logo
Религиове́дение

Примечания

  1. ↑ Emil du Bois-Reymond: Über die Grenzen des Naturerkennens, 1872, в книге: Emil du Bois-Reymond: Vorträge über Philosophie und Gesellschaft, Hamburg, Meiner, 1974

  2. ↑ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890-1907.

  3. ↑ David Hilbert's Radio Broadcast

Наибольшего расцвета деизм достиг в эпоху Просвещения. Большой вклад в распространение деизма внёс Орден иллюминатов.

Такое рациональное представление о Боге было абстрактной и свободной надстройкой над строгой закономерностью Вселенной; надстройка эта оснащена предикатами непостижимой мудрости и разума, но недостижима для любого истинно религиозного приближения. Понимание Просвещением строгой причинности и прагматическая потребность Просвещения предполагать цели и намерения за упорядоченными вещами были в деизме связаны довольно поверхностно и неорганично. Дэвид Юм представлял этот деизм, объявляя естественным, если не необходимым, выводить из единства, правящего во Вселенной, простой и неделимый мировой разум. Но он дал этому деизму новый поворот, благодаря которому взорвал естественно-правовое мышление в очень важном месте.

Прежний деизм, представленный Гербертом Чербери, был построен исключительно на естественно-правовых основах. В соответствии с ним существовала естественная и разумная вера в единое божество, принадлежавшая к вневременным изначальным элементам истин разума, которая в старые времена, конечно, могла быть затемнена обеднением и искажением, но всегда оживала вновь, когда побеждал разум. Приведенное же Юмом мощное и потрясающее доказательство того, что единобожие исторически известных народов возникло не из света разума, а из тьмы многобожия, из мутных волн страха, беспокойства, ужаса и мстительности, свойственных первобытным людям, задевало не только христианскую религию откровения, но и старую античную и естественно-правовую веру в стабильный, действующий во все времена разум человека. Человечество, говорил философ, только постепенно восходит от низшего к высшему.

Теи́зм – в широком значении слова называется направление мысли, противоположное атеизму, или отрицанию существования Бога; в узком значении слова теизм обозначает направление философской мысли в области теологического умозрения, развившееся преимущественно в немецкой философии после Гегеля. От деизма, по мнению Кудрявцева, это направление отличается признанием абсолютной неограниченности Божества и вследствие этого теснейшей связи его с миром; от пантеизма – признанием Его личности и отдельности от миpa. Другими словами теизм, в отличие от деизма, полагает, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении.

Главным мотивом, послужившим к развитию теизма, была неудовлетворительность пантеистического воззрения Шеллинга и Гегеля. Главнейшие представители теизма – Фихте младший, Ульрици, Вирт, Вейсе, Халибеус, Шварц, Каррьер и Цейзинг.

Сущность Т. определена Фихте младшим следующим образом: «Под Т. мы разумеем общую мысль, что абсолютное начало, как бы оно ни мыслилось, всё-таки не должно быть представляемо в форме слепой, бессознательной силы; поэтому оно не может быть подведено под категорию общей субстанции или отвлечённого, безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, само в себе сущее бытие, для обозначения коего человек не имеет другого выражения и аналогии, как безусловное сознание. Из этого понятия абсолютного духа по необходимости вытекает, что мировой порядок столь же мало допускает идею возникновения из случая, как и идею безусловной необходимости. Единственное соответствующее мировому порядку понятие – внутренняя целесообразность… Этот результат эмпирического миропонимания заставляет философское мышление составить понятие безусловной основы, полагающей цели, для характеристики которой у человека нет иных слов кроме совершенного мышления и воли, определяемой благом». Отсюда ясно, что Т. покоится на допущении возможности познания Божества; его последователям необходимо показать ложность результатов критической философии, поскольку она не допускает познание трансцендентного, и, с другой стороны, указать источник действительного познания Бога. Многие теисты склонны видеть такой источник познания в чувстве; в этом они сходятся с неоплатониками, утверждавшими непознаваемость Божества для разума, но допускавшими возможность иного познания, мистического, то есть непосредственного созерцания сверхчувственного. Однако теист может стоять и за рациональное познание Божества, как это делал, например, Кудрявцев. Теистическое направление мысли не представляется законченным; определение гносеологического его значения есть дело будущего.

В индийской философии теистами называют тех, кто верит в авторитет вед. Атеистами же тех кто не признает авторитет вед. В философской литературе, написанной на санскрите теистические школы индийской философии обозначают словом «астика», атеистические «настика».

Пантеи́зм (греч. παν,«всё, всякий» и греч. θεός, «бог, божество») – учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

Термин "пантеист" был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин "П."- его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709)

Пантеизм имеет 4 основные формы:

  1. теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм);

  2. физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн);

  3. трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм;

  4. имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).

«Пантеизм – это прежде всего форма атеизма» (Шопенгауэр).

Гилозоизм (греч. ὕλη – материя и ζωή – жизнь) – представление о том, что вся материя является одушевленной, или сама по себе, или путём участия в функционировании мировой души, или каким-либо похожим образом.

Гилозоизм логически отличается как от более ранних форм анимизма, персонифицирующего природу, так и от панпсихизма, приписывающего определённую форму сознания или ощущения всей материи. Термин введен в XVII веке Ралфом Кедвортом, который вместе с Генри Мором (1614-1687) говорил о «пластической природе» – бессознательной, бестелесной субстанции, которая управляет и организует материю и, таким образом, производит природные явления, выступая в качестве божественного инструмента изменения.

Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма, для натурфилософии, философии эпохи Возрождения (Б. Телесио, Дж. Бруно, Т. Парацельс), ряда французских материалистов XVIII века, в том числе Д. Дидро, натурфилософской школы Ф. Шеллинга.

Пандеи́зм (от греч. παν – всё, всякий и лат. Deus – бог) – философское учение, сочетающее пантеизм и деизм. То есть признающее божество началом и основой всех вещей (всё есть Бог), обожествляющее Вселенную, природу, но отрицающее личного Бога, Откровение и Промысел, и вообще богословское, догматическое учение.

Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena) (ок. 810-877) – один из крупнейших мыслителей Средневековья, ирландец по происхождению, хорошо знал латинский и греческий языки. Главный труд Иоанна Скота Эриугены, в котором он изложил свою собственную философскую систему, – «О разделении природы» в пяти книгах (ок. 862-866).

Монотеи́зм (от греч. μόνος, «один» + греч. θεός, «бог») – букв. «единобожие» – религиозное представление и учение о Едином Боге (в противополоность языческому многобожию, политеизму)[1]. Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму.[2] В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство (при условии, что тройственость Бога не ставит под вопрос его Единство).[3] Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм.