43. Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром.
В царствование Константина VII Багрянородного произошло очень важное событие – крещение княгини Ольги в Константинополе осенью 957 г. Ее имя в крещении Елена, а это имя не только созвучно имени святой Ольги, византийские источники его передают как Ольга, с густым придыханием. Дело не только в этом созвучии, а прежде всего в том, что Елена – это имя супруги императора Константина Багрянородного, которая, как это было принято, в этом случае выступала как восприемница, даже если это было заочное восприемничество.
Это еще не было моментом крещения Руси, но это предвозвестило крещение Руси, которое произошло в исторически довольно скорый срок после визита святой Ольги в Константинополь. После смерти Константина Багрянородного, который умер 9 ноября 959 года, править стал его сын Роман II, названный, естественно, в честь деда Романа Лакопина.
В 956 году, т. е. еще при жизни отца, Роман, человек легкомысленный, по собственной воле и по любви женился на дочери трактирщика Анастасии, которая, став императрицей, получила имя Феофано. Изменение имени при венчании было довольно частым явлением.
Феофано была женщиной красивой, но совершенно аморальной, ей предстояло сыграть свою роль в византийской истории. Роман II умер достаточно рано. После его смерти его вдова взяла власть в свои руки и правила от имени двух своих малолетних сыновей, но такое положение было непрочно, и молодая императрица, понимая непрочность своего положения, вышла замуж за Никифора Фоку. Никифор Фока был представителем одной из самых сильных аристократических семей и очень крупным, значительным полководцем. Задолго до того он отвоевал остров Крит, который долгое время находился под властью арабов. Армия и без того провозгласила Никифора Фоку императором, стране грозила гражданская война, которая была предотвращена этим браком.
Никифор Фока был уже немолодой человек. Он имел аскетические наклонности, очень дружил с афонскими монахами. Прп. Афанасий Афонский был его личным другом. Однако эти монахи осудили брак Никифора Фоки не только потому, что это был второй брак, но еще и потому, что до того, как Никифор Фока встретился с Феофано, он думал о принятии монашества. В царствование Никифора Фоки начинается расцвет святой Афонской горы, который продолжался в последующие века византийской истории. Никифор Фока в своем законодательстве пытался воспрепятствовать росту монастырских и церковных земель. В 964 году он издал, можно сказать, совершенно беспрецедентную Новеллу. Дело в том, что церковные земельные владения росли очень быстро, и можно сказать, все классы общества, от самых богатых и знатных до самых бедных, вносили свою лепту в этот рост церковных и монастырских имений. Росло также и число новых монастырей. Многие знатные люди считали совершенно необходимым для поддержания личного и семейного престижа создавать монастыри. Эти монастыри могли становиться семейными усыпальницами, где совершались постоянные молитвы о здравии и упокоении тех, кто принадлежал к роду, создавшему монастырь. Кроме того, знатные люди получали определенные, и очень немалые, права над теми монастырями, которые они создавали. Они не только могли сами составлять уставы этих монастырей, они могли фактически управлять ими на правах ктиторов. И хотя монастыри в Византии не были освобождены от государственных повинностей, скажем, от уплаты налогов, но все-таки государство могло тяготиться тем, что монастырские владения росли так значительно.
Но Новелла императора Никифора Фоки объясняется, наверное, не столько соображениями государственной пользы, сколько соображениями морально-религиозного характера. В своей Новелле Никифор Фока беспощадно осуждает алчность тех монахов, которые думают только об увеличении владений и забывают о монашеских обетах, один из которых есть обет нестяжания. Император пишет, что в таком случае, когда монахи занимаются стяжанием, монашеская жизнь превращается в пустую комедию, которая оскорбляет имя престола. На будущее император запрещает переход земель в собственность монастырей, церковных учреждений, а также отдельных клириков. Он запрещает и основание новых монастырей, отмечая, что часто монастыри основываются из тщеславия. Те, которые хотели проявить свою благочестивую щедрость, могли по закону Никифора Фоки помогать уже существующим монастырям, но только денежными пожертвованиями, ни в коем случае не земельными. Речь здесь идет о монастырях, которые основывались, так сказать, на цивилизованных территориях, там, где существовало сельское хозяйство. Закон Никифора Фоки не относился к пустынным и трудным для ведения сельского хозяйства местам. Наоборот, в своем законе он поощряет основание келий, т. е. маленьких монастырей в таких местах.
Этот закон действовал недолго, но он характеризует императора Никифора и как государственного деятеля, и как носителя своеобразного благочестия. Ведя постоянно войны на Востоке против мусульман, император Никифор Фока был проникнут сознанием того, что он ведет войну, не только защищая государство, но защищая и саму христианскую веру. Вот это понимание войны как священной объясняет, почему император Никифор Фока сделал странное на первый взгляд предложение. Он предложил всех воинов, которые пали на войне с неверными, почитать как святых. И хотя это предложение принято не было, оно тем не менее говорит о том, как сильно эволюционировало духовное понимание войны. Если в IV веке свт. Василий Великий назначал покаянное правило (епитимию) для тех воинов, которые, находясь в походе, совершали человекоубийство, то теперь, напротив, предлагается рассматривать воинов, павших на войне с неверными, как страдальцев за веру.
Успехи Никифора Фоки в войнах с мусульманами были действительно велики. Он и его полководцы захватили Антиохию и, кроме того, город во внутренней Сирии Алеппо. То есть значительная часть Сирии оказалась вновь под властью православного императора. Сам центр Антиохийского патриархата на некоторое время освободился от мусульманского владычества. Пока Никифор Фока занимался войнами на Востоке, обострились отношения с Болгарией. Прежде с Болгарией были хорошие отношения, но как бы в память о больших военных успехах Болгарии, она получала хоть и небольшую, но дань от Византии. И вот после очередных успехов Никифора Фоки, после того, как он освободил от мусульман Киликию (юго-восточная часть Малой Азии) и остров Кипр, к нему пришли послы из Болгарии, которые потребовали, чтобы он продолжал платить эту дань. Он разгневался и приказал высечь этих послов. Византийская армия немедленно вторглась в Болгарию, но у Никифора Фоки не было времени заниматься Болгарией, и поэтому он попросил расправиться с ней русского князя Святослава. Это была большая ошибка, потому что русские действительно с удовольствием выполнили эту просьбу, но не для того, чтобы помочь Византии, а для того, чтобы самим утвердиться на Дунае.
Вскоре после взятия Антиохии Никифор Фока пал жертвой заговора. Этот заговор возглавил один из его, так сказать, конкурентов, тоже очень одаренный полководец Иоанн Цимисхий. Он тоже представитель одной из знатных семей. Переворот был совершена ночь на 11 декабря 969 года. Никифор Фока был убит. В заговоре принимала участие императрица Феофано, супруга Никифора Фоки. Но Феофано, которая надеялась стать супругой нового императора, ожидаемого не получила. Убитый Никифор Фока нашел мстителя в лице константинопольского патриарха Полиевкта. Патриарх Полиевкт решил не оставлять безнаказанным преступление цареубийства. Он потребовал от Иоанна Цимисхия церковного покаяния. Кроме того, он потребовал наказания убийц императора Никифора Фоки и, кроме того, потребовал удаления императрицы Феофано. Император был вынужден подчиниться всем этим требованиям патриарха. Историки называют этот эпизод Византийским схождением в каноссо. Только после того, как Цимисхий выполнил предложенные ему патриархом условия, патриарх счел возможным совершить его венчание на царство. Моральная победа патриарха была еще сильней, поскольку ему также удалось добиться от императора отмены закона Никифора Фоки против роста монастырских земель.
То моральное преобладание, которое проявил в этом случае патриарх, тем более показательно, что он имел дело с одним из самых сильных государей в византийской истории.
<…> В этой жизни мне известны две власти: священство и царство. Первой Творец мира доверил заботу о душах, другой о телах. Если ни одна, ни другая власть не страдает, тогда в мире царствует благоденствие.
Иоанн Цимисхий продолжал военные предприятия своего устраненного кровавым путем предшественника. Цимисхий совершил поход против русского князя Святослава. Он взял болгарскую столицу великий Преслав, там посадил на престол болгарского царя для того, чтобы заполучить болгар на свою сторону. Болгары стали переходить на сторону Византии, и наконец Святослав оказался запертым, блокированным в городе Селистрии на Дунае.
Русские оказали достойное мужественное сопротивление, но силы были совершенно неравны. В осажденном городе был страшный голод, и в конце концов после неудачной попытки прорвать блокаду русские войска потерпели поражение. Святослав сдался. Причем победители обошлись, в общем-то, вполне достойно с побежденными. Святослав обязался оставить Балканы и никогда больше там не появляться, кроме того, не нападать на византийские владения в Крыму и, напротив, помогать Византии в ее борьбе с врагами. Император подтвердил торговые привилегии русских, а все русские пленники были отпущены и снабжены продовольствием, поскольку они изголодались в этой осаде. На обратном пути Святослав погиб в сражении с печенегами. Существует предположение, что гибель Святослава была подстроена Иоанном Цимисхием, но никаких оснований для этого предположения нет, потому что Святослав находился в руках Цимисхия, который при желании мог бы уничтожить его со всем его воинством.
Цимисхий продолжал завоевания на Востоке. Он вошел уже и в Палестину, занял города Тиверию, Назарет, Кесарию Палестинскую. До Иерусалима оставалось совсем недалеко. Хотя Иерусалим не был взят, но император, несколько преувеличивая свои успехи, мог писать следующее своему союзнику армянскому царю Ашоту III. (Надо сказать, что сам Цимисхий был армянин, как многие знатные византийцы в этом время.) Письмо начинается словами: «Услышь и узнай об этом чуде». А заключается оно следующим: «Вся Финикия, Палестина и Сирия освобождены от гнета сарацин и признают власть римлян».
Из этого похода Цимисхий вернулся смертельно больным и умер 10 января 976 года. Это очень значительное правление продолжалось всего шесть лет.
После смерти Цимисхия власть должна была перейти к представителям законной династии, двум сыновьям Романа II и Феофано Василию II и Константину VIII. Василий II нам особенно интересен, потому что это император, при котором произошло крещение Руси, и он, как вы знаете, сам деятельно участвовал в этом событии. И как раз начало христианской России связано с очень важными событиями царствования Василия II, с событиями, которые едва не стоили ему царского венца. Сильные полководцы, которые вели войны Византии и завоевывали, отвоевывали у мусульман большие территории, иногда начинали борьбу за власть в самой Византии. И вот как раз большое восстание произошло против Василия II. Одновременно восстали два полководца Варда Фока и Варда Склир, которые хотели устранить Василия и поделить между собой империю. Эти полководцы командовали почти всеми войсками, которые находились в государстве. Поэтому для Василия II было буквально спасительным то, что весной 988 года ему пришел на помощь русский отряд в 6000 человек. Эта варяго-русская экспедиция в последний момент спасла власть Василию II. Поражение, которое русские нанесли мятежникам, стало переломным моментом в мятеже, и он пошел на спад. Однако русский отряд и в дальнейшем оставался на службе в Константинополе. В награду за эту помощь, как вы помните, Василий II обещал русскому князю Владимиру в жены свою сестру Анну при условии, что Владимир крестится сам и крестит свой народ. Это было совершенно беспрецедентно, еще никогда представительница легитимной династии не выдавалась замуж за иноземного государя. Несмотря на то, что реальная власть могла и не принадлежать легитимной династии, как это было в первой фазе правления Константина Багрянородного, но все-таки оставалась разница между династией законной и теми, кто по каким-то причинам становился соправителями и даже первыми императорами при этих законных легитимных императорах. И вот бывали прежде династические браки, скажем, родственницы Романа Лакопина вступали в браки с чужеземными государями, но брака, как называлось это в Византии, Багрянородной царевны с иностранным правителем пока еще не было, это был первый случай.
Понятно, что это беспрецедентное дело многим не нравилось, и поэтому, когда миновала опасность, исходившая от мятежников, Василий II решил расторгнуть свою договоренность, но, как вы знаете из истории, святой князь Владимир путем военного нажима заставил его исполнить договор. Правда, события, связанные с крещением Руси, недостаточно ясны, чтобы мы могли утверждать это с полной точностью, потому что существует и другая версия этих событий, согласно которой святой Владимир совершил свою военную акцию в Крыму не как противник императора Василия II, а, напротив, как союзник, борясь не с территорией, подвластной Василию II, а с мятежниками, которые восстали против этого византийского императора.
Но так или иначе, крещение Руси состоялось, и это было, конечно, великим событием не только для самой Руси, но и для Византии. Сфера духовного влияния Византии, то, что называется некоторыми «византийским содружеством наций», расширилось до бескрайних северных пределов. Русская Церковь, как вы знаете, вошла в состав Константинопольской патриархии и несколько веков была подчинена Константинополю, до середины XV века. В этот первый период русской церковной истории Русской Церковью управляли преимущественно митрополиты, которые присылались из Константинополя. Иногда эти митрополиты избирались в России, но рукоположение они должны были все-таки принимать в Константинополе, и духовная жизнь России, конечно, развивалась под очень большим влиянием Византии. Вообще в этот период церковной истории, после того многообразия, которое существовало в первые века (Церкви Александрийская, Сирийская и т. д.), имели много своих местных особенностей в этот период, ввиду угасания древних восточных патриархатов, жизнь Православной Церкви унифицируется по константинопольскому образцу, и этот образец воспринимается как единственно возможный, и Русская Церковь начинает свою жизнь в русле этого византийского предания, византийского церковного строя.
44. Христианский мир в первой половине XI века. События 1053-1054 г.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО. Filioque. В начале XI в. возник новый спор о Filioque. Папство наконец приняло вставку: при коронации в Риме императора Генриха II в 1014 г. символ произносился уже с этим добавлением. Пятью годами ранее, в 1009 г., вновь избранный папа Сергий IV направил послание в Константинополь, которое с большой вероятностью (хотя и не наверняка) содержало Filioque.
Государственно-политические причины разрыва церковного общения между Западом и Востоком. От конца IX века и до половины XI века связи между Восточной и Западной Церквами были редки и неопределенны. В половине XI в. началось деятельное общение, окончившееся полным разделением церквей. Государственно-политические причины разрыва церковного общения между Западом и Востоком состояли в том, что папа Лев IX распространил свое влияние в некоторых Церквах Южной Италии, которые находились в юрисдикции Константинопольского патриарха. В них начали распространяться латинские воззрения и особенно латинский обычай совершать евхаристию на опресноках. Затем папа Лев сделал попытку восстановить против Константинопольского патриарха Михаила Керуллария патриарха Антиохийского [Тальберг].
В ответ на это патриарх Михаил Керулларий отлучил от причастия начальника греческих войск в Италии, который содействовал там распространению обычая совершать евхаристию на опресноках, закрыл в Константинополе латинские монастыри и церкви для прекращения соблазна православных и поручил Болгарскому архиепископу написать обличительное послание против латинских нововведений. Это послание имело цель сохранить зону греческого влияния в южной Италии и защитить ее от латинских натисков. Папа хотя и желал по политическим расчетам поддерживать мирные отношения с востоком, но написал резкое ответное послание. Византийский император Константин Мономах, также по политическим расчетам, желая быть в мирных отношениях с папой, принял папский ответ благосклонно.
Для утверждения «прочного мира между Церквами» папа Лев IX прислал в Константинополь своих легатов, во главе которых поставил Гумберта, епископа Сильва-Кандидского, которые сразу же проявили свое неуважение к патриарху. Вручив письмо папы к патриарху, они удалились без обычных приветствий; письмо же хотя и было подписано Львом, в действительности принадлежало перу самого Гумберта и было выдержано в явно недружелюбном тоне. Поэтому Михаил Керулларий отказался вести с ними переговоры, и папские легаты, видя неуступчивость патриарха, написали акт отлучения на него и на всю Греческую Церковь, обвинив ее во всевозможных ересях. Среди прочих безосновательных обвинений она содержала упрек в опущении Filioque из символа веры! 15 июля 1054 г. легаты положили этот акт во время богослужения в Софийском храме на престоле и уехали [Тальберг].
Патриарх Михаил Керулларий на заседании своего синода 20 июля 1054 г. составил соборное определение, которым осудил действия папских послов и составителей отлучительной грамоты предал проклятию, о чем известил и прочих восточных патриархов [Тальберг]. Таким образом, общение между Восточной и Западной Церквами снова прекратилось, на этот раз бесповоротно.
2 вариант: Гумберт поспешно покинул Константинополь без дальнейших объяснений своего поступка, а по прибытии в Италию представил весь инцидент как большую победу Рима. Керуларий и синод ответили отлучением Гумберта (но не Римской церкви как таковой). Итак, попытка примирения только ухудшила ситуацию.
Но даже после 1054 г. дружеские отношения между Востоком и Западом сохранялись. Обе части христианского мира еще не осознали всей пропасти разрыва, и люди с обеих сторон надеялись, что недоразумения можно уладить без особых затруднений. Спор Рима и Константинополя в значительной мере проходил мимо внимания простых христиан. Осознание происшедшего наступило только с началом крестовых походов: они принесли с собой дух ненависти и злобы и сделали раскол окончательным.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ ПАТРИАРХОВ, ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ И ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (I-Х ВВ.).
30 | — | Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. |
| — | Сошествие Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостолов и распространение христианства. Начало благовестия апостола Андрея. |
36 | — | Апостол Андрей Первозванный рукоположил первого еп. селения Византия святителя Стахия. |
36-37 | — | Святитель Стахий, первый еп. Византийский. |
53 | — | Онисим, еп. Византийский. |
62 | — | Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного в г. Патры. |
70 | — | Поликарп, еп. Византийский. |
84/86 | — | Плутарх, еп. Византийский. |
93/95 | — | Седекий, еп. Византийский. |
98 | — | Изгнание по указу имп. Траяна святителя Климента, папы Римского, в ссылку в Крым. |
ок. 100 | — | Мученическая кончина святителя Климента, папы Римского, в Херсонесе Таврическом. |
110 | — | Диоген, еп. Византийский. |
123/127 | — | Елевферий, еп. Византийский. |
137 | — | Феликс, еп. Византийский. |
ок. 141 | — | Афинодор (Афиноген), еп. Византийский. |
157 | — | Евзой, еп. Византийский. |
171 | — | Олимпий (Алипий), еп. Византийский. |
192 | — | Пертинакс, еп. Византийский. |
203 | — | Олимпиан, еп. Византийский. |
216 | — | Марк I, еп. Византийский. |
232 | — | Святитель Кириллиан, еп. Византийский. |
240 | — | Святитель Кастин, еп. Византийский. |
276 | — | Тит (Трат), еп. Византийский. |
301 | — | Диометий, еп. Византийский. |
ок. 307 | — | Мученическая кончина святителя Евангела, первого известного еп. Малой Скифии. |
312 | — | Победа имп. Константина над имп. римским Максентием. Видение Константину перед битвой сияющего креста на небе с надписью «сим побеждай»; явление Христа имп. Константину с тем же знамением; введение крестообразных хоругвей в войсках имп. Константина. |
313 | — | Миланский эдикт имп. Константина и Ликиния, согласно которому христианская религия, признававшаяся ранее только терпимой, объявлена государственной наравне с древней языческой. Освобождение священнослужителей христианской Церкви от гражданских должностей. |
| — | Пров, еп. Византийский. |
315-327 | — | Святой Митрофан I, патр. Константинопольский. |
324-337 | — | Святой равноапостольный Константин Великий, имп. |
325 | — | Первый Вселенский Собор в Никее против ереси Ария. |
| — | Утверждение христианства в Херсонесе Таврическом святым Капитоном. |
325-340 | — | Святой Александр, еп. Константинопольский. |
330 | — | Основание новой столицы империи — Константинополя на месте Византии. |
337-361 | — | Имп. Констанций II. |
340-341 | — | Святой Павел I, еп. Константинопольский. |
341-342 | — | Евсевий, еп. Константинопольский. |
342-344 | — | Святой Павел I, еп. Константинопольский (вторично). |
342-348 | — | Македонии I, еп. Константинопольский. |
343 | — | Гонения на христиан от персидского царя Шапура II. |
348-350 | — | Святой Павел I, еп. Константинопольский, (третий раз). |
350-360 | — | Македонии I, еп. Константинопольский (вторично). |
360-369 | — | Евдоксий, еп. Константинопольский. |
361-363 | — | Имп. Юлиан Отступник. |
363-364 | — | Имп. Иовиан. |
364-378 | — | Имп. Валент II. |
369-370 | — | Евагрий, еп. Константинопольский. |
369-379 | — | Демофил, еп. Константинопольский. |
372 | — | Гонения на христиан в Готии. Мученическая кончина святого Никиты, великомученика готского. |
379-395 | — | Имп. Феодосии I Великий. |
381 | — | Второй Вселенский Собор в Константинополе. |
379-381 | — | Святой Григорий I Богослов, архиеп. Константинопольский. |
381 | — | Максим I, еп. Константинопольский. |
381-397 | — | Нектарий, патр. Константинопольский. |
395-408 | — | Имп. Аркадий. |
398-404 | — | Святой Иоанн I Златоуст, архиеп. Константинопольский. |
404-405 | — | Арсакий, патр. Константинопольский. |
406-422 | — | Аттик, патр. Константинопольский. |
408-450 | — | Имп. Феодосии II. |
426-427 | — | Сисиний I, патр. Константинопольский. |
428-431 | — | Несторий, патр. Константинопольский. |
431 | — | Третий Вселенский Собор в Ефесе, осудивший ересь Нестория. |
431-434 | — | Святой Максимиан, патр. Константинопольский. |
436-446 | — | Святой Прокл, патр. Константинопольский. |
440 | — | Перевод Нового Завета на грузинский язык. |
446-449 | — | Святой Флавиан, патр. Константинопольский. |
448 | — | Гонение на христиан в Армении от последователей зороастризма. |
449-458 | — | Святой Анатолий, патр. Константинопольский. |
450-457 | — | Имп. Маркиан. |
451 | — | Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, осудивший ересь монофизитов. |
457 | — | Константинопольский патр. Анатолий рукоположил грека Петра во архиепископа Грузии с титулом католикоса Иверии. |
457-474 | — | Имп. Лев I. |
458-471 | — | Святой Геннадий I, патр. Константинопольский. |
472-488 | — | Акакий, патр. Константинопольский. |
474 | — | Имп. Лев II. |
474-475 | — | Имп. Зенон. |
475-476 | — | Имп. Василиск. |
476-491 | — | Имп. Зенон, (вторично). |
488-489 | — | Фравит, патр. Константинопольский. |
489-495 | — | Евфимий, патр. Константинопольский. |
491 | — | Собор армянских епископов в Вагаршапате осудил Халкидонский Собор. Начало отделения Армянской Церкви от православной Церкви. |
Кон. V- нач. VI в. | — | Утверждение несторианства в Персии, после того как Бабей, католикос Ктесифона и всей Персии, окончательно отделил свою Церковь от общения с православной Церковью. |
491-518 | — | Имп. Анастасий I Дикор. |
495-511 | — | Македонии II, натр. Константинопольский. |
511-518 | — | Тимофей I, патр. Константинопольский. |
518-520 | — | Иоанн II Каппадокиец, патр. Константинопольский. |
518-527 | — | Имп. Юстин I. |
520-535 | — | Епифаний, патр. Константинопольский. |
527-565 | — | Святой Юстиниан I, имп. |
535-536 | — | Анфим I, патр. Константинопольский. |
536-552 | — | Святой Мина, патр. Константинопольский. |
538 | — | Освящение храма святой Софии в Константинополе. |
541 | — | Имп. Юстиниан I завоевал Абхазию и начал здесь распространение христианства. |
552-565 | — | Святой Евтихий, патр. Константинопольский. |
553 | — | Пятый Вселенский Собор в Константинополе, осудивший еретические воззрения Оригена. |
565-577 | — | Иоанн III Схоластик, патр. Константинопольский. |
5665-578 | — | Имп. Юстин II. |
577-582 | — | Святой Евтихий, патр. Константинопольский (вторично). |
578-582 | — | Имп. Тиверий I. |
582-595 | — | Святой Иоанн IV Постник, патр. Константинопольский. |
582-602 | — | Имп. Маврикий. |
596-606 | — | Кириак, патр. Константинопольский. |
602-610 | — | Имп. Фока. |
607-610 | — | Святой Фома I, патр. Константинопольский. |
610-638 | — | Святой Сергий. I, патр. Константинопольский. |
610-641 | — | Имп. Ираклий. |
638-641 | — | Пирр, патр. Константинопольский. |
641-653 | — | Павел II, патр. Константинопольский. |
641 | — | Имп. Константин III. |
641-668 | — | Имп. Констант II. |
653 | — | Святитель Мартин, папа Римский, за исповедание православия отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где скончался. |
654 | — | Пирр, патр. Константинопольский (вторично). |
654-666 | — | Петр, патр. Константинопольский. |
667-669 | — | Фома II, патр. Константинопольский. |
668-685 | — | Имп. Константин IV. |
669-675 | — | Святой Иоанн V, патр. Константинопольский. |
675-677 | — | Константин I, патр. Константинопольский. |
677-679 | — | Святой Феодор I, патр. Константинопольский. |
679-686 | — | Святой Георгий I, патр. Константинопольский. |
680 | — | Шестой Вселенский Собор в Константинополе, осудивший ересь монофелитов. |
686-687 | — | Святой Феодор I, патр. Константинопольский (вторично). |
685-595 | — | Имп. Юстиниан II. |
688-693 | — | Павел III, патр. Константинопольский. |
693-705 | — | Святой Каллиник I, патр. Константинопольский. |
695-698 | — | Имп. Леонтий. |
698-705 | — | Имп. Тиверий II. |
705-701 | — | Кирр, патр. Константинопольский. |
705-711 | — | Имп. Юстиниан II (вторично). |
711-713 | — | Имп. Филиппик. |
712-716 | — | Иоанн VI, патр. Константинопольский. |
713-715 | — | Имп. Анастасий II. |
715-730 | — | Святой Герман I, патр. Константинопольский. |
715-717 | — | Имп. Феодосии III. |
717-741 | — | Имп. Лев III Исаврянин. |
726 | — | Имп. Лев Исаврянин начал борьбу с иконопочитанием. |
730-754 | — | Анастасий, патр. Константинопольский. |
741-775 | — | Имп. Константин V Копроним. |
754-766 | — | Константин II, патр. Константинопольский. |
766-780 | — | Никита I, патр. Константинопольский. |
775-780 | — | Имп. Лев IV Хазар. |
780-784 | — | Святой Павел IV, патр. Константинопольский. |
780-797 | — | Имп. Константин VI. |
784-806 | — | Святой Тарасий, патр. Константинопольский. |
787 | — | Седьмой Вселенский Собор в Никее, восстановивший иконопочитание. |
ок. 794 | — | Кончина святителя Иоанна, еп. Готского. |
797-802 | — | Имп-ца Ирина. |
802-811 | — | Имп. Никифор I. |
806-815 | — | Святой Никифор I, патр. Константинопольский. |
811-813 | — | Имп. Михаил I Рангав. |
813-820 | — | Имп. Лев V Армянин. |
815-821 | — | Феодот I, патр. Константинопольский. |
820-829 | — | Имп. Михаил II. |
821-837 | — | Антоний I, патр. Константинопольский. |
829-842 | — | Имп. Феофил. |
837-843 | — | Иоанн VII, патр. Константинопольский. |
843-847 | — | Святой Мефодий I, патр. Константинопольский. |
842-855 | — | Святая Феодора, императрица. |
847-858 | — | Святой Игнатий, патр. Константинопольский. |
851 | — | Святой Константин Философ участвовал в посольстве к Мелитинскому эмиру и имел там прения с мусульманами; по возвращении удалился на гору Олимп к своему брату монаху Мефодию. |
855-867 [7] | — | Имп. Михаил III. |
858-867 | — | Фотий, патр. Константинопольский. |
858 | — | Хазарская миссия святых Мефодия и Константина |
860 | — | Войска Руси под предводительством Аскольда и Дира осадили Константинополь, совершенно разорив его окрестности; после того как патр. Фотий обнес вокруг стен Константинополя Ризу Пресвятой Богородицы, осада была снята. |
862-879 [8] | — | Кн. Рюрик. |
ок. 863 | — | Начало моравской миссии святых Мефодия и Константина. |
ок. 865 | — | После заключения мирного договора с руссами имп. Михаил III и патр. Фотий отправили в Киев епископа и священников. Приняли крещение князья и часть народа, для которых была устроена в Киеве первая церковь в честь святого пророка Илии. Это первое известие о христианстве в Киеве. |
867 | — | Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. |
867-877 | — | Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). |
867-886 | — | Имп. Василий I Македонянин. |
869 | — | Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. |
869-870 | — | Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). |
874 | — | Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. |
877-886 | — | Фотий, патр. Константинопольский (вторично). |
879-912 [9] | — | Олег, кн. киевский. |
885 | — | Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. |
886-893 | — | Святой Стефан I, патр. Константинопольский. |
886-912 | — | Имп. Лев VI Мудрый. |
912-913 | — | Имп. Александр. |
893-901 | — | Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. |
901-907 | — | Николай I Мистик, патр. Константинопольский. |
907-912 | — | Евфимий II, патр. Константинопольский. |
912-925 | — | Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). |
912 [10] -ок. 945 | — | Игорь Рюрикович, кн. киевский. |
913-959 | — | Имп. Константин VII Багрянородный. |
920-944 | — | Имп. Роман I Лакапин. |
925-928 | — | Стефан II, патр. Константинопольский. |
925 | — | Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. |
928-931 | — | Святой Трифон, патр. Константинопольский. |
933-956 | — | Феофилакт, патр. Константинопольский. |
944 | — | Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии. |
ок. 945-960 | — | Святая Ольга, кнг. киевская. |
950 | — | Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. |
956-970 | — | Полиевкт, патр. Константинопольский. |
954/55 или 957 | — | Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. |
959-963 | — | Имп. Роман II. |
ок. 960-972 | — | Святослав Игоревич, кн. киевский. |
963-969 | — | Имп. Никифор II Фока. |
967 или 968 | — | Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию. |
969 | — | Кончина святой равноапостольной кнг. киевской Ольги. |
969-976 | — | Вторичное вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию. |
970 | — | Имп. Иоанн I Цимисхий. |
970-974 | — | Поражение русских войск в Болгарии от имп. Иоанна I Цимисхия. |
971 | — | Василий I Скамандрин, патр. Константинопольский. |
972-978/80 | — | Договор кн. киевского Святослава с греками. |
974-979 | — | Ярополк I Святославич, кн. Киевский. |
976 -1025 | — | Антоний III Студит, патр. Константинопольский. |
978/80-1015 | — | Имп. Василий II Порфирородный. |
983 | — | Святой Владимир I Святославич, кн. Киевский. |
979-991 | — | Мученическая смерть в Киеве святых Феодора и Иоанна варягов. Николай II Хрисоверг, патр. Константинопольский. |
КРАТКИЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕКОТОРЫХ НОВОЗАВЕТНЫХ ДОСТОПАМЯТНЫХ СОБЫТИЙ (ЖМП, 1958):
37 г. Обращение ап. Павла.
44 г. Гонение при Ироде.
51 г. Апостольский собор в Иерусалиме.
62 г. Гонение на христиан в Иудее.
64 г. 1-е общее гонение при Нероне.
67 г. Мученичество апп. Петра и Павла.
70 г. Разрушение Иерусалима Титом.
96 г. 2-е гонение при Домициане.
106 г. 3-е гонение при Траяне.
166 г. 4-е гонение при Марке Аврелии.
202 г. 5-е гонение при Севере.
235 г. 6-е гонение при Максимине.
250 г. 7-е гонение при Деции.
257 г. 8-е гонение при Валериане.
261 г. Первые эдикты о веротерпимости при Галлиене.
275 г. 9-е гонение при Аврелиане.
303 г. 10-е великое гонение.
313 г. Видение Константином креста на небе.
313 г. Миланский эдикт о веротерпимости.
314 г. Анкирский поместный собор.
315 г. Неокесарийский поместный собор.
325 г. I Вселенский Собор в Никее.
Ок. 340 г. Гангрский поместный собор.
341 г. Антиохийский поместный собор.
347 г. Сардикийский поместный собор.
364 г. Лаодикийский поместный собор.
381 г. II Вселенский Собор в Константинополе.
394 г. Константинопольский поместный собор.
419 г. Карфагенский поместный собор.
431 г. III Вселенский Собор в Ефесе.
451 г. IV Вселенский Собор в Халкидоне.
553 г. V Вселенский Собор в Константинополе.
681 г. VI Вселенский Собор в Константинополе.
787 г. VII Вселенский Собор в Константинополе.
861 г. Константинопольский поместный собор, именуемый Двукратным.
861 г. Изобретение славянской азбуки.
862 г. Распространение христианства среди славян трудами свв. Кирилла и Мефодия.
879 г. Константинопольский поместный собор в храме св. Софии.
1054 г. Отпадение Западной Церкви от Восточной.
1 В основу всей аргументации своей прп. Иоанн Дамаскин полагает христологический аргумент – изображение Христа Спасителя, а, следовательно, вообще всякое изображение на иконе возможно, потому что Сын Божий пожелал стать человеком. В полемике против обвинений в идолопоклонстве преп. Иоанн проводит различие между служением (латриа), подобающим лишь Богу, и поклонением (проскинесис), оказываемым тварным вещам, к каковым относятся и иконы. Это терминологическое различие было утверждено Седьмым Вселенским Собором.
2 О императоре Иоанне Цимисхии см. вопр. 43.
- 1. История Церкви – древние источники, современное научное изучение.
- 2. Начало истории Церкви, предпосылки быстрого распространения христианской проповеди.
- 3. Первые проблемы Церкви, объединившей христиан из палестинских иудеев, иудеев рассеяния и язычников. Роль св. Апостола Павла в решении этих проблем. Апостольский собор.
- 4. Церковная иерархия первого века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным.
- 5. Ненависть общественного мнения к христианам в I-IV вв. Ее причины. Состояние языческой религии.
- 6. Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.
- 7. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений.
- 8. Гностицизм. Истоки, основы учения. Докетизм.
- 9. Монархианство и его направления. Субординационизм.
- 10. Ересь Маркиона. История формирования и утверждения канона Священного Писания.
- 11. Монтанизм. Покаянная дисциплина первых веков. Вопрос о допустимости второго покаяния. Споры о приеме в Церковь падших и о крещении еретиков.
- 12. Политическая обстановка в Римской империи на рубеже III-IV вв. Диоклетианово гонение.
- 13. История обращения в христианство императора Константина Великого. Миланский эдикт.
- 14. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущия Сына Отцу.
- 15. Император Константин Великий. Значение его деятельности в истории христианской Церкви. Понятие о Константиновом периоде в истории Церкви.
- 16. Арианские споры в период между I и II Вселенскими соборами. Свт. Афанасий Великий. Участие в спорах императоров Константина Великого, Констанция и Валента.
- 17. Разные направления в арианстве. Аномеи (евномиане). Омиусиане. Омии.
- 18. Правление Юлиана Отступника. Проблема отношения христианства к языческой культуре.
- 19. Правление императора Феодосия Великого. II Вселенской собор. Никео-Константинопольский Символ веры. Возвышение Константинопольской кафедры.
- 20. Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество. Особенности положения монашества в Церкви.
- 21. Споры о наследии Оригена в конце IV века. Евагрий, его учение о спасении. Свт. Иоанн Златоуст. Борьба против него александрийского архиепископа Феофила.
- 22. Возникновение несторианской ереси, ее истоки. Позиция свт. Кирилла Александрийского. III Вселенский собор и соглашение 433 года.
- 23. Возникновение монофизитства. «Разбойничий» собор.
- 24. IV Вселенский собор. Вероопределение собора и Томос папы Льва Великого. 28 правило собора и отношение к нему Рима.
- 25. Монофизитство после IV Вселенского собора и различные течения в нем. Попытки компромисса с монофизитством в конце V века и их последствия.
- 26. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство. Теория симфонии. Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры.
- 27. V Вселенский собор. Осуждение трех глав. Осуждение Оригена. Позиция папы Вигилия и Западной Церкви.
- 28. Попытка компромисса между православием и монофизитством при императоре Ираклии. Моноэнергизм. Монофелитство.
- 29. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. Св. Мартин Исповедник. Их житие, участие в богословских спорах. VI Вселенский собор и его вероопределение.
- 30. Император Юстиниан II; Пято-Шестой Трулльский собор. Корпус канонов. Правила 37-39, 82, 95.
- 32. Император Константин V и его церковная политика. Развитие иконоборческого богословия и собор 754 г. Гонения на иконопочитателей.
- 33. Восстановление иконопочитания при императрице Ирине. История созыва VII Вселенского собора. Вероопределение собора и отношение на нем к епископам – иконоборцам.
- 35. Церковная политика императоров Михаила II и Феофила. Гонения на иконопочитателей в их правление. Воцарение императрицы Феодоры и окончательное восстановление иконопочитания.
- 36. Отношение Западной Церкви к VII Вселенскому собору. Карловы книги и Франкфуртский собор 794 г. Создание западной империи, реакция Византии.
- 37. Позиция Карла Великого и Рима в вопросе filioque.
- 38. Состояние византийской Церкви в середине IX века. Патриархи свт. Игнатий и свт. Фотий. Противостояние их сторонников.
- 39. Свт. Фотий и его противостояние Риму. Соборы, бывшие при Фотии.
- 40. Христианская миссия при свт. Фотии: свв. Кирилл и Мефодий, крещение Болгарии и Руси.
- 41. События церковной жизни при императоре Льве Мудром. Патриарх Николай Мистик. Его взаимоотношения с Римом и императорской властью.
- 42. События церковной жизни при императорах Романе Лакапине и Константине Багрянородном.
- 43. Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром.