logo
ответы+по+Литургике+(2+курс+МФ)

8. Устройство храма. Богослужебная утварь. 22-25 главы Типикона. Литургическое почитание св. Икон и св. Мощей.

устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, Иногда в основании лежит круг – знак вечности или восьмиугольная звезда, иногда крест. Завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, нев и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части (нев) стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Перед входом в притвор устраивается папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток – в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока», все алтари, кроме главного, называются приделами. Самая важная часть храма – алтарь. «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня – престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю – из белого полотна и верхнюю – из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом.

Налево от престола, в северной части алтаря, жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения. Алтарь отделяется от среднего храма - иконостасом. Боковые двери – северную и южную – называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево – Божией Матери, далее – образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах – киотах, лежат на аналоях – особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой – полукруглый выступ перед царскими вратами – именуется амвоном. По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах. имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

При св. Патриархе Фотии в IX веке в Византии был собран целый собор, на кото­ром обсуждалась система росписи крестово-купольного храма. В Церкви сознавалась необходимость осмыслить то пространство, в котором совершается богослужение. Естественно, в куполе изображался Христос, в апсиде – малом куполе – Божия Матерь, на четырех парусах – евангелисты, пропове­довавшие Евангелие на четыре конца света, в алтаре изображалась Евхаристия, причащение апосто­лов Христом и святые отцы, учители Церкви. На столпах изображались мученики, на крови которых утвердилась Церковь. Таким образом, храм был земным небом, и, более того, он являл преображен­ный космос, все мироздание.

22-25 главы Типикона.

Указания о священнодействиях

22 – О порядке и времени каждения.

23 – Об отъятии завесы и открытии царских врат.

24 – О времени зажигания свечей в праздничные дни.

25 – То же, в будничные дни. Правила, относительно стоящих в храме (гл. 26-33).

Литургическое почитание св. икон и св. мощей.

В последующие века (после VIII в.) календари отмечают не только памяти отдельных святых, то есть дни мученической кончины, но и обретение их мощей или перенесение их из одного города в другой и т. п.

Чествование святых включается в категорию праздников потому, что в святых прославляется Христос, о чем постоянно и ясно говорится в песнопениях и в других обращениях к ним; ибо святыми исполнен завет апостола: «да вселится в вас Христос». Прикасаемся мы к иконе святого или к мощам, – руководимые не расчетом получить освящение от них или некую силу, особую благодать, а естественным желанием выразить действием свое почитание, свою любовь к святому.