logo search
История древней Церкви

3. Первые проблемы Церкви, объединившей христиан из палестинских иудеев, иудеев рассеяния и язычников. Роль св. Апостола Павла в решении этих проблем. Апостольский собор.

В начальный период церковной ис­тории, в первые ее десятилетия – вплоть до разрушения Иерусалима в 70 году, – христи­анская Церковь осознавала самое себя. Она до­вольно легко могла осознать себя в отношении к язычеству, но гораздо труднее это было сде­лать в отношении к ветхозаветной религии, и вот почему. Христос проповедовал почти ис­ключительно среди иудеев. Все апостолы Христовы, все члены Иерусалимской Церкви были из иудеев. Мало того, когда началась проповедь за пределами Иерусалима и за пре­делами Палестины, эта проповедь шла в среде иудейской или в среде языч­ников, которые сочувствовали иудейству – так называемых прозелитов. Прозелитизм имел разные степени. Были такие прозелиты, которые полностью принимали иудейскую ре­лигию, были те, кто не решался этого сде­лать, но все-таки так или иначе примыкал к синагогам. Проблемы начались, когда среди первых христиан стало заметным число языч­ников, потому что тогда сразу встал вопрос о том, какое отношение имеют эти христиане к ветхозаветному обрядовому закону. Ни апосто­лы, ни другие первые христиане не противо­поставляли себя ветхозаветному богопочитанию.

В книге Деяний святых апостолов расска­зывается, что апостолы посещали иерусалимский Храм в положенные часы молитвы, т. е. посещали храмовое богослужение. И хотя одновременно с этим они у себя в домах совер­шали христианское богослужение, которое ав­тор книги Деяний называет «преломлением хлеба» (мы понимаем, что это – Евхаристия), но все-таки существование этого христианского богослужения не приводило их к отрицанию необходимости посещать иерусалимский Храм. Но вот в Церковь приходят язычники. Долж­ны ли они исполнять все предписания ветхоза­ветного обрядового закона? Лежит их путь в Церковь Христову через принятие закона Мои­сеева или нет? Здесь столкнулись разные по­нимания этой проблемы в христианской среде. В 49 г. по Р.X. в Иерусалиме произошел Со­бор. Как говорит книга Деяний, на Соборе присут­ствовал св. ап. Петр, св. ап. Иаков, брат Гос­подень. Св. ап. Иаков был главой Иерусалимской Церкви после того, как апостолы поки­нули Иерусалим, разойдясь на проповедь в разные стороны. Кроме того, на Соборе при­сутствовал св. ап. Павел.

Св. ап. Павел происходил из иудеев рас­сеяния, родился в малоазиатском городе Тарсе и, как он сам о себе говорит, был фарисеем и сыном фарисея. Поначалу он был непримиримым врагом Церкви Христо­вой и участвовал в кровавых гонениях на христиан. И вот, как раз Савл, он же Павел, утверждал, что Христос пришел для того, чтобы спасти всех, и что спасает Он не через выполнение обрядов ветхозаветного закона. Это, можно сказать, основное содер­жание проповеди св. ап. Павла. Св. ап. Павел сознавал, что он призван проповедовать среди язычников, и оказался также защитником христиан из язычников перед лицом ревните­лей ветхозаветного Закона, которых было не­мало и в христианской среде. Св. ап. Павел учил, что христиане из язычников не обязаны исполнять все предписания закона, и Иеруса­лимский Собор 49 г. согласился с его довода­ми. Церковь признала, что обращенные из язычества действительно состоят в завете с Господом, даже если они не прошли через обряд обрезания. Собор составил послание ко всем христиа­нам, в котором говорилось, что они должны воздерживаться от идоложертвенного, от удавленины, от блуда и не делать другим то­го, чего не хотят самим себе. Некоторые из этих предписаний имеют чисто моральный ха­рактер. Понятно, что Павел не думал осво­бождать христиан от требований морали, ко­торые изложены, например, в десяти запове­дях, данных Моисею. Наоборот, моральные требования св. ап. Павла еще более высоки. Вся острота спора относилась как раз к обря­довым обязанностям ветхозаветного народа Божия. Вот, например, некоторые из предписаний Иерусалимского собора – требование воздерживаться от удавленины, т. е. не есть мяса тех животных, из которых не была по специальным правилам, изложенным в Вет­хом Завете, выпущена кровь. Это правило, предписанное Собором, и имеющее, казалось бы, чисто обрядовое значение, на самом деле нужно понимать следующим образом. Каждая христианская община, или почти каждая, состояла как бы из двух частей: с одной сторо­ны – христиане из иудеев, которых было много во всех городах, куда апостолы шли проповедовать, с другой стороны – христиане из язычников. Братское общение выражалось, в частности, в общих трапезах, которые сопро­вождали богослужение, и, конечно же, объ­единяли всех, кто принадлежал к общине. Ес­ли бы на таких братских трапезах начались разговоры о том, что «это блюдо мне подхо­дит, а это мне не подходит, потому что я со­блюдаю такие-то предписания ветхозаветного Закона; тебе не обязательно их соблюдать, ты не еврей, а я уж буду их соблюдать», это, конечно, привело бы к разделениям в каждой общине, к обособлению двух ее частей, что было бы нежелательно. Поэтому, чтобы не было такого бытового разобщения, Собор апо­стольский предписал воздержание также и от удавленины.

Проблема взаимоотношения христиан из иудеев и христиан из язычников со всей остротой стояла в первые десяти­летия христианской церковной истории до раз­рушения иерусалимского Храма. Разрушение Храма произошло в 70 году, когда после не­удачного восстания иудеев против римской власти, римляне разорили весь Иерусалим. Эта катастрофа средоточия ветхозаветной рели­гии совершенно естественно была осознана многими христианами как знак того, что окончилось ее историческое существование. И даже христиане из иудеев могли считать себя уже не связанными обрядовыми предписания­ми ветхозаветного Закона. Впрочем, пропор­ция христиан из иудеев быстро уменьшалась в результате успеха проповеди веры Христовой среди язычников. Поэтому проблема, которая так волновала христиан в апостольское время, впоследствии утратила свою остроту, хотя ка­кая-то часть христиан из иудеев не могла при­мириться с тем, что в общем сознании христиан ветхозаветный Закон в его обрядовой час­ти отменен.