Маргарет Тэлер Сингер (Margaret Thaler Singer) (психолог)
- Роналд Энрот (Ronald Enroth) (социолог)
- Майкл Лангуни (Michael d. Langone) (психолог)
- Новые религиозные движения на Украине
- Объект, предмет и метод когнитивного религиоведения
- Библиографический обзор
- Обзор основных концепций
- Глоссарий
- Примечания
- Бог как иллюзия
- Краткое содержание
- Глубоко религиозный неверующий
- Гипотеза Бога
- Доказательства существования Бога
- Почему почти наверняка Бога нет
- Жестокое обращение с детьми и побег из религии
- Как заполнить пустоту?
- Критические отзывы
- Примечания
- Мировое дерево в мировой культуре
- Мировое дерево и древнейшие концепции времени и пространства
- Фольклор
- Мировое дерево в сказках
- Мировое дерево как воплощение плодородия
- Знаки-синонимы мирового дерева
- Общие сведения
- Комплексный мем
- Меметика
- Интернет- и фидонет-мемы
- Медиамемы
- Примечания
- Литература
- История Нью-эйджа
- Предпосылки возникновения «Нью-эйджа»
- Развитие ранних идей «Нью-эйджа»
- Массовое развитие «Нью-эйджа» в 1980-е годы
- Положения мировоззрения нью-эйдж
- Критика нью-эйджа
- Ссылки на английском языке Академическое изучение нью-эйджа
- Наиболее характерные организации нью-эйджа
- Критика нью-эйджа
- Принципы учения Раэла
- Отношение раэлитов к религии
- Литература
- История слова «саентология»
- Основные идеи и принципы
- Треугольник аро
- Мост к полной свободе
- Цели саентологии
- Сходства и различия саентологии от других религий
- Практика
- Одитинг
- Обучение Конфиденциальные материалы саентологии
- История саентологии
- Течения саентологии
- Церковь Саентологии
- Свободная Зона
- Признание и поддержка
- Саентология и знаменитости
- Отзывы общественных и религиозных деятелей
- Разногласия и критика
- Случаи смерти, связанные с саентологией
- Саентология как религия
- Саентология как наука
- Саентология как культ
- Саентология как коммерческое предприятие
- Саентология против психиатрии
- Церковь Саентологии против интернета
- Космическая опера в саентологии
- Конфиденциальность одитинга
- Официальная литература саентологов
- Художественная литература л. Рона Хаббарда
- Другая литература
- Критика саентологии
- Церковь Саентологии
- Свободная Зона
- Исследования светских религиоведов
- Примечания
- Историческое использование термина
- Первое упоминание слова «сатанизм»
- Сатанизм XIX века
- Бытовое понимание
- Сатанизм ЛаВея
- Сатанизм в России
- Общие черты
- Лица, повлиявшие на сатанинскую философию
- Символика сатанистов
- Сатанинская паника
- Псевдосатанизм
- Предыстория
- История
- Церковная структура и правовой статус
- Догматические особенности Армянской Церкви
- Календарно-обрядовые особенности Армянской Церкви
- Между Россией, Турцией и Ираном
- История
- Современная структура
- Сводная таблица
- Примечания
- Партриархи Коптской Православной Церкви
- Самочинные автокефалии
- Другие самостоятельные православные церкви
- Примечания
- Определения
- Теории веры
- Объекты и субъекты веры
- Вера, надежда, любовь
- Религиозная вера
- Понятие веры в Каббале
- Примечания
- Монотеистические религии Авраамические религии Иудаизм
- Христианство
- Критика христианствa
- Этимология
- Основные вопросы эпистемологии
- Понятия и вопросы эпистемологии
- История эпистемологии
- Античная философия
- Философия средневековья
- Новоевропейская философия
- Немецкая классическая философия
- Неокантианство
- Марксизм
- Современная философия
- 2.2. Платонические теории познания
- 2.3. Имманентная теория познания
- 2.4. Трансцендентализм (Фихте)