logo
История древней Церкви

35. Церковная политика императоров Михаила II и Феофила. Гонения на иконопочитателей в их правление. Воцарение императрицы Феодоры и окончательное восстановление иконопочитания.

Второй период иконоборчества длился около 30 лет и начался с воцарения имп. Льва V Армянина в 813 г. Лев V и большинство иконоборцев второй волны, в сущности, придерживались тех же воззрений, что и первые иконоборцы, но действовали в более мягком духе. Ничего нового в области богословия новая волна иконоборчества не дала. Иконоборчество IX века было всего лишь слабой попыткой ре­акции, оно не имело внутренней живой силы, в отличие от иконоборчества Константина V Копронима, пламенного иконоборца.

Лев V предчувствовал, что он плохо кон­чит, что его царствование очень непрочно, и действительно, он был убит на Рождество 820 г. прямо посреди собора св. Софии. Его преем­ником стал его бывший боевой товарищ, орга­низовавший заговор против него – Михаил II Амориец, создатель Аморийской династии. Во время его царствования в споре о святых ико­нах наступило затишье. Гонения на иконопочитателей прекратились. Отправленные в ссылку иконопочитатели во главе с патриар­хом Никифором и прп. Феодором были воз­вращены, но восстановления иконопочитания не произошло. Михаил II пытался занять нейтральную пози­цию: он не признавал ни VII Вселенского Со­бора, утвердившего иконопочитание, ни обо­их иконоборческих Соборов (754 г. и 815г.). Всякая дискуссия об иконах была запрещена.

По своим собственным убеждениям и на­строениями Михаил II, без сомнения, был иконоборцем. Но, будучи реалистом, он видел, что иконоборчество совершенно потеряло поч­ву. То, что он был иконоборцем, показывают разные факты. Так, например, в воспитатели своему сыну и наследнику Феофилу он опреде­лил Иоанна Грамматика – ученого, который организовал иконоборческий Собор 815 года. После смерти иконоборческого патриарха Феодота он не разрешил вернуться на патриарше­ство свт. Никифору, а назначил на констан­тинопольскую кафедру другого иконоборца. Однако в своей политике он занимал ней­тральную позицию, потому что не верил в бу­дущее иконоборчества.

Существуют сведения об одной-единственной репрессивной мере этого импера­тора против иконопочитателей. Когда Мефодий, который после восстановления иконопочитания стал патриархом, привез императору папский меморандум, где говорилось о необ­ходимости восстановления иконопочитания, Мефодия подвергли истязаниям и посадили в темницу. Но эта репрессивная мера при всей ее жестокости была вызвана не только тем, что папа защищал иконопочитание, но и всем комплексом взаимоотношений между Констан­тинопольским императором и Римским папой. При этом императоре произошло восстание Фомы Славянина, который некогда был бое­вым товарищем двух императоров – Льва V и Михаила II. Фома Славянин достиг больших успехов. Он объявил, что выступает в защиту православия, иконопочитания. Успехи этого восстания выразились, в частности, в том, что Фома Славянин получил венчание на цар­ство от Антиохийского патриарха. Это про­изошло, конечно, по желанию арабов восточ­ных соседей Византии, которым это восстание было очень выгодно. Но Фома Славянин по­терпел в конце концов неудачу.

Последним императором-иконоборцем стал сын Михаила II Феофил (829-742). Он был че­ловеком прекрасно образованным и имел осо­бую любовь к наукам и искусствам, хотя отец его был грубым полуграмотным военачальни­ком. Император Феофил был большим почита­телем арабской культуры и никогда ни до, ни после него влияние арабской культуры в Кон­стантинополе не было так велико.

Феофил был убежденным иконоборцем. В своей деятельности он стремился доставить по­беду иконоборчеству. Запрещено было домашнее иконопочитание; монахи опять были ссылаемы в заточение и даже мучимы. Но несмотря на это, в самом семействе императора нашлись иконопчитатели. Это – его теща Феоктиста, и жена Феодора. Об этом Феофил узнал уже перед смертью (842 г.)

Вторая волна иконоборчества закончилась вместе со смертью императора Феофилапо­следнего императора-иконоборца. Эпоха иконобор­чества увеличила разрыв между Римом и Кон­стантинополем. Разрыв стал таким большим, что и конец иконоборчества не означал того, что разрыв этот будет преодолен. Императоры-иконоборцы по-новому провели границу между патриархатами Константинопольским и Рим­ским. Эта новая граница стала более есте­ственной. Иконоборцы изъяли из римской юрисдикции некоторые территории Южной Италии, а самое главное – обширные терри­тории на Балканах, потому что там римская юрисдикция простиралась вплоть до Салоник. Эту довольно большую греческую территорию (от Салоник до Южной Италии) иконоборцы передали Константинопольской патриархии. Надо сказать, что Южная Италия – тоже ис­конно греческая территория, в древности она называлась Великой Грецией. Благодаря этим размежеваниям граница между двумя патри­архатами более или менее совпала с естествен­ной границей греческого и латинского мира, что, конечно, еще больше содействовало раз­межеванию в более глубоком плане.

После смерти Феофила прави­тельство поспешило восстановить иконопочи­тание. Последний патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик был низложен, и патриархом стал исповедник православия св. Мефодий. В 19 февраля 842 г., в воскресение на первой неделе Великого Поста состоялась торжественая процессия по улицам города с иконами. Этот день остался навсегда днем торжества Церкви над всеми ересями – днем Православия. Был составлен синодик в Неделю Православия. Этот синодик впоследствии неоднократно дополнялся, и в целом, в том виде, в каком он сложился на протяжении веков от IX века, с Торжества Православия до XIV века, когда в синодик бы­ли внесены главы, отразившие учение исихастов, является очень важным вероучительным документом Православной Церкви. Он содер­жит изложение православного учения и осуж­дение различных ересей и еретиков.

Как и первое восстановление иконопочи­тания, окончательное восстановление иконо­почитания произошло в царствование женщи­ны. После смерти Феофила власть взяла его вдова Феодора. Сын и наследник Феофила в это время был еще совсем маленьким: ему бы­ло не больше 6 лет. Это был Михаил III. Среди советников царицы главную роль играл ми­нистр путей сообщения Феоктист. Это был фактически министр внутренних дел Визан­тийской империи. Феоктист был человеком благочестивым, и после того, как он в ре­зультате государственного переворота был убит, греческая Церковь причислила его к лику святых, хотя в наших святцах он не значится.

В отличие от времени св. царицы Ирины, восстановление иконопочитание совершилось легко и спокойно, потому что иконоборческое движение уже отжило, и сильной оппозиции иконопочитанию больше не было. Однако, не­смотря на это, императрица Феодора, ее главный помощник Феоктист и патриарх Мефодий проводили иконопочитание с чрезвы­чайной осторожностью. Они оказывали снис­хождение тем иконоборцам, которые желали принять почитание святых икон.

Как и прежде, этот умеренный образ дей­ствий встретил сопротивление со стороны зилотов – ревнителей. Во время иконоборчества православные были едины, но как только иконопочитание стало единым, сразу же воз­обновилось старое разделение на политиков и зилотов. Как и прежде, против умеренной икономической политики патриархов свв. Тарасия и Никифора тоже выступали монахи знаменитого константинопольского Студийско­го монастыря. Спор принял такую остроту, что опять студийские монахи были отлучены от церковного общения. Однако уже в 847 году патриарх св. Мефодий умер, и это дало шанс для примирения противоборствующих церков­ных группировок. На патриарший престол был назначен Игнатий. Он должен был вызвать симпатии зилотов, поскольку он был монахом строгой жизни и безупречной репутации. В то же время он был сыном свернутого с престола императора Михаила I Рангави, поэтому был тесно связан с самыми высокими придворными сферами. Как надеялись в правительстве, он должен был найти общий язык и с царицей. Действительно, борьба на время утихла, хотя впоследствии св. Игнатий невольно стал при­чиной еще гораздо более серьезного церковного раздора. После ликвидации иконоборчества правительство должно было выдержать тяже­лую борьбу с сектой павликиан. Эта секта по­лучила большое распространение на восточной границе империи и пользовалась в свое время покровительством императоров-иконоборцев, но также и православного императора Никифора I. Секта эта превратилась в настоящее государство со своей армией, своими крепо­стями, и императоры рассматривали ее с чисто военной точки зрения как препятствие для тех восточных врагов империи, которые захотели бы преодолеть границу в том месте, где секта была распространена. Некоторые сектанты стали переселяться к арабам и сра­жались против христианской империи.

Императрица Феодора развернула доволь­но жестокие преследования этих сектантов, и многие из них были переселены с восточной границы в Европу, во Фракию. Это была до­вольно обычная внутриполитическая мера римских императоров. В данном случае это было не очень удачно, т. к. ересь начала рас­пространяться и в новом районе расселения сектантов. В 856 году произошел государ­ственный переворот: Михаил III взял власть в свои руки. Поскольку он был очень молод и проявлял способности в основном в военном деле, фактическим правителем стал его дядя Варда, брат св. Феодоры, который и подвиг­нул своего племянника на государственный переворот. Во время переворота министр Феоктист был убит, а императрица Феодора была вынуждена отречься от власти. Двумя годами позже, когда состоялось неудачное покушение на ее брата Варду, она была сослана в мона­стырь.