48. Великое и малое освящение воды. Воздвижение Креста. Освящение храма. Освящение мира.
Вынос креста. Во время великого славословия священник в полном облачении совершает с диаконом каждение (триады) вокруг св. Престола, на котором лежит св. Крест.
По окончании великого славословия священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед Престолом и во время пения особым напевом последнего «Святый Боже...» поднимает Крест на главу. (В это время царские врата бывают открытыми). Через горнее место он выходит из алтаря северными дверями с идущим впереди его диаконом (с кадилом) (против солнца). Обойдя с Крестом внутреннюю часть храма, священник подходит к царским вратам и произносит возглас: «Премудрость, прости». Хор поет (трижды): «Спаси, Господи, люди Твоя...»
Крест обычно выносится на середину храма и полагается на уготованном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и после этого поет (если не совершается чин Воздвижения): «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» (трижды), творя земной поклон после каждого пения тропаря. При пении стихир праздника, молящимися совершается поклонение Кресту и целование его. С. ектения: «Помилуй нас, Боже...», и далее все совершается по обычаю.
Чин Воздвижения Креста. Совершается в соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея. взяв на главу Честный Крест с живыми цветами, он становится на уготованное для этой цели месте (кафедру) лицом к востоку и начинает первое воздвижение. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон (держа в левой руке свечу, а в правой кадило) и громко возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет: «Господи, помилуй (100 раз).
Вначале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины «сотницы» медленно преклоняет главу свою с Крестом, насколько можно низко, «на пядь до земли». По мере опускания Креста звучание хора понижается, стихает. При пении второй половины «сотницы» настоятель медленно поднимается. При пении «Господи, помилуй» в 97-й раз настоятель выпрямляется и опять трижды осеняет Крестом на восток.
Второе воздвижение. Настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную стороны, и стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина…». Хор – «Господи, помилуй» (100 раз). Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение – лицом на юг. Диакон возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея. Рцем вси». Хор – «Господи, помилуй» 100р. Четвертое воздвижение – лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Пятое воздвижение – опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов им рцем вси». «Слава, и ныне» и кондак: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже…». При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поется «Кресту Твоему...», стихиры на поклонение Кресту и далее все по чину. Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектения опускается и произносится сразу просительная: «Исполним утреннюю молитву нашу». Если же чин Воздвижения не совершался, тогда после поклонения Кресту и стихир Кресту произносятся обе ектении – сугубая и просительная.
Водоосвящение. Вода уже как Богом сотворенная тем самым есть, хоть и отдаленная, участница культа. Малое водоосвящение (малая агиасма, освящаемая осенением креста и молитвой священника) подобно великому. Великая агиасма – «то макрон агиасма» – освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением – в ней, внутри ее совершаемым, и более сильными и сложными молитвами и песнопениями (воспоминание Крещения Господня – освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти).
Чин великого водоосвящения. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу...» (если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье).
Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди.
Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа» (трижды), «Днесь вод освящается естество...» (дважды), «Яко человек на реку пришел еси...» (дважды.), «Слава, и ныне», «Ко гласу вопиющего в пустыни...». Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1 – 10; 55, 1 – 13; 12, 3-6). Затем читают послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев. читается Евангелие от Марка (1, 9 – 12), где апостол повествует о самом Крещении Господа. М. ектения: «Миром Господу помолимся...», в которой возносятся торжественные прошения об освящении воды. Свящ. читает сначала молитву тайную, а потом велегласную, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду. Одновременно бывает каждение над водой. троекратным благословением ее рукою пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию». По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны. Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божии благодеяния величество...» иерей окропляет весь храм. Затем поется: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века», и бывает совершенный отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...».
Малое водоосвящение. Малое водоосвящение положено совершать 1-го августа – на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, малое водоосвящение положено совершать и в день Преполовения. Бывает также перед литургией в храме в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд совершается по желанию верующих в соединении с молебным пением.
После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою...». Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем...» (дважды), «Не умолчим никогда, Богородице...». При этом иерей кадит крестообразно воду. Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже...» И вместо канона поются тропари: «Еже радуйся ангелом приимшая...» (дважды) и далее до конца. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник произносит: «Яко свят еси, Боже наш...». Тропари: «Ныне наста время всех освящающее». При пении тропарей бывает каждение храма или дома. По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 11 – 18). Затем произносится аллилуйарий и читается Евангелие (Ин. 5, 1-4).
ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. совершают каждение воды. священник читает молитву об освящении воды: «Боже, Боже наш, Великий в совете...» и затем тайную молитву: «Приклони, Господи, ухо Твое...» Кроме этих молитв, иногда читается еще особая: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа!..».
свящ. , взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя»... (трижды) и «Твоих даров...». Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь, при этом поют тропари: «Источник исцелений...» и «Призри на моление раб Твоих...» Водоосвящение оканчивается молитвословиями литии. Сначала произносится сокращенная сугубая ектения: «Помилуй нас. Боже», состоящая из двух прошений. После первого поется: «Господи, помилуй» (трижды), а после второго – 40 раз. Затем читается молитва «Владыко Многомилостиво...», которая положена на всенощном бдении, на литии. Затем бывает отпуст.
Освящение храма – совершает архиерей (если священник то чин совершается без закладки в престол мощей). Накануне совершается всенощное бдение. Ставят престол и утверждают на него доску (с чтением молитв). Прибивают ее гвоздями и омывают престол, кропят святой водой, растирают смесью св.воды, вина и розового масла. Престол облачается в срачицу (опоясывают веревкой трижды) и индитию. Кропят св. водой и облачают жертвенник, ставят на него сосуды. Открываются врата, кропится алтарь и храм, стены помазываются св. миром. Совершается крестный ход с антиминсом (если архиерей – то в другой храм за мощами, по возвращении мощи помещаются в престол – все действия с молитвами и пением). Начинается литургия.
Освящение мира. Совершает патриарх. На крестопоклонной неделе начинается подбор масла и вина, трав и ароматов. В понедельник страстной седмицы патриарх сосвященниками в мироварной палате освящает вещества и начинает мироварение (продолжается 3 дня). Миро разливают в 12 сосудов, несут в алтарь ставят вокруг жертвенника. Торжественное перенесение мира повторяется на великом входе литургии великого четвертка. Сосуды ставятся вокруг, а один на престол. Сосуды открываются перед освящением Даров. Патриарх благословляет каждый сосуд и читает молитву. Еще раз благословляет каждый сосуд после преложениея. Сосуды переносятся в хранилище.
- Экзаменационные ответы по предмету «Литургика»
- II курс, 2006 / 2007 г.
- 1. Предмет Литургики. Тематическое деление науки о богослужении. Историография Литургики.
- 2. Литургическое время. Богослужебные круги.
- 6. Годовой.
- 3. Корпус богослужебных книг Православной Церкви.
- Требник – содержатся таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; панихиды, отпевания, разные чины освящения, т.Е. Чинопоследования частных молений.
- 4. Основные этапы истории развития богослужения грекоязычных Православных Церквей. Богослужение кафедральных храмов и монастырей Иерусалима и Константинополя.
- 5. Основные этапы истории развития богослужения Русской Православной Церкви.
- 6. Евхаристия и Таинства в системе богослужебных циклов. Система постов. 8, 32-36 главы Типикона. Общественное и «частное» богослужение.
- 7. Совершители богослужения. Священная иерархия. Служебное священство клириков и общее священство мирян. Богослужебные облачения.
- 3. Виды богослужебных облачений:
- 8. Устройство храма. Богослужебная утварь. 22-25 главы Типикона. Литургическое почитание св. Икон и св. Мощей.
- 9. Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов.
- 10. Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. 11 глава Типикона. Октоих. Система осмогласия. Подобны и самогласны.
- 11. Соотношение Месяцеслова и триодного циклов. Система праздников Месяцеслова. Знаки праздников Месяцеслова. 47 глава Типикона. Минеи служебные и Общая.
- 12. Типикон, его состав.
- 13. Пение библейских текстов за богослужением: псалмы, библейские песни, прокимен, антифон.
- 14. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, ексапостиларий, стихира, кондак, канон.
- 15. Гимнографический канон: структура, связь библейских песен и песней канона. Употребление канонов за богослужением.
- 16. Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.
- 17. Общее начало и его место в богослужениях. Богослужебные отпусты.
- 2) Малый отпуст.
- Отпуст совершается: после 1-го час,на великом повечерии, на великой среде (изобразительные)
- 3А) Праздничный краткий:
- 3Б) Праздничный полный:
- 18. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные вечерня и повечерие. 9 глава Типикона.
- 19. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона.
- 20. Часы: виды и чинопоследование.
- 21. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной вечерни. 1-5 главы Типикона. Повечерие в субботу вечером (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- 22. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной утрени. 1-5 главы Типикона. Воскресная полунощница (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- Кнн: св б/з 6-рич и слав
- 23. Богослужение средних и великих праздников Месяцеслова. 6 и 49 главы Типикона.
- 24. Рождественский пост. Предпразднство Рождества и Богоявления. Рождественский и Крещенский сочельники.
- 25. Рождество Христово. Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Богоявление.
- 26. Сретение Господне.
- 27. Постная Триодь. 49 глава Типикона. Система памятей великопостного и подготовительного к Посту циклов.
- 28. Приготовительный период к Великому посту
- 29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
- 30. Богослужение на Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (в текущем года совпал с Великой Субботой).
- 31. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Вечерня и повечерие.
- 32. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Полунощница и утреня.
- 33. Совершение Литургии в период пения Постной Триоди.
- 34. Литургия Преждеосвященных Даров.
- 35. Лазарева суббота. Неделя ваий.
- 36. Великие Понедельник, Вторник и Среда. Утреня Великого Четвертка.
- 37. Вечерня и Литургия Великого Четвертка. Утреня Великого Пятка.
- 38. Часы, изобразительны и вечерня в Великий Пяток.
- 39. Великая Суббота.
- 41. Пасха Господня.
- 41. Светлая седмица. Сравнение служб первого дня Пасхи и других дней Светлой седмицы.
- 42. Антипасха и ее попразднство.
- 43. Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона.
- 44. Неделя Святой Пятидесятницы и ее попразднство. Понедельник Св. Духа.
- 45. Апостольский пост. 51 глава Типикона.
- 46. Суббота в седмичном и годовом богослужебном круге.
- 47. Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы. Чины отпеваний.
- 48. Великое и малое освящение воды. Воздвижение Креста. Освящение храма. Освящение мира.
- 49. Система библейских богослужебных чтений. Богослужебные Евангелие, Апостол, Псалтирь. Богослужебное Евангелие
- 50. Устав чтения Псалтири. 17-я глава Типикона.
- 52. Византийский чин Божественной Литургии. Изменяемые части Литургии.