50. Устав чтения Псалтири. 17-я глава Типикона.
Псалтирь является ядром и основой богослужений. Нет ни одной службы суточного круга, где бы она не звучала
Псалтирь читается в виде:-кафизм: на вечерне, утрени, -прокимнов,-отдельных стихов или псалмов. Основные особенности чтения Псалтири: за неделю прочитывается 1 раз; в Великий Пост 2 раза (кроме Страстной); 17 кафизма читается всегда либо на полунощнице, либо на утрени (если нет полиелея).
Устав чтения Псалтири вне периода В.П.:
В периоды: 1)от фоминой недели до отдания Пасхи; 2)от предпразднства Р.Х. до отдания Богоявления; 3)всю мясопустную и сырную седмицы.
Особенности чтения: В субботу вечером – всегда 1-я, На воскресной утрени 2, 3 и 17 (либо полиелей); В воскресенье вечером кафизм нет, В течение недели до вечера четверга, В пятницу перестановка – всегда читается 18 «Непорочны», «Песнь степеней», Утром всегда 2 кафизмы, вечером 1, В субботу утром всегда 16, 17
Псалтирь читается:Вс.- вечерня (суббота вечер) 1-я – «Блажен муж»;Вс. – утреня 2,3 и 17 (либо вместо 17 полиелей, если назначен) ;Вс. вечер – отменяется, т.к. было всенощное бдение накануне.; Пн. – утро 4,5 – вечер 6; Вт.- утро 7,8, – вечер 9; Ср.- утро 10,11 – вечер 12; Чт.- утро 13,14 - вечер 15; Пт. – утро 19,20 – вечер всегда 18; Сб. утро – 16, 17
Полунощница: на воскресной кафизм нет, седмичные дни всегда 17-я, в субботу – 9-я.
В периоды: 4) от отдания воздвижения до предпразднства Р.Х.; 5) от отдания Богоявления до субботы перед Неделей о блудном сыне
Особенности: -На каждой воскресной утрени полиелей, следовательно отмена 17 кафизмы; -На утрени – 3 кафизмы, на вечерни читается 18 кафизма; - На вечерни понедельника (в воскресенье вечером) – кафизм нет; - Если совершается служба с красными знаками: славословные, полиелейные, бденные, то на утрени читаются первые 2 кафизмы, а третья читается на вечерни, вытесняя 18-ю.
Устав чтения Псалтири во время Великого Поста.
- прочитывается дважды за седмицу; кафизмы читаются на часах, кроме воскресных и субботних дней.; кафизмы есть на всех часах кроме 1-го в пн. и пт. и 9-го в пт.; на утрени 3 кафизмы, во все будние дни вечером –18 ; в субботу и воскресенье изменений нет (так же как и вне В.П.)
Такой порядок чтений в 1,2,3,4 и 6 седмицу:
Схема: Сб. вечер – 1; Вс. утро -2,3 и 17,Вс. вечер – нет; Пн. утро.4,5,6, 3час – 7, 6час –8, 9час – 9; Вт. утро. – 10,11,12, 1час – 13, 3час – 14, 6 час – 15, 9 час –16; Ср. утро – 19,20,1 (начало второго круга), На часах – 2,3,4,5; Чв. утро. – 6,7,8 На часах – 9,10,11,12; Пт. утро. – 13,14,15, 3час – 19, 6час – 20, Сб. утро. – 16,17
Особенности чтения Псалтири на 5 седмице В.П: На часах и вечерне в воскресенье вечером кафизм нет; На утрене четверга только одна кафизма – 8-я (единственный случай в году) т.к. читается канон Андрея Критского.; На 1часе в пн. и чт. нет кафизм; Вечером в пн.10-я, во вт. 19-я, в чт. 12, а не 18-я кафизма
Устав чтения Псалтири на Страстной седмице
Псалтирь читается только первые 3 дня (не считая 17 кафизмы в Великую субботу); прочитывается полностью, последний раз читается на ЛПД в среду.; На утрени – три кафизмы; На 1и 9 часе во все дни – кафизм нет;На вечерни – 18 кафизма; В субботу на утрени –17 кафизма с похвалами.
Пеpвый период от недели Фоминой до отдания Воздвижения (чеpез неделю после Пасхи, а отдание Воздвижения – 21 сентябpя). Втоpой пеpиод, когда Псалтиpь читается pовно таким же обpазом: от пpедпpазднства Рождества Хpистова до отдания Богоявления (от 20 декабpя по 14 янваpя). Тpетий пеpиод года, когда Псалтиpь читается таким же обpазом: седмицы мясопyстная и сыpная. Потомy что наканyне было бдение, в этом слyчае кафизма отменяется. Вся Псалтиpь полностью пpочитывается в течение седмицы (во вpемя Великого Поста Псалтиpь пpочитывается дважды за седмицy, т.е. на вечеpне и yтpени пpочитывается не 20, а 40 кафизм, а на Светлой седмице Псалтиpь не читается вовсе). Первая схема.Hа воскpесной вечеpне всегда читается пеpвая кафизма: «Блажен мyж». Hа yтpени в эти пеpиоды года читается 2,3 и 17 (перед полиелеем и тр.) кафизмы.
Hа вечеpне понедельника, совеpшаемой в воскpесный вечеp, кафизм несколько. В понедельник на yтpени – кафизмы 4,5.В понедельник вечеpом – 6. Во втоpник на yтpени – 7,8.Во втоpник вечеpом (т.е. на вечеpне, относящейся к сpеде) – 9 кафизма. Hа yтpени в сpедy – 10,11. В сpедy вечеpом (на четвеpговой вечеpне) – 12 кафизма. В четвеpг на yтpени – 13,14. В четвеpг вечеpом (на пятничной вечеpне) – 15 кафизма. В пятницy yтpом логично было бы ожидать 16,17, однако нет: здесь настyпает пеpестановка. Согласно yставy, на пятничной yтpени читаются кафизмы 19,20. В пятницy вечеpом, под сyбботy, всегда читается 18 кафизма. И, наконец, в сyбботy на yтpени – 16 (мессианская), 17( ). Hа воскpесной полyнощнице кафизмы нет, на полyнощнице в седмичные дни – всегда 17 кафизма, а на сyбботней полyнощнице – 9 кафизма.
Вторая схема: от отдания Воздвижения или до пpедпpазднства Рождества Хpистова (от 22 сентябpя до 19 декабpя). От отдания Богоявления (с 15 янваpя) до сyбботы пpед Hеделей о блyдном сыне. Основная особенность заключается в том, что в этот период на утрени полагается полиелей, а значит, нет 17 кафизмы (Иерусалимский устав, на практике у нас так происходит всегда). То есть 2, 3 кафизмы и полиелей. В сyбботy вечеpом 1 кафизма по-пpежнемy, в воскpесенье кафизмы нет, а вот в седмичные дни на yтpени читается yже не две кафизмы, а тpи. В понедельник yтpом – 4,5,6; во втоpник yтpом – 7,8,9; в сpедy yтpом – 10,11,12; в четвеpг yтpом – 13,14,15. В пятницу утром по-пpежнемy 19 и 20. В сyбботy yтpом по-пpежнемy 17, 18. На вечернях седмицы: в воскpесенье вечеpом кафизмы нет, а в остальные дни – всегда 18 (как в пятницу). Полyнощница без изменений. Примечание: когда совеpшается слyжба с кpасным знаком месяцеслова (славословие, полиелей или бдение), на yтpени читаются пеpвые две из тpех yказанных кафизм. А тpетья кафизма читается на вечеpне того же астpономического дня (т.е. следyющего богослyжебного), вытесняя собой 18 кафизмy.
51. Чтение книг Нового Завета. Рядовые и праздничные чтения. Таблицы рядовых («Сказание») и праздничных («Соборник») чтений в Апостоле и Евангелии. Песнопения, сопровождающие чтения (прокимен, аллилуиарий).
Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмиц. Все Евангелие прочитывается в течение года. Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описано жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав Евангельских; 3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке – начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (Мф. – 28 гл., Мк. – 16 гл., Лк. – 24 гл., Ин. – 21 гл.) и стихи, каждое из четырех евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк. – 71, Лк. – 114, Ин. – 67. деление евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом. Зачалом называется часть текста Нового Навета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же называется дата чтения зачала. Там же, под строкой, указываются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: «Во время оно», «Рече Господь...» Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: «конец недели», «конец пятку». Иногда евангельское чтение состоят из нескольких. В конце богослужебйого Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель: (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей. Апостол содержит: а) Деяния святых апостолов; б) семь Соборных посланий; в) четырнадцать Посланий св. ап. Павла. Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы и стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут непрерывным порядксм от 1-й главы Деян. до 13-й главы Послания к евреям – всего 335 зачал (исключение 50 и 51). В книге Деяний есть и такие зачала, которые читаются в дни особых святых, но так же включены и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зачала, в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня седмицы: «неделя», «понедельник», «вторник» и т.д. Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на Всенощном бдешш после благословения хлебов, когда положено читать Деяния, Послания и Апокалипсис. (Типикон, гл.2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов 72. В начале и конце Богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евайгельским, в которых дается ряд вводных сведений (указатель апостольских чтений по седмицам, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тртоарями, кондаками, аллилуариями и причастными праздничных дней, Месяцеслов, Воскресные прокимны восьми гласов, прокимны седмичных дней, указатель чтений общих святых и на всякую потребу, антифоны вседневные, указания для чтения Апостола). Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся следующие «статьи»: «Знамения» (содержит указание предметов новозаветной книги); «Сказания» (говорится о месте, поводе и цели написания Послания). Из Псалтири берутся прокимны – краткие стихи. С прокимна начинается чтение Св. писания. Из Псалтыри же берутся и аллилуарии – стихи из псалмов, читаемые чтецом после хор: Аллилуйя, но перед чтением Евангелия.
- Экзаменационные ответы по предмету «Литургика»
- II курс, 2006 / 2007 г.
- 1. Предмет Литургики. Тематическое деление науки о богослужении. Историография Литургики.
- 2. Литургическое время. Богослужебные круги.
- 6. Годовой.
- 3. Корпус богослужебных книг Православной Церкви.
- Требник – содержатся таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; панихиды, отпевания, разные чины освящения, т.Е. Чинопоследования частных молений.
- 4. Основные этапы истории развития богослужения грекоязычных Православных Церквей. Богослужение кафедральных храмов и монастырей Иерусалима и Константинополя.
- 5. Основные этапы истории развития богослужения Русской Православной Церкви.
- 6. Евхаристия и Таинства в системе богослужебных циклов. Система постов. 8, 32-36 главы Типикона. Общественное и «частное» богослужение.
- 7. Совершители богослужения. Священная иерархия. Служебное священство клириков и общее священство мирян. Богослужебные облачения.
- 3. Виды богослужебных облачений:
- 8. Устройство храма. Богослужебная утварь. 22-25 главы Типикона. Литургическое почитание св. Икон и св. Мощей.
- 9. Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов.
- 10. Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. 11 глава Типикона. Октоих. Система осмогласия. Подобны и самогласны.
- 11. Соотношение Месяцеслова и триодного циклов. Система праздников Месяцеслова. Знаки праздников Месяцеслова. 47 глава Типикона. Минеи служебные и Общая.
- 12. Типикон, его состав.
- 13. Пение библейских текстов за богослужением: псалмы, библейские песни, прокимен, антифон.
- 14. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, ексапостиларий, стихира, кондак, канон.
- 15. Гимнографический канон: структура, связь библейских песен и песней канона. Употребление канонов за богослужением.
- 16. Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.
- 17. Общее начало и его место в богослужениях. Богослужебные отпусты.
- 2) Малый отпуст.
- Отпуст совершается: после 1-го час,на великом повечерии, на великой среде (изобразительные)
- 3А) Праздничный краткий:
- 3Б) Праздничный полный:
- 18. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные вечерня и повечерие. 9 глава Типикона.
- 19. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона.
- 20. Часы: виды и чинопоследование.
- 21. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной вечерни. 1-5 главы Типикона. Повечерие в субботу вечером (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- 22. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной утрени. 1-5 главы Типикона. Воскресная полунощница (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- Кнн: св б/з 6-рич и слав
- 23. Богослужение средних и великих праздников Месяцеслова. 6 и 49 главы Типикона.
- 24. Рождественский пост. Предпразднство Рождества и Богоявления. Рождественский и Крещенский сочельники.
- 25. Рождество Христово. Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Богоявление.
- 26. Сретение Господне.
- 27. Постная Триодь. 49 глава Типикона. Система памятей великопостного и подготовительного к Посту циклов.
- 28. Приготовительный период к Великому посту
- 29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
- 30. Богослужение на Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (в текущем года совпал с Великой Субботой).
- 31. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Вечерня и повечерие.
- 32. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Полунощница и утреня.
- 33. Совершение Литургии в период пения Постной Триоди.
- 34. Литургия Преждеосвященных Даров.
- 35. Лазарева суббота. Неделя ваий.
- 36. Великие Понедельник, Вторник и Среда. Утреня Великого Четвертка.
- 37. Вечерня и Литургия Великого Четвертка. Утреня Великого Пятка.
- 38. Часы, изобразительны и вечерня в Великий Пяток.
- 39. Великая Суббота.
- 41. Пасха Господня.
- 41. Светлая седмица. Сравнение служб первого дня Пасхи и других дней Светлой седмицы.
- 42. Антипасха и ее попразднство.
- 43. Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона.
- 44. Неделя Святой Пятидесятницы и ее попразднство. Понедельник Св. Духа.
- 45. Апостольский пост. 51 глава Типикона.
- 46. Суббота в седмичном и годовом богослужебном круге.
- 47. Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы. Чины отпеваний.
- 48. Великое и малое освящение воды. Воздвижение Креста. Освящение храма. Освящение мира.
- 49. Система библейских богослужебных чтений. Богослужебные Евангелие, Апостол, Псалтирь. Богослужебное Евангелие
- 50. Устав чтения Псалтири. 17-я глава Типикона.
- 52. Византийский чин Божественной Литургии. Изменяемые части Литургии.