Монотеистические религии Авраамические религии Иудаизм
Монотеизм – это не высшая стадия процесса развития религии, следующая за политеизмом. Монотеизм сам по себе первичен и основополагающ; он изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы. Все другие культы следовали за монотеизмом, а не предшествовали ему. <…> Рамбам и другие еврейские мыслители, а затем и современные исследователи, особенно этнографы, склонны полагать, что политеизм, даже в его примитивных формах, таких, как фетишизм или шаманство, явился результатом перерождения первоначального единобожия. Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки – племен, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний. В основе воззрений даже этих племен лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность, величественную в той мере, какую только может представить себе примитивная психология. Эта фундаментальная установка человека по отношению к священному, которое пронизывает все сущее и которое в то же время непостижимо, не обязательно связана с зависимостью людей от сил природы, от отношения к какой-либо личности или к внушающему страх общему образу и вполне совместима с верой во многих богов и демонов. Это чувство есть элементарное ощущение человеком собственной незначительности перед тайной жизни и необъятностью мира, благоговение перед ними.
Таково исходное ощущение в душе человека. Оно развивалось в двух направлениях: одно характеризовалось приверженностью к вере в первичное духовное единство без искушения упростить необъяснимое (это направление, будь оно последовательным и получи оно развитие, привело бы к монотеизму в современном понимании); другое представляло собой переход от веры в единство к представлению о множественности сверхъестественного. Другими словами, процесс шёл от простого единобожия, от элементарной веры в нечто не специфическое или ясно ориентированное (что, наверное, подобно вере ребёнка), к сложным и путаным представлениям, которые образовывались в результате тенденции разграничить явления для лучшего их понимания. Сперва возникает представление о всеобщей сущности, потому что человек ещё не может определить специфическое. Затем целое анализируется, расчленяется на функции и категории, и тогда в качестве отдельных сущностей выступают огонь, вода, воздух, земля, солнце и т.д. Чувства страха и благодарности приводят к обрядам поклонения той или иной силе природы, которая кажется более всего наделенной своей собственной жизнью и сознанием. В свою очередь, эта сила природы сама подвергается дроблению и усложнению, преобразуется в пёстрый набор сил, каждая из которых обладает своим собственным характером. Так возникает поклонение множеству богов.
В процессе эволюции первичная идея дегенерирует, и люди приходят к поклонению конкретному, визуально воспринимаемому образу. Идолы возникли как следствие веры. Сперва визуальный образ представлялся символом Божественной власти; в результате упадка веры люди соотносят ее не с первичной силой или даже не с ее символом, а с осязаемым образом, со статуей. Затем следует поклонение этим статуям или живописным изображениям, либо просто предмету, фетишу, поскольку дегенерирующая вера нуждается в материальном, зрительно воспринимаемом, в том, что можно потрогать рукой.
Идолопоклонство такого рода не возникло как первая и наиболее примитивная стадия религии. Оно было продуктом эволюции в определённом направлении – результатом перехода от первичной веры в неведомого Бога к поклонению осязаемым и понятным богам, которых можно умилостивить жертвоприношениями и от которых можно ожидать определенной реакции в виде вознаграждения или кары.
Политеизм, таким образом, – это усложнённая и изощрённая система почитания Бога, происходящая из потребности установить «рациональный» и прямой контакт с Божественным. Вместо того, чтобы пытаться найти пути общения с основополагающей Высшей сущностью, человек верит в близких и понятных ему посредников в виде конкретно-функциональных богов или даже обладающих сверхъестественными силами полубогов.
Нужно сказать, что многие религии, квалифицируемые как политеистические, признают существование неосязаемого Божественного, к которому человек может иметь доступ только через специализированных богов, которые умножаются в количестве по мере того, как религия низводится до обиходных представлений.
статья Авраам, р. Адин Штейнзальц
- Предмет религиоведения
- 1. Предмет религиоведения – религия
- 2. Предмет религиоведения – религия, воспринимаемая особым образом
- 3. Предмет религиоведения неизвестен
- Основные разделы и учебные курсы направления подготовки / специальности “Религиоведение”
- Примечания
- Методология
- Формы философии религии
- Религия как социальное явление: основные черты
- Попытки научного осмысления религиозного опыта
- Основные функции религии
- Возникновение религии
- Религия и общество
- Религия и преступность
- Религия и политика
- Религии Древней Греции и Рима
- Авраамические религии
- Примечания
- Литература
- Описание
- Классификация новых религиозных движений Маргарет Тэлер Сингер (Margaret Thaler Singer) (психолог)
- Роналд Энрот (Ronald Enroth) (социолог)
- Майкл Лангуни (Michael d. Langone) (психолог)
- Новые религиозные движения на Украине
- Объект, предмет и метод когнитивного религиоведения
- Библиографический обзор
- Обзор основных концепций
- Глоссарий
- Примечания
- Бог как иллюзия
- Краткое содержание
- Глубоко религиозный неверующий
- Гипотеза Бога
- Доказательства существования Бога
- Почему почти наверняка Бога нет
- Жестокое обращение с детьми и побег из религии
- Как заполнить пустоту?
- Критические отзывы
- Примечания
- Мировое дерево в мировой культуре
- Мировое дерево и древнейшие концепции времени и пространства
- Фольклор
- Мировое дерево в сказках
- Мировое дерево как воплощение плодородия
- Знаки-синонимы мирового дерева
- Общие сведения
- Комплексный мем
- Меметика
- Интернет- и фидонет-мемы
- Медиамемы
- Примечания
- Литература
- История Нью-эйджа
- Предпосылки возникновения «Нью-эйджа»
- Развитие ранних идей «Нью-эйджа»
- Массовое развитие «Нью-эйджа» в 1980-е годы
- Положения мировоззрения нью-эйдж
- Критика нью-эйджа
- Ссылки на английском языке Академическое изучение нью-эйджа
- Наиболее характерные организации нью-эйджа
- Критика нью-эйджа
- Принципы учения Раэла
- Отношение раэлитов к религии
- Литература
- История слова «саентология»
- Основные идеи и принципы
- Треугольник аро
- Мост к полной свободе
- Цели саентологии
- Сходства и различия саентологии от других религий
- Практика
- Одитинг
- Обучение Конфиденциальные материалы саентологии
- История саентологии
- Течения саентологии
- Церковь Саентологии
- Свободная Зона
- Признание и поддержка
- Саентология и знаменитости
- Отзывы общественных и религиозных деятелей
- Разногласия и критика
- Случаи смерти, связанные с саентологией
- Саентология как религия
- Саентология как наука
- Саентология как культ
- Саентология как коммерческое предприятие
- Саентология против психиатрии
- Церковь Саентологии против интернета
- Космическая опера в саентологии
- Конфиденциальность одитинга
- Официальная литература саентологов
- Художественная литература л. Рона Хаббарда
- Другая литература
- Критика саентологии
- Церковь Саентологии
- Свободная Зона
- Исследования светских религиоведов
- Примечания
- Историческое использование термина
- Первое упоминание слова «сатанизм»
- Сатанизм XIX века
- Бытовое понимание
- Сатанизм ЛаВея
- Сатанизм в России
- Общие черты
- Лица, повлиявшие на сатанинскую философию
- Символика сатанистов
- Сатанинская паника
- Псевдосатанизм
- Предыстория
- История
- Церковная структура и правовой статус
- Догматические особенности Армянской Церкви
- Календарно-обрядовые особенности Армянской Церкви
- Между Россией, Турцией и Ираном
- История
- Современная структура
- Сводная таблица
- Примечания
- Партриархи Коптской Православной Церкви
- Самочинные автокефалии
- Другие самостоятельные православные церкви
- Примечания
- Определения
- Теории веры
- Объекты и субъекты веры
- Вера, надежда, любовь
- Религиозная вера
- Понятие веры в Каббале
- Примечания
- Монотеистические религии Авраамические религии Иудаизм
- Христианство
- Критика христианствa
- Этимология
- Основные вопросы эпистемологии
- Понятия и вопросы эпистемологии
- История эпистемологии
- Античная философия
- Философия средневековья
- Новоевропейская философия
- Немецкая классическая философия
- Неокантианство
- Марксизм
- Современная философия
- 2.2. Платонические теории познания
- 2.3. Имманентная теория познания
- 2.4. Трансцендентализм (Фихте)