logo
Религиове́дение

Объект, предмет и метод когнитивного религиоведения

Объектом когнитивных исследований религии является религия как социально-психологический и познавательный феномен. Предметом – репрезентация религиозных идей в сознании, их моделирование в поведенческом акте (ритуал) и язык религии как механизм познания. Религиоведы-когнитологи отрицают научную значимость содержания любых форм теологического дискурса. Атрибуты религиозных агентов (богов, вампиров, духов и пр.) в когнитивной теории имеют отношение к действительности только тогда, когда имеют свое реальное существование в представлениях непосредственных носителей религии. Важно подчеркнуть, что любая форма теологического дискурса – не более чем рефлексия о формальных признаках религиозного агента, имеющая зачастую мало общего с естественными представлениями людей. Религиозная культура рассматривается в когнитивных исследования как эпифеномен и потому не нуждается в причинных объяснениях с позиций методологии рассматривемой науки.

Система общих принципов когнитивного религиоведения