logo search
ответы+по+Литургике+(2+курс+МФ)

25. Рождество Христово. Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Богоявление.

Богослужение «Рождества» и «Богоявления» совпадают почти полностью по структуре. Эти праздники являются центром месяцеслова (неподвижный круг) и в древности составляли единый праздник – Богоявление. Они имеют по 5 дней предпразднства, очень похожие сочельники, только попразднство Рождества короче, чем попразднство Богоявления из-за праздника Обрезания. И Рождество и Богоявление соединены святыми днями – святками.

Уставные указания для праздников Рождества и Богоявления:Всенощное бдение:Великого повечерия, Литии, Утрени. Всенощное бдение совершается ночью (по Уставу): а) Если праздник приходится на воскресенье или понедельник – Литургия Василия Великого, б) если со вторника по субботу – Литургия Иоанна Златоуста, в) если в воскресенье – отмена воскресной службы, г) если в ср. и пт. – отмена поста.

Задостойник: «Величай душе моя…» (Рождество и Богоявление)

Причастен: «Избавление посла Господь людем своим. Аллилуйя» (Рождество). «Явися благодать Божия, спасительная всем человекам» (Богоявление)

Входный стих: «из чрева… Ты иерей во век по чину Мельхиседекову»

Всенощное бдение. Великое повечерие: состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: «Приидите, поклонимся...». Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово «Востаните» не произносится, но сразу возглашает: «Благослови, владыко» и возвращается в алтарь. Священник: «Благословен Бог наш...» и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: «Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный» и прочее обычное начало.

Схема великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение). I-часть. Начало обычн.; 6 псалмов (4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне» и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й.); «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3). «Слава, и ныне». Хор: «С нами Бог...», Чтец читает прочие до 20-м стихом: «Отец будущаго века». Хор: припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха пение: « С нами Бог». Чтец: «День прешед...», «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите...» и т.д.; Трисвятое по «Отче наш». Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй (40). «Честнейшую...» и читает за-ключительную молитву св. Василия Великого: «Господи, Господи...». 2-часть. Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 50-й, 101-й, молитва Маноссии, Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» – поется кондак праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую...» и читает заключительную молитву: «Владыко, Боже Отче Вседержителю». 3-я часть. Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие. После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Окончание великого повечерия опускается. После литии – утреня, как на обычной праздничной всенощной.

Схема Утрени на Рождество Христово (и на Крещение). возглас «Благословение Господне на вас» – шестопсалмие. По полиелее – величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...» Прокимен гл. 4 «Из чрева прежде денницы родих Тя...» Евангелие (Мф., зач. 2). По 50-м псалме вместо «Молитвами» поется: «Слава: Всяческая днесь радости…». «И ныне»: «Христос родися в Вифлееме...» Стих: «Помилуй мя, Боже...». И стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем...» Канонов два – св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирм. на 8 и другой на 8, ирм. на дважды. По 3-й песни-ипакои: «Начаток языков», по 6-й – кондак и икос. Вместо «Честнейшую...» – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую…». И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное...». К каждому тропарю 1-го канона свои припевы. Ко 2-му канону свой припев: «Днесь Дева раждает Владыку...» Катавасия на 9-й песни – ирмос второго канона: «Любите убо нам, яко безбедное страхом…». ирмос «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни светилен: «Посетил ны есть свыше...» (трижды). В конце утрени отпуст праздника (Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш...» и прочее до конца.

Литургия на Рождество Христово. Антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем...» и прочее. Входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову». Сразу поются тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен: «Вся земля да поклонится Тебе...», стих: «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его». Апостол (Галатам, зач. 209). Евангелие (Мф., зач. 3). Задостойник служит ирмос 9-й песни канона: «Любити убо нам» с припевами. Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим». Примечание: Антифоны, входное, «Елицы» поются только в день праздника.

Вечерня в день праздника (Служба с великим славословием). На следующий день после праздника Рождества Христова, 26 декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы. На вечерни вход с кадилом, прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». На утрени каноны праздника оба, как на самый праздник. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы канонов праздника.

В отдание Рождества Христова, как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (кроме Введения), совершается вся служба праздника (служба рядового святого переносится на предыдущий день), но без входа и паремий, на утрени не бывает полиелея и антифонов. В конце утрени поются стихиры на хвалитех и великое славословие.

Суббота и Неделя по Рождестве Христовом. В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены: прокимен: «Помяну имя Твое во всяком...», стих: «Слыши дщи...», особые Апостол (Тим. Зач. 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Причастен: «Чашу спасения прииму...». Неделя по Рождестве Христовом называется еще неделей святых Богоотец. В эту Неделю совершается память родственников Христовых по плоти различных времен: праотцев Христовых пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти.

Святки. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) обыкновенно называются святками, т.е. святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.На утрени, по полиелее, поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».

Обрезание Господне и свт. Василий Великий:

1 (14) января. Это не двунадесятый, но великий праздник. Единственный в своем роде, т. к. в этот день Господский праздник соединяется с праздником святого – свт. В. Великого. Служится Литургия Василия Великого, на полиелее (на утрени) – предпочтение отдается святому (небывалая вещь). Содержание текстов прежде всего говорит о том, что «закона Творец законная исполняет», т. е. Кто дал закон, является его исполнителем («Не нарушить Я пришел, но исполнить»)

Богоявление: 6 (19) января, 14 (27) января – отдание. Особенность: Великое освящение воды

На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи («Собор» на уставном языке означает собрание верующих в храме на «торжественное бдение» в память святого). На вечерни в день праздника (под 7-е января) вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори». Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику.