8. Устройство храма. Богослужебная утварь. 22-25 главы Типикона. Литургическое почитание св. Икон и св. Мощей.
устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, Иногда в основании лежит круг – знак вечности или восьмиугольная звезда, иногда крест. Завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.
Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница.
Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, нев и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части (нев) стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Перед входом в притвор устраивается папертью.
Христианские храмы строятся алтарем на восток – в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока», все алтари, кроме главного, называются приделами. Самая важная часть храма – алтарь. «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня – престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю – из белого полотна и верхнюю – из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом.
Налево от престола, в северной части алтаря, жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения. Алтарь отделяется от среднего храма - иконостасом. Боковые двери – северную и южную – называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево – Божией Матери, далее – образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Иконы также размещаются по стенам храма в рамах – киотах, лежат на аналоях – особых столиках с наклонной крышкой.
Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой – полукруглый выступ перед царскими вратами – именуется амвоном. По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах. имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.
При св. Патриархе Фотии в IX веке в Византии был собран целый собор, на котором обсуждалась система росписи крестово-купольного храма. В Церкви сознавалась необходимость осмыслить то пространство, в котором совершается богослужение. Естественно, в куполе изображался Христос, в апсиде – малом куполе – Божия Матерь, на четырех парусах – евангелисты, проповедовавшие Евангелие на четыре конца света, в алтаре изображалась Евхаристия, причащение апостолов Христом и святые отцы, учители Церкви. На столпах изображались мученики, на крови которых утвердилась Церковь. Таким образом, храм был земным небом, и, более того, он являл преображенный космос, все мироздание.
22-25 главы Типикона.
Указания о священнодействиях
22 – О порядке и времени каждения.
23 – Об отъятии завесы и открытии царских врат.
24 – О времени зажигания свечей в праздничные дни.
25 – То же, в будничные дни. Правила, относительно стоящих в храме (гл. 26-33).
Литургическое почитание св. икон и св. мощей.
В последующие века (после VIII в.) календари отмечают не только памяти отдельных святых, то есть дни мученической кончины, но и обретение их мощей или перенесение их из одного города в другой и т. п.
Чествование святых включается в категорию праздников потому, что в святых прославляется Христос, о чем постоянно и ясно говорится в песнопениях и в других обращениях к ним; ибо святыми исполнен завет апостола: «да вселится в вас Христос». Прикасаемся мы к иконе святого или к мощам, – руководимые не расчетом получить освящение от них или некую силу, особую благодать, а естественным желанием выразить действием свое почитание, свою любовь к святому.
- Экзаменационные ответы по предмету «Литургика»
- II курс, 2006 / 2007 г.
- 1. Предмет Литургики. Тематическое деление науки о богослужении. Историография Литургики.
- 2. Литургическое время. Богослужебные круги.
- 6. Годовой.
- 3. Корпус богослужебных книг Православной Церкви.
- Требник – содержатся таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; панихиды, отпевания, разные чины освящения, т.Е. Чинопоследования частных молений.
- 4. Основные этапы истории развития богослужения грекоязычных Православных Церквей. Богослужение кафедральных храмов и монастырей Иерусалима и Константинополя.
- 5. Основные этапы истории развития богослужения Русской Православной Церкви.
- 6. Евхаристия и Таинства в системе богослужебных циклов. Система постов. 8, 32-36 главы Типикона. Общественное и «частное» богослужение.
- 7. Совершители богослужения. Священная иерархия. Служебное священство клириков и общее священство мирян. Богослужебные облачения.
- 3. Виды богослужебных облачений:
- 8. Устройство храма. Богослужебная утварь. 22-25 главы Типикона. Литургическое почитание св. Икон и св. Мощей.
- 9. Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов.
- 10. Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. 11 глава Типикона. Октоих. Система осмогласия. Подобны и самогласны.
- 11. Соотношение Месяцеслова и триодного циклов. Система праздников Месяцеслова. Знаки праздников Месяцеслова. 47 глава Типикона. Минеи служебные и Общая.
- 12. Типикон, его состав.
- 13. Пение библейских текстов за богослужением: псалмы, библейские песни, прокимен, антифон.
- 14. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, ексапостиларий, стихира, кондак, канон.
- 15. Гимнографический канон: структура, связь библейских песен и песней канона. Употребление канонов за богослужением.
- 16. Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.
- 17. Общее начало и его место в богослужениях. Богослужебные отпусты.
- 2) Малый отпуст.
- Отпуст совершается: после 1-го час,на великом повечерии, на великой среде (изобразительные)
- 3А) Праздничный краткий:
- 3Б) Праздничный полный:
- 18. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные вечерня и повечерие. 9 глава Типикона.
- 19. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона.
- 20. Часы: виды и чинопоследование.
- 21. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной вечерни. 1-5 главы Типикона. Повечерие в субботу вечером (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- 22. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной утрени. 1-5 главы Типикона. Воскресная полунощница (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- Кнн: св б/з 6-рич и слав
- 23. Богослужение средних и великих праздников Месяцеслова. 6 и 49 главы Типикона.
- 24. Рождественский пост. Предпразднство Рождества и Богоявления. Рождественский и Крещенский сочельники.
- 25. Рождество Христово. Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Богоявление.
- 26. Сретение Господне.
- 27. Постная Триодь. 49 глава Типикона. Система памятей великопостного и подготовительного к Посту циклов.
- 28. Приготовительный период к Великому посту
- 29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
- 30. Богослужение на Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (в текущем года совпал с Великой Субботой).
- 31. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Вечерня и повечерие.
- 32. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Полунощница и утреня.
- 33. Совершение Литургии в период пения Постной Триоди.
- 34. Литургия Преждеосвященных Даров.
- 35. Лазарева суббота. Неделя ваий.
- 36. Великие Понедельник, Вторник и Среда. Утреня Великого Четвертка.
- 37. Вечерня и Литургия Великого Четвертка. Утреня Великого Пятка.
- 38. Часы, изобразительны и вечерня в Великий Пяток.
- 39. Великая Суббота.
- 41. Пасха Господня.
- 41. Светлая седмица. Сравнение служб первого дня Пасхи и других дней Светлой седмицы.
- 42. Антипасха и ее попразднство.
- 43. Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона.
- 44. Неделя Святой Пятидесятницы и ее попразднство. Понедельник Св. Духа.
- 45. Апостольский пост. 51 глава Типикона.
- 46. Суббота в седмичном и годовом богослужебном круге.
- 47. Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы. Чины отпеваний.
- 48. Великое и малое освящение воды. Воздвижение Креста. Освящение храма. Освящение мира.
- 49. Система библейских богослужебных чтений. Богослужебные Евангелие, Апостол, Псалтирь. Богослужебное Евангелие
- 50. Устав чтения Псалтири. 17-я глава Типикона.
- 52. Византийский чин Божественной Литургии. Изменяемые части Литургии.