logo search
ответы+по+Литургике+(2+курс+МФ)

4. Основные этапы истории развития богослужения грекоязычных Православных Церквей. Богослужение кафедральных храмов и монастырей Иерусалима и Константинополя.

Период IV-V веков в богослужебной практике отметился уничтожением агап – вечерей любви. Это также период возникновения первых монашеских Уставов - это краткие правила жизни монахов, почти не касающиеся богослужения: Ус­тав св. Василия Великого, Правила прп. Пахомия и некоторые другие Уставы.

период VI-VII века. Этот период нужно признать решительным и окончательным периодом формирования богослужебного Устава. Оформление суточного (или дневного) и годового кругов богослужения.

К VI в. в христианской Церкви возникло уже несколько довольно устойчивых типов богослуже­ний. Церковный год сложился, практически, уже до мелких подробностей, уже существует не­сколько типов богослужения.

Этот период ознаменован возрастанием влияния монашества на общую церковную жизнь и на бо­гослужение христианской Церкви, в монашеской среде творили песнотворцы, как св. Андрей Критский, св. Косьма Маюмский, св. Иоанн Дамаскин. Все они жили в VIII веке. К этому периоду относится сис­тематизация церковных напевов, В Восточной Церкви она была осуществлена св. Иоанном Дамаскиным, а в западной традиции – св. Григорием Великим.

С IX века начинается период, который должен быть назван периодом появления полных списков Устава.

1-й тип - соборно-приходского устава; этот Устав может быть назван также мирским уставом, сформировавшимся в больших кафедральных соборах, центрах христианского мира.

Устав Великой Константинопольской Церкви (храм Святой Софии). другое название этого сообщает св. Симеон Солунский: Устав песненных последований. это было преимущественно певческое ис­полнение богослужебных текстов, на Устав Святой Софии важное влияние оказала бли­зость императора и императорского двора. Император присутствовал за богослужением и даже участ­вовал в нем. Константинопольский императорский двор имел очень богатый и красивый церемониал, и эта жизнь двора, эта атмосфера торжественности, пышности, красоты форм не могла не отразиться на богослужении. чины совершались в Софии Константинопольской литургия, вечерня, утреня. Часы в письменных источниках не упоминаются. Под праздники совершалось богослужение, название которого переводит­ся как «всенощная», это богослужение не продолжалось всю ночь; оно относилось ко времени полуночи, к середине ночи, и совершалось под праздники. Более того, в некоторых памятни­ках говорится о том, что к нему присоединялся чин полунощницы. Т.е. это было торжественное бого­служение, которое совершалось в ночь под праздник.

Характерной службой Софии Константинопольской было так называемое тритоэкти («третье-шестой» час). чин, включал часы и полную литургию. В Софии Константино­польской были чрезвычайно распространены также так называемые литии или литании - торжественные церковные шествия с пением, с остановками для торжественного произношения екте­ний.

2-й тип - соборно-приходского Устава был Святогробский Типикон. Это – Устав богослужения в церкви, которую православная традиция называет Церковью Воскресения, а Западная – Церковью Гро­ба Господня. Этот типикон восходит к IV веку.

В целом, как тип, монашеский Устав вытеснил соборно-приходские Уставы.

1й – Устав Студийского монастыря в Константинопо­ле. Основание этого монастыря относят обычно к V веку, связывая его с именем римского сенатора Студия. Однако, по всей видимости, это легенда. Расцвет Студийского монастыря относится ко вре­мени начальствования там прп. Феодора Студита. Он был игуменом, знаменитейшим игуменом сту­дийского монастыря и скончался в 826 г. Прп. Феодор Студит прославился своей беззаветной исповеднической борьбой с иконоборчеством, в которой участвовали и насельники его монастыря. За основу прп. Феодор Студит взял Святогробский Типикон, несколько изменив его. На эти изменения более всего повлиял Устав св. Софии Константинопольской, прп. Феодор дополнил его собственными сочинениями и сочине­ниями насельников его монастыря. решающую роль в формировании христианского богослужения, сыграл Устав Иерусалимский, Устав богослужения Лавры прп. Саввы Освященного. Этот Устав первоначально, как и другие уставы, существовал в памяти, в устной традиции, в XI веке Никон Черногорец – он сначала подвизался в Раифском монастыре на Синае, а затем в монастыре на Черной горе близ Антиохии – решил зафиксировать богослужебную практику Иерусалима и близких ему палестинских монастырей. Никон обнаружил, что существует два основных типа устава: уставы студийские и уставы савваитские, связанные с Уставом прп. Саввы Ос­вященного. Он выяснил, что в каждом типе устава существует несколько редакций, существуют разногласия, существуют разночтения. занялся сравнением уставов и отдал предпочтение иерусалимскому Уставу. 1-он нашел бо­лее древние списки этого Устава, чем студийского, в савваитских уставах он нашел ссыл­ки, как он сам говорит, на Божественные Писания., третий: Никона Черногорца особенно привлек более строгий устав постов.

основным чертам иерусалимского Устава, к основным его отличиям от уста­вов студийского типа, то мы должны назвать следующие: верность древним традициям, более про­должительные службы, большее место Псалтири в богослужении и, наконец, введение такого бого­служения, которого не было в других уставах. мнение Никона Черногорца не было его частным суждением, это было сужде­ние Вселенской Церкви. Об этом свидетельствует переход от преимущественного влияния студийского Устава к влиянию савваитского Устава. Еще в IX веке многие уставы, более или менее похожие на студийский Устав, называли себя студийскими и ссылались на него. Период с IX по XI век – время преимущественного влияния студийского Устава в христианской церкви, но уже с XII века монастыри ориентируются на Саввину Лавру. И в этом можно усмотреть не только влияние исторических катастроф, разрушения и разграбления Константинополя в 1204 г. крестонос­цами, но и причины другого, более глубинного порядка.

XI, XII, XIII века это принятие савваитского, или, лучше будет его называть, иерусалимского Уста­ва Вселенской Церковью. И если первоначально в XI в. это Антиохийский патриархат и Малая Азия, то, например, в XII в. Иерусалимский Устав вводится на Афоне, где прежде был принят Студийский Устав. Но на Афоне были удержаны многие особенности первоначального для него Студийского Устава, и таким образом возник устав смешанного типа, который называется Святогорским Уставом – Устав Святой Горы Афон. В XII в. Иерусалимский Устав был принят в Грузии, в XIV в. – в Сербии.

Особенности, отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем: 1) во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня; 2) на «Господи, воззвах» число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе; 3) великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи; 4) по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники. Служба по Студийскому Уставу была короче и не так торжественна, как по Уставу Иерусалимскому, но богослужебные порядки этих двух Уставов постоянно оказывали влияние друг на друга. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский. Др. монашеские уставы: yстав Евеpгетидский (по названию монастыpя Св. Богоpодицы Евеpгетиды, т.е. Благодетельницы; монастыpь небольшой, был основан под Константинополем в 1048 годy). Этот yстав в главном следовал yставy Великой цеpкви, но во многом пpедставляет собой некое сочетание, компиляцию из pазных yставов. Еще один yстав – Святогоpский. На Афон сначала проникает Ст. у., затем Иер., в 11-12 вв. существуют параллельно, последний вытесняет первый.