logo
Религиове́дение

Этимология

Русский термин происходит от ц.-сл. языкъ, которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой / גוי и нохри / נכרי. Последние соответствуют в греческом переводе слову εθνοί, а в Вульгате – лат. gentilis.

В большинстве европейских языков используются термины, производные от латинского лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означающего исходно «сельский» или «провинциальный», и позднее использованное также для гражданского населения. В уничижительном смысле «неграмотный нехристанин» появляется в вульгарной латыни с IV века. После крещения и на Руси язычников называли «погаными».

Хтони́ческие божества́ (от греч. χθών, «земля, почва») – во многих религиях и мифологиях – божества, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т.д. Позже стали неотъемлемой частью пантеистических религий, иногда занимая в них главенствующее положение (до вытеснения их культами небесных и солнечных божеств).

Яркими примерами хтонических божеств являются:

Хтони́ческие существа (от греч. χθών, «земля, почва») или хтонические чудовища во многих религиях и мифологиях – существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т.д.

Среди характерных особенностей хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, органично сочетающееся с отсутствием созидательного начала, и оборотничеством.

К хтоническим существам относились также умершие предки, живущие в загробном мире (преисподней). Хтонический характер имеют и соперники демиурга – владыки преисподней.

В славянской традиции к хтоническим существам относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром, в том числе ворон, волк и др.

Сама земля в ряде традиций представлялась как хтоническое существо: растительность – шерсть, ноги – полуострова и т. п.

Хтонические существа связаны также с брачной символикой. Брак героя с хтонической богиней означал овладение землей (страной). Хтонические черты имеет образ богини-матери, мифической прародительницы, связанной также и со смертью (хаосом). Амбивалентный характер хтонических божеств обнаруживают мотивы брака с небесным богом, изгнавшим жену в нижний мир.

Панентеизм – термин философии Карла Христиана Краузе, который он определяет (в своей "D. reine d. i. allgemeine Lebenslehre und Philosophie der Geschichte", Геттинг., 1843) следующим обрзом (стр. 41): "Если сознано, что Бог в самом себе, под собой и через себя есть Мир, то отсюда вовсе еще не следует, что Бог есть мир: напротив, именно это-то и отрицается, ибо Мир есть совокупность конечного, под Богом, и через Бога, и в Боге. Таким образом истинное познание Бога вовсе не есть пантеизм или Allgotllehre или космотеизм или "Weltgottlehre", но напротив полное отрицаниe его - панентеизм".

Маниту – термин, аналогичный «душе», «духу» или «силе», в ряде близких фонетических вариантов принятый в традиционных анимистических воззрениях индейцев большинства алгонкинских народов. Маниту наделены каждое растение, камень и даже механизмы.

Маниту может быть представлен одновременно как личность и как понятие. В виде личности маниту воспринимается с целью возможности контакта, в первую очередь с силами природы. Маниту могут быть воплощены в лекарствах и амулетах: «маниту из трав» для лечения болезни, «бизоний маниту» с использованием шкуры бизона, используемый для удачной охоты.

В отличие от божеств классической мифологии, маниту не составляют иерархических структур.

В мифологии монтанье и наскапи маниту – подводные существа, хозяева местности, которым делаются подношения табаком во время путешествий.

Слово маниту послужило основой ряда географических названий: провинции Манитоба, острова Манитулин и озера Маниту на острове Манитулин в Канаде, города Маниту-Спрингс в Колорадо, Маниту-бич в Мичигане в США и др.

В терминологии, связанной с религиоведением, аналогичные природные силы называются маной (термин из этнографии Полинезии). Некоторые исследователи обнаруживают сходство концепции маниту с китайской концепцией ци, что широко используется в популярной культуре нью-эйдж.

В результате деятельности христианских миссионеров, слово маниту приобрело значение «бог-творец», по аналогии с Богом в христианстве. В переводах Библии на язык анишинабе использовалось сочетание «Гиче Маниту» (Великий Дух).

Благодаря вестернам Майн Рида и др. для маниту в европейской традиции также укрепился перевод «Великий Дух» и часто неправомерное распространение на верования индейцев, не относящихся к алгонкинам.

Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις – «знание» и λόγος – «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη, «знание» и λόγος – «слово, учение») – теория познания, раздел философии.

Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII в.;«эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй.