Этимология
Русский термин происходит от ц.-сл. языкъ, которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой / גוי и нохри / נכרי. Последние соответствуют в греческом переводе слову εθνοί, а в Вульгате – лат. gentilis.
В большинстве европейских языков используются термины, производные от латинского лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означающего исходно «сельский» или «провинциальный», и позднее использованное также для гражданского населения. В уничижительном смысле «неграмотный нехристанин» появляется в вульгарной латыни с IV века. После крещения и на Руси язычников называли «погаными».
Хтони́ческие божества́ (от греч. χθών, «земля, почва») – во многих религиях и мифологиях – божества, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т.д. Позже стали неотъемлемой частью пантеистических религий, иногда занимая в них главенствующее положение (до вытеснения их культами небесных и солнечных божеств).
Яркими примерами хтонических божеств являются:
-
Хтон (греч. Χθών) – древнегреческая богиня земли,
-
гекатонхейры,
-
Кубера и др.
Хтони́ческие существа (от греч. χθών, «земля, почва») или хтонические чудовища во многих религиях и мифологиях – существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т.д.
Среди характерных особенностей хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, органично сочетающееся с отсутствием созидательного начала, и оборотничеством.
К хтоническим существам относились также умершие предки, живущие в загробном мире (преисподней). Хтонический характер имеют и соперники демиурга – владыки преисподней.
В славянской традиции к хтоническим существам относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром, в том числе ворон, волк и др.
Сама земля в ряде традиций представлялась как хтоническое существо: растительность – шерсть, ноги – полуострова и т. п.
Хтонические существа связаны также с брачной символикой. Брак героя с хтонической богиней означал овладение землей (страной). Хтонические черты имеет образ богини-матери, мифической прародительницы, связанной также и со смертью (хаосом). Амбивалентный характер хтонических божеств обнаруживают мотивы брака с небесным богом, изгнавшим жену в нижний мир.
Панентеизм – термин философии Карла Христиана Краузе, который он определяет (в своей "D. reine d. i. allgemeine Lebenslehre und Philosophie der Geschichte", Геттинг., 1843) следующим обрзом (стр. 41): "Если сознано, что Бог в самом себе, под собой и через себя есть Мир, то отсюда вовсе еще не следует, что Бог есть мир: напротив, именно это-то и отрицается, ибо Мир есть совокупность конечного, под Богом, и через Бога, и в Боге. Таким образом истинное познание Бога вовсе не есть пантеизм или Allgotllehre или космотеизм или "Weltgottlehre", но напротив полное отрицаниe его - панентеизм".
Маниту – термин, аналогичный «душе», «духу» или «силе», в ряде близких фонетических вариантов принятый в традиционных анимистических воззрениях индейцев большинства алгонкинских народов. Маниту наделены каждое растение, камень и даже механизмы.
Маниту может быть представлен одновременно как личность и как понятие. В виде личности маниту воспринимается с целью возможности контакта, в первую очередь с силами природы. Маниту могут быть воплощены в лекарствах и амулетах: «маниту из трав» для лечения болезни, «бизоний маниту» с использованием шкуры бизона, используемый для удачной охоты.
В отличие от божеств классической мифологии, маниту не составляют иерархических структур.
В мифологии монтанье и наскапи маниту – подводные существа, хозяева местности, которым делаются подношения табаком во время путешествий.
Слово маниту послужило основой ряда географических названий: провинции Манитоба, острова Манитулин и озера Маниту на острове Манитулин в Канаде, города Маниту-Спрингс в Колорадо, Маниту-бич в Мичигане в США и др.
В терминологии, связанной с религиоведением, аналогичные природные силы называются маной (термин из этнографии Полинезии). Некоторые исследователи обнаруживают сходство концепции маниту с китайской концепцией ци, что широко используется в популярной культуре нью-эйдж.
В результате деятельности христианских миссионеров, слово маниту приобрело значение «бог-творец», по аналогии с Богом в христианстве. В переводах Библии на язык анишинабе использовалось сочетание «Гиче Маниту» (Великий Дух).
Благодаря вестернам Майн Рида и др. для маниту в европейской традиции также укрепился перевод «Великий Дух» и часто неправомерное распространение на верования индейцев, не относящихся к алгонкинам.
Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις – «знание» и λόγος – «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη, «знание» и λόγος – «слово, учение») – теория познания, раздел философии.
Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII в.;«эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй.
- Предмет религиоведения
- 1. Предмет религиоведения – религия
- 2. Предмет религиоведения – религия, воспринимаемая особым образом
- 3. Предмет религиоведения неизвестен
- Основные разделы и учебные курсы направления подготовки / специальности “Религиоведение”
- Примечания
- Методология
- Формы философии религии
- Религия как социальное явление: основные черты
- Попытки научного осмысления религиозного опыта
- Основные функции религии
- Возникновение религии
- Религия и общество
- Религия и преступность
- Религия и политика
- Религии Древней Греции и Рима
- Авраамические религии
- Примечания
- Литература
- Описание
- Классификация новых религиозных движений Маргарет Тэлер Сингер (Margaret Thaler Singer) (психолог)
- Роналд Энрот (Ronald Enroth) (социолог)
- Майкл Лангуни (Michael d. Langone) (психолог)
- Новые религиозные движения на Украине
- Объект, предмет и метод когнитивного религиоведения
- Библиографический обзор
- Обзор основных концепций
- Глоссарий
- Примечания
- Бог как иллюзия
- Краткое содержание
- Глубоко религиозный неверующий
- Гипотеза Бога
- Доказательства существования Бога
- Почему почти наверняка Бога нет
- Жестокое обращение с детьми и побег из религии
- Как заполнить пустоту?
- Критические отзывы
- Примечания
- Мировое дерево в мировой культуре
- Мировое дерево и древнейшие концепции времени и пространства
- Фольклор
- Мировое дерево в сказках
- Мировое дерево как воплощение плодородия
- Знаки-синонимы мирового дерева
- Общие сведения
- Комплексный мем
- Меметика
- Интернет- и фидонет-мемы
- Медиамемы
- Примечания
- Литература
- История Нью-эйджа
- Предпосылки возникновения «Нью-эйджа»
- Развитие ранних идей «Нью-эйджа»
- Массовое развитие «Нью-эйджа» в 1980-е годы
- Положения мировоззрения нью-эйдж
- Критика нью-эйджа
- Ссылки на английском языке Академическое изучение нью-эйджа
- Наиболее характерные организации нью-эйджа
- Критика нью-эйджа
- Принципы учения Раэла
- Отношение раэлитов к религии
- Литература
- История слова «саентология»
- Основные идеи и принципы
- Треугольник аро
- Мост к полной свободе
- Цели саентологии
- Сходства и различия саентологии от других религий
- Практика
- Одитинг
- Обучение Конфиденциальные материалы саентологии
- История саентологии
- Течения саентологии
- Церковь Саентологии
- Свободная Зона
- Признание и поддержка
- Саентология и знаменитости
- Отзывы общественных и религиозных деятелей
- Разногласия и критика
- Случаи смерти, связанные с саентологией
- Саентология как религия
- Саентология как наука
- Саентология как культ
- Саентология как коммерческое предприятие
- Саентология против психиатрии
- Церковь Саентологии против интернета
- Космическая опера в саентологии
- Конфиденциальность одитинга
- Официальная литература саентологов
- Художественная литература л. Рона Хаббарда
- Другая литература
- Критика саентологии
- Церковь Саентологии
- Свободная Зона
- Исследования светских религиоведов
- Примечания
- Историческое использование термина
- Первое упоминание слова «сатанизм»
- Сатанизм XIX века
- Бытовое понимание
- Сатанизм ЛаВея
- Сатанизм в России
- Общие черты
- Лица, повлиявшие на сатанинскую философию
- Символика сатанистов
- Сатанинская паника
- Псевдосатанизм
- Предыстория
- История
- Церковная структура и правовой статус
- Догматические особенности Армянской Церкви
- Календарно-обрядовые особенности Армянской Церкви
- Между Россией, Турцией и Ираном
- История
- Современная структура
- Сводная таблица
- Примечания
- Партриархи Коптской Православной Церкви
- Самочинные автокефалии
- Другие самостоятельные православные церкви
- Примечания
- Определения
- Теории веры
- Объекты и субъекты веры
- Вера, надежда, любовь
- Религиозная вера
- Понятие веры в Каббале
- Примечания
- Монотеистические религии Авраамические религии Иудаизм
- Христианство
- Критика христианствa
- Этимология
- Основные вопросы эпистемологии
- Понятия и вопросы эпистемологии
- История эпистемологии
- Античная философия
- Философия средневековья
- Новоевропейская философия
- Немецкая классическая философия
- Неокантианство
- Марксизм
- Современная философия
- 2.2. Платонические теории познания
- 2.3. Имманентная теория познания
- 2.4. Трансцендентализм (Фихте)