Неокантианство
-
Только к концу XIX столетия термин «гносеология» входит в обиход в качестве обозначения особой науки, особой области исследований, которая в составе предыдущих классических философских систем сколько-нибудь чётко не выделялась, не конституировалась не только в особую науку, но даже в особый раздел.
Конституирование гносеологии в особую науку и исторически, и по существу связано с широким распространением неокантианства, которое на протяжении последней трети XIX столетия становится наиболее влиятельным направлением философской мысли Европы и превращается в официально признанную школу профессорско-университетской философии сначала в Германии, а затем во всех тех районах мира, откуда по традиции ездили в германские университеты люди, надеявшиеся получить там серьёзную профессионально-философскую подготовку.
Своеобразной чертой неокантианства была специфическая форма проблемы познания, которая, несмотря на все разногласия между различными ответвлениями школы, сводится к следующему: «…учение о знании, выясняющее условия, благодаря которым становится возможным бесспорно существующее знание, и в зависимости от этих условий устанавливающее границы, до которых может простираться какое бы то ни было знание и за которыми открывается область одинаково недоказуемых мнений, принято называть „теорией познания“ или „гносеологией“… Конечно, теория познания наряду с только что указанной задачей вправе поставить себе ещё и другие – дополнительные. Но, если она хочет быть наукой, имеющей смысл, то прежде всего она должна заниматься выяснением вопроса о существовании или несуществовании границ знания…»
Данное определение, принадлежащее русскому неокантианцу А. Введенскому, точно и чётко указывает особенности науки, которую «принято называть» гносеологией в литературе неокантианского направления и всех тех школ, которые возникли под его преобладающим влиянием.
- Предмет религиоведения
- 1. Предмет религиоведения – религия
- 2. Предмет религиоведения – религия, воспринимаемая особым образом
- 3. Предмет религиоведения неизвестен
- Основные разделы и учебные курсы направления подготовки / специальности “Религиоведение”
- Примечания
- Методология
- Формы философии религии
- Религия как социальное явление: основные черты
- Попытки научного осмысления религиозного опыта
- Основные функции религии
- Возникновение религии
- Религия и общество
- Религия и преступность
- Религия и политика
- Религии Древней Греции и Рима
- Авраамические религии
- Примечания
- Литература
- Описание
- Классификация новых религиозных движений Маргарет Тэлер Сингер (Margaret Thaler Singer) (психолог)
- Роналд Энрот (Ronald Enroth) (социолог)
- Майкл Лангуни (Michael d. Langone) (психолог)
- Новые религиозные движения на Украине
- Объект, предмет и метод когнитивного религиоведения
- Библиографический обзор
- Обзор основных концепций
- Глоссарий
- Примечания
- Бог как иллюзия
- Краткое содержание
- Глубоко религиозный неверующий
- Гипотеза Бога
- Доказательства существования Бога
- Почему почти наверняка Бога нет
- Жестокое обращение с детьми и побег из религии
- Как заполнить пустоту?
- Критические отзывы
- Примечания
- Мировое дерево в мировой культуре
- Мировое дерево и древнейшие концепции времени и пространства
- Фольклор
- Мировое дерево в сказках
- Мировое дерево как воплощение плодородия
- Знаки-синонимы мирового дерева
- Общие сведения
- Комплексный мем
- Меметика
- Интернет- и фидонет-мемы
- Медиамемы
- Примечания
- Литература
- История Нью-эйджа
- Предпосылки возникновения «Нью-эйджа»
- Развитие ранних идей «Нью-эйджа»
- Массовое развитие «Нью-эйджа» в 1980-е годы
- Положения мировоззрения нью-эйдж
- Критика нью-эйджа
- Ссылки на английском языке Академическое изучение нью-эйджа
- Наиболее характерные организации нью-эйджа
- Критика нью-эйджа
- Принципы учения Раэла
- Отношение раэлитов к религии
- Литература
- История слова «саентология»
- Основные идеи и принципы
- Треугольник аро
- Мост к полной свободе
- Цели саентологии
- Сходства и различия саентологии от других религий
- Практика
- Одитинг
- Обучение Конфиденциальные материалы саентологии
- История саентологии
- Течения саентологии
- Церковь Саентологии
- Свободная Зона
- Признание и поддержка
- Саентология и знаменитости
- Отзывы общественных и религиозных деятелей
- Разногласия и критика
- Случаи смерти, связанные с саентологией
- Саентология как религия
- Саентология как наука
- Саентология как культ
- Саентология как коммерческое предприятие
- Саентология против психиатрии
- Церковь Саентологии против интернета
- Космическая опера в саентологии
- Конфиденциальность одитинга
- Официальная литература саентологов
- Художественная литература л. Рона Хаббарда
- Другая литература
- Критика саентологии
- Церковь Саентологии
- Свободная Зона
- Исследования светских религиоведов
- Примечания
- Историческое использование термина
- Первое упоминание слова «сатанизм»
- Сатанизм XIX века
- Бытовое понимание
- Сатанизм ЛаВея
- Сатанизм в России
- Общие черты
- Лица, повлиявшие на сатанинскую философию
- Символика сатанистов
- Сатанинская паника
- Псевдосатанизм
- Предыстория
- История
- Церковная структура и правовой статус
- Догматические особенности Армянской Церкви
- Календарно-обрядовые особенности Армянской Церкви
- Между Россией, Турцией и Ираном
- История
- Современная структура
- Сводная таблица
- Примечания
- Партриархи Коптской Православной Церкви
- Самочинные автокефалии
- Другие самостоятельные православные церкви
- Примечания
- Определения
- Теории веры
- Объекты и субъекты веры
- Вера, надежда, любовь
- Религиозная вера
- Понятие веры в Каббале
- Примечания
- Монотеистические религии Авраамические религии Иудаизм
- Христианство
- Критика христианствa
- Этимология
- Основные вопросы эпистемологии
- Понятия и вопросы эпистемологии
- История эпистемологии
- Античная философия
- Философия средневековья
- Новоевропейская философия
- Немецкая классическая философия
- Неокантианство
- Марксизм
- Современная философия
- 2.2. Платонические теории познания
- 2.3. Имманентная теория познания
- 2.4. Трансцендентализм (Фихте)