4. Основные этапы истории развития богослужения грекоязычных Православных Церквей. Богослужение кафедральных храмов и монастырей Иерусалима и Константинополя.
Период IV-V веков в богослужебной практике отметился уничтожением агап – вечерей любви. Это также период возникновения первых монашеских Уставов - это краткие правила жизни монахов, почти не касающиеся богослужения: Устав св. Василия Великого, Правила прп. Пахомия и некоторые другие Уставы.
период VI-VII века. Этот период нужно признать решительным и окончательным периодом формирования богослужебного Устава. Оформление суточного (или дневного) и годового кругов богослужения.
К VI в. в христианской Церкви возникло уже несколько довольно устойчивых типов богослужений. Церковный год сложился, практически, уже до мелких подробностей, уже существует несколько типов богослужения.
Этот период ознаменован возрастанием влияния монашества на общую церковную жизнь и на богослужение христианской Церкви, в монашеской среде творили песнотворцы, как св. Андрей Критский, св. Косьма Маюмский, св. Иоанн Дамаскин. Все они жили в VIII веке. К этому периоду относится систематизация церковных напевов, В Восточной Церкви она была осуществлена св. Иоанном Дамаскиным, а в западной традиции – св. Григорием Великим.
С IX века начинается период, который должен быть назван периодом появления полных списков Устава.
1-й тип - соборно-приходского устава; этот Устав может быть назван также мирским уставом, сформировавшимся в больших кафедральных соборах, центрах христианского мира.
Устав Великой Константинопольской Церкви (храм Святой Софии). другое название этого сообщает св. Симеон Солунский: Устав песненных последований. это было преимущественно певческое исполнение богослужебных текстов, на Устав Святой Софии важное влияние оказала близость императора и императорского двора. Император присутствовал за богослужением и даже участвовал в нем. Константинопольский императорский двор имел очень богатый и красивый церемониал, и эта жизнь двора, эта атмосфера торжественности, пышности, красоты форм не могла не отразиться на богослужении. чины совершались в Софии Константинопольской литургия, вечерня, утреня. Часы в письменных источниках не упоминаются. Под праздники совершалось богослужение, название которого переводится как «всенощная», это богослужение не продолжалось всю ночь; оно относилось ко времени полуночи, к середине ночи, и совершалось под праздники. Более того, в некоторых памятниках говорится о том, что к нему присоединялся чин полунощницы. Т.е. это было торжественное богослужение, которое совершалось в ночь под праздник.
Характерной службой Софии Константинопольской было так называемое тритоэкти («третье-шестой» час). чин, включал часы и полную литургию. В Софии Константинопольской были чрезвычайно распространены также так называемые литии или литании - торжественные церковные шествия с пением, с остановками для торжественного произношения ектений.
2-й тип - соборно-приходского Устава был Святогробский Типикон. Это – Устав богослужения в церкви, которую православная традиция называет Церковью Воскресения, а Западная – Церковью Гроба Господня. Этот типикон восходит к IV веку.
В целом, как тип, монашеский Устав вытеснил соборно-приходские Уставы.
1й – Устав Студийского монастыря в Константинополе. Основание этого монастыря относят обычно к V веку, связывая его с именем римского сенатора Студия. Однако, по всей видимости, это легенда. Расцвет Студийского монастыря относится ко времени начальствования там прп. Феодора Студита. Он был игуменом, знаменитейшим игуменом студийского монастыря и скончался в 826 г. Прп. Феодор Студит прославился своей беззаветной исповеднической борьбой с иконоборчеством, в которой участвовали и насельники его монастыря. За основу прп. Феодор Студит взял Святогробский Типикон, несколько изменив его. На эти изменения более всего повлиял Устав св. Софии Константинопольской, прп. Феодор дополнил его собственными сочинениями и сочинениями насельников его монастыря. решающую роль в формировании христианского богослужения, сыграл Устав Иерусалимский, Устав богослужения Лавры прп. Саввы Освященного. Этот Устав первоначально, как и другие уставы, существовал в памяти, в устной традиции, в XI веке Никон Черногорец – он сначала подвизался в Раифском монастыре на Синае, а затем в монастыре на Черной горе близ Антиохии – решил зафиксировать богослужебную практику Иерусалима и близких ему палестинских монастырей. Никон обнаружил, что существует два основных типа устава: уставы студийские и уставы савваитские, связанные с Уставом прп. Саввы Освященного. Он выяснил, что в каждом типе устава существует несколько редакций, существуют разногласия, существуют разночтения. занялся сравнением уставов и отдал предпочтение иерусалимскому Уставу. 1-он нашел более древние списки этого Устава, чем студийского, в савваитских уставах он нашел ссылки, как он сам говорит, на Божественные Писания., третий: Никона Черногорца особенно привлек более строгий устав постов.
основным чертам иерусалимского Устава, к основным его отличиям от уставов студийского типа, то мы должны назвать следующие: верность древним традициям, более продолжительные службы, большее место Псалтири в богослужении и, наконец, введение такого богослужения, которого не было в других уставах. мнение Никона Черногорца не было его частным суждением, это было суждение Вселенской Церкви. Об этом свидетельствует переход от преимущественного влияния студийского Устава к влиянию савваитского Устава. Еще в IX веке многие уставы, более или менее похожие на студийский Устав, называли себя студийскими и ссылались на него. Период с IX по XI век – время преимущественного влияния студийского Устава в христианской церкви, но уже с XII века монастыри ориентируются на Саввину Лавру. И в этом можно усмотреть не только влияние исторических катастроф, разрушения и разграбления Константинополя в 1204 г. крестоносцами, но и причины другого, более глубинного порядка.
XI, XII, XIII века – это принятие савваитского, или, лучше будет его называть, иерусалимского Устава Вселенской Церковью. И если первоначально в XI в. это Антиохийский патриархат и Малая Азия, то, например, в XII в. Иерусалимский Устав вводится на Афоне, где прежде был принят Студийский Устав. Но на Афоне были удержаны многие особенности первоначального для него Студийского Устава, и таким образом возник устав смешанного типа, который называется Святогорским Уставом – Устав Святой Горы Афон. В XII в. Иерусалимский Устав был принят в Грузии, в XIV в. – в Сербии.
Особенности, отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем: 1) во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня; 2) на «Господи, воззвах» число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе; 3) великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи; 4) по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники. Служба по Студийскому Уставу была короче и не так торжественна, как по Уставу Иерусалимскому, но богослужебные порядки этих двух Уставов постоянно оказывали влияние друг на друга. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский. Др. монашеские уставы: yстав Евеpгетидский (по названию монастыpя Св. Богоpодицы Евеpгетиды, т.е. Благодетельницы; монастыpь небольшой, был основан под Константинополем в 1048 годy). Этот yстав в главном следовал yставy Великой цеpкви, но во многом пpедставляет собой некое сочетание, компиляцию из pазных yставов. Еще один yстав – Святогоpский. На Афон сначала проникает Ст. у., затем Иер., в 11-12 вв. существуют параллельно, последний вытесняет первый.
- Экзаменационные ответы по предмету «Литургика»
- II курс, 2006 / 2007 г.
- 1. Предмет Литургики. Тематическое деление науки о богослужении. Историография Литургики.
- 2. Литургическое время. Богослужебные круги.
- 6. Годовой.
- 3. Корпус богослужебных книг Православной Церкви.
- Требник – содержатся таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; панихиды, отпевания, разные чины освящения, т.Е. Чинопоследования частных молений.
- 4. Основные этапы истории развития богослужения грекоязычных Православных Церквей. Богослужение кафедральных храмов и монастырей Иерусалима и Константинополя.
- 5. Основные этапы истории развития богослужения Русской Православной Церкви.
- 6. Евхаристия и Таинства в системе богослужебных циклов. Система постов. 8, 32-36 главы Типикона. Общественное и «частное» богослужение.
- 7. Совершители богослужения. Священная иерархия. Служебное священство клириков и общее священство мирян. Богослужебные облачения.
- 3. Виды богослужебных облачений:
- 8. Устройство храма. Богослужебная утварь. 22-25 главы Типикона. Литургическое почитание св. Икон и св. Мощей.
- 9. Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов.
- 10. Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. 11 глава Типикона. Октоих. Система осмогласия. Подобны и самогласны.
- 11. Соотношение Месяцеслова и триодного циклов. Система праздников Месяцеслова. Знаки праздников Месяцеслова. 47 глава Типикона. Минеи служебные и Общая.
- 12. Типикон, его состав.
- 13. Пение библейских текстов за богослужением: псалмы, библейские песни, прокимен, антифон.
- 14. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, ексапостиларий, стихира, кондак, канон.
- 15. Гимнографический канон: структура, связь библейских песен и песней канона. Употребление канонов за богослужением.
- 16. Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.
- 17. Общее начало и его место в богослужениях. Богослужебные отпусты.
- 2) Малый отпуст.
- Отпуст совершается: после 1-го час,на великом повечерии, на великой среде (изобразительные)
- 3А) Праздничный краткий:
- 3Б) Праздничный полный:
- 18. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные вечерня и повечерие. 9 глава Типикона.
- 19. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона.
- 20. Часы: виды и чинопоследование.
- 21. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной вечерни. 1-5 главы Типикона. Повечерие в субботу вечером (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- 22. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной утрени. 1-5 главы Типикона. Воскресная полунощница (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- Кнн: св б/з 6-рич и слав
- 23. Богослужение средних и великих праздников Месяцеслова. 6 и 49 главы Типикона.
- 24. Рождественский пост. Предпразднство Рождества и Богоявления. Рождественский и Крещенский сочельники.
- 25. Рождество Христово. Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Богоявление.
- 26. Сретение Господне.
- 27. Постная Триодь. 49 глава Типикона. Система памятей великопостного и подготовительного к Посту циклов.
- 28. Приготовительный период к Великому посту
- 29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
- 30. Богослужение на Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (в текущем года совпал с Великой Субботой).
- 31. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Вечерня и повечерие.
- 32. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Полунощница и утреня.
- 33. Совершение Литургии в период пения Постной Триоди.
- 34. Литургия Преждеосвященных Даров.
- 35. Лазарева суббота. Неделя ваий.
- 36. Великие Понедельник, Вторник и Среда. Утреня Великого Четвертка.
- 37. Вечерня и Литургия Великого Четвертка. Утреня Великого Пятка.
- 38. Часы, изобразительны и вечерня в Великий Пяток.
- 39. Великая Суббота.
- 41. Пасха Господня.
- 41. Светлая седмица. Сравнение служб первого дня Пасхи и других дней Светлой седмицы.
- 42. Антипасха и ее попразднство.
- 43. Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона.
- 44. Неделя Святой Пятидесятницы и ее попразднство. Понедельник Св. Духа.
- 45. Апостольский пост. 51 глава Типикона.
- 46. Суббота в седмичном и годовом богослужебном круге.
- 47. Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы. Чины отпеваний.
- 48. Великое и малое освящение воды. Воздвижение Креста. Освящение храма. Освящение мира.
- 49. Система библейских богослужебных чтений. Богослужебные Евангелие, Апостол, Псалтирь. Богослужебное Евангелие
- 50. Устав чтения Псалтири. 17-я глава Типикона.
- 52. Византийский чин Божественной Литургии. Изменяемые части Литургии.