logo
История древней Церкви

43. Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром.

В царствование Константина VII Багрянородного произошло очень важное собы­тие – крещение княгини Ольги в Константинополе осенью 957 г. Ее имя в кре­щении Елена, а это имя не только созвучно имени святой Ольги, византийские источники его передают как Ольга, с густым придыхани­ем. Дело не только в этом созвучии, а прежде всего в том, что Елена – это имя супруги им­ператора Константина Багрянородного, кото­рая, как это было принято, в этом случае вы­ступала как восприемница, даже если это бы­ло заочное восприемничество.

Это еще не было моментом крещения Ру­си, но это предвозвестило крещение Руси, ко­торое произошло в исторически довольно ско­рый срок после визита святой Ольги в Кон­стантинополь. После смерти Константина Баг­рянородного, который умер 9 ноября 959 года, править стал его сын Роман II, названный, естественно, в честь деда Романа Лакопина.

В 956 году, т. е. еще при жизни отца, Роман, человек легкомысленный, по собственной воле и по любви женился на дочери трактирщика Анастасии, которая, став императрицей, по­лучила имя Феофано. Изменение имени при венчании было довольно частым явлением.

Феофано была женщиной красивой, но совер­шенно аморальной, ей предстояло сыграть свою роль в византийской истории. Роман II умер достаточно рано. После его смерти его вдова взяла власть в свои руки и правила от имени двух своих малолетних сыновей, но та­кое положение было непрочно, и молодая им­ператрица, понимая непрочность своего поло­жения, вышла замуж за Никифора Фоку. Никифор Фока был представителем одной из са­мых сильных аристократических семей и очень крупным, значительным полководцем. Задол­го до того он отвоевал остров Крит, который долгое время находился под властью арабов. Армия и без того провозгласила Никифора Фоку императором, стране грозила граждан­ская война, которая была предотвращена этим браком.

Никифор Фока был уже немолодой чело­век. Он имел аскетические наклонности, очень дружил с афонскими монахами. Прп. Афана­сий Афонский был его личным другом. Однако эти монахи осудили брак Никифора Фоки не только потому, что это был второй брак, но еще и потому, что до того, как Никифор Фо­ка встретился с Феофано, он думал о приня­тии монашества. В царствование Никифора Фоки начинается расцвет святой Афонской го­ры, который продолжался в последующие ве­ка византийской истории. Никифор Фока в своем законодательстве пытался воспрепят­ствовать росту монастырских и церковных зе­мель. В 964 году он издал, можно сказать, совершенно беспрецедентную Новеллу. Дело в том, что церковные земельные владения росли очень быстро, и можно сказать, все классы общества, от самых богатых и знатных до са­мых бедных, вносили свою лепту в этот рост церковных и монастырских имений. Росло также и число новых монастырей. Многие знатные люди считали совершенно необходи­мым для поддержания личного и семейного престижа создавать монастыри. Эти монастыри могли становиться семейными усыпальницами, где совершались постоянные молитвы о здра­вии и упокоении тех, кто принадлежал к ро­ду, создавшему монастырь. Кроме того, знат­ные люди получали определенные, и очень немалые, права над теми монастырями, кото­рые они создавали. Они не только могли сами составлять уставы этих монастырей, они мог­ли фактически управлять ими на правах кти­торов. И хотя монастыри в Византии не были освобождены от государственных повинностей, скажем, от уплаты налогов, но все-таки госу­дарство могло тяготиться тем, что монастыр­ские владения росли так значительно.

Но Новелла императора Никифора Фоки объясняется, наверное, не столько соображениями государственной пользы, сколько сооб­ражениями морально-религиозного характера. В своей Новелле Никифор Фока беспощадно осуждает алчность тех монахов, которые ду­мают только об увеличении владений и забы­вают о монашеских обетах, один из которых есть обет нестяжания. Император пишет, что в таком случае, когда монахи занимаются стяжанием, монашеская жизнь превращается в пустую комедию, которая оскорбляет имя престола. На будущее император запрещает переход земель в собственность монастырей, церковных учреждений, а также отдельных клириков. Он запрещает и основание новых монастырей, отмечая, что часто монастыри основываются из тщеславия. Те, которые хо­тели проявить свою благочестивую щедрость, могли по закону Никифора Фоки помогать уже существующим монастырям, но только де­нежными пожертвованиями, ни в коем случае не земельными. Речь здесь идет о монастырях, которые основывались, так сказать, на циви­лизованных территориях, там, где существовало сельское хозяйство. Закон Никифора Фо­ки не относился к пустынным и трудным для ведения сельского хозяйства местам. Наоборот, в своем законе он поощряет основание келий, т. е. маленьких монастырей в таких местах.

Этот закон действовал недолго, но он ха­рактеризует императора Никифора и как госу­дарственного деятеля, и как носителя своеоб­разного благочестия. Ведя постоянно войны на Востоке против мусульман, император Никифор Фока был проникнут сознанием того, что он ведет войну, не только защищая государ­ство, но защищая и саму христианскую веру. Вот это понимание войны как священной объ­ясняет, почему император Никифор Фока сде­лал странное на первый взгляд предложение. Он предложил всех воинов, которые пали на войне с неверными, почитать как святых. И хотя это предложение принято не было, оно тем не менее говорит о том, как сильно эво­люционировало духовное понимание войны. Если в IV веке свт. Василий Великий назначал покаянное правило (епитимию) для тех воинов, которые, находясь в походе, совершали чело­векоубийство, то теперь, напротив, предлага­ется рассматривать воинов, павших на войне с неверными, как страдальцев за веру.

Успехи Никифора Фоки в войнах с му­сульманами были действительно велики. Он и его полководцы захватили Антиохию и, кроме того, город во внутренней Сирии Алеппо. То есть значительная часть Сирии оказалась вновь под властью православного императора. Сам центр Антиохийского патриархата на некото­рое время освободился от мусульманского вла­дычества. Пока Никифор Фока занимался вой­нами на Востоке, обострились отношения с Болгарией. Прежде с Болгарией были хорошие отношения, но как бы в память о больших военных успехах Болгарии, она получала хоть и небольшую, но дань от Византии. И вот после очередных успехов Никифора Фоки, после того, как он освободил от мусульман Киликию (юго-восточная часть Малой Азии) и остров Кипр, к нему пришли послы из Болга­рии, которые потребовали, чтобы он продол­жал платить эту дань. Он разгневался и при­казал высечь этих послов. Византийская армия немедленно вторглась в Болгарию, но у Ни­кифора Фоки не было времени заниматься Болгарией, и поэтому он попросил распра­виться с ней русского князя Святослава. Это была большая ошибка, потому что русские действительно с удовольствием выполнили эту просьбу, но не для того, чтобы помочь Визан­тии, а для того, чтобы самим утвердиться на Дунае.

Вскоре после взятия Антиохии Никифор Фока пал жертвой заговора. Этот заговор воз­главил один из его, так сказать, конкурентов, тоже очень одаренный полководец Иоанн Цимисхий. Он тоже представитель одной из знат­ных семей. Переворот был совершена ночь на 11 декабря 969 года. Никифор Фока был убит. В заговоре принимала участие императрица Феофано, супруга Никифора Фоки. Но Феофано, которая надеялась стать супругой ново­го императора, ожидаемого не получила. Уби­тый Никифор Фока нашел мстителя в лице константинопольского патриарха Полиевкта. Патриарх Полиевкт решил не оставлять безна­казанным преступление цареубийства. Он по­требовал от Иоанна Цимисхия церковного по­каяния. Кроме того, он потребовал наказания убийц императора Никифора Фоки и, кроме того, потребовал удаления императрицы Фео­фано. Император был вынужден подчиниться всем этим требованиям патриарха. Историки называют этот эпизод Византийским схожде­нием в каноссо. Только после того, как Цимисхий выполнил предложенные ему патриар­хом условия, патриарх счел возможным со­вершить его венчание на царство. Моральная победа патриарха была еще сильней, посколь­ку ему также удалось добиться от императора отмены закона Никифора Фоки против роста монастырских земель.

То моральное преобладание, которое про­явил в этом случае патриарх, тем более показательно, что он имел дело с одним из самых сильных государей в византийской истории.

<…> В этой жизни мне известны две влас­ти: священство и царство. Первой Творец мира доверил заботу о душах, другой о телах. Если ни одна, ни другая власть не страдает, тогда в мире царствует благоденствие.

Иоанн Цимисхий продолжал военные предприятия своего устраненного кровавым путем предшественника. Цимисхий совершил поход против русского князя Святослава. Он взял болгарскую столицу великий Преслав, там посадил на престол болгарского царя для того, чтобы заполучить болгар на свою сторо­ну. Болгары стали переходить на сторону Ви­зантии, и наконец Святослав оказался запер­тым, блокированным в городе Селистрии на Дунае.

Русские оказали достойное мужественное сопротивление, но силы были совершенно не­равны. В осажденном городе был страшный голод, и в конце концов после неудачной по­пытки прорвать блокаду русские войска потер­пели поражение. Святослав сдался. Причем победители обошлись, в общем-то, вполне до­стойно с побежденными. Святослав обязался оставить Балканы и никогда больше там не появляться, кроме того, не нападать на ви­зантийские владения в Крыму и, напротив, помогать Византии в ее борьбе с врагами. Им­ператор подтвердил торговые привилегии рус­ских, а все русские пленники были отпущены и снабжены продовольствием, поскольку они изголодались в этой осаде. На обратном пути Святослав погиб в сражении с печенегами. Существует предположение, что гибель Свято­слава была подстроена Иоанном Цимисхием, но никаких оснований для этого предположе­ния нет, потому что Святослав находился в руках Цимисхия, который при желании мог бы уничтожить его со всем его воинством.

Цимисхий продолжал завоевания на Во­стоке. Он вошел уже и в Палестину, занял города Тиверию, Назарет, Кесарию Палестин­скую. До Иерусалима оставалось совсем неда­леко. Хотя Иерусалим не был взят, но импе­ратор, несколько преувеличивая свои успехи, мог писать следующее своему союзнику армян­скому царю Ашоту III. (Надо сказать, что сам Цимисхий был армянин, как многие знатные византийцы в этом время.) Письмо начинается словами: «Услышь и узнай об этом чуде». А заключается оно следующим: «Вся Финикия, Палестина и Сирия освобождены от гнета са­рацин и признают власть римлян».

Из этого похода Цимисхий вернулся смер­тельно больным и умер 10 января 976 года. Это очень значительное правление продолжа­лось всего шесть лет.

После смерти Цимисхия власть должна была перейти к представителям законной династии, двум сыновьям Романа II и Феофано Василию II и Константину VIII. Василий II нам особенно интересен, потому что это император, при котором произошло крещение Руси, и он, как вы знаете, сам деятельно уча­ствовал в этом событии. И как раз начало христианской России связано с очень важными событиями царствования Василия II, с собы­тиями, которые едва не стоили ему царского венца. Сильные полководцы, которые вели войны Византии и завоевывали, отвоевывали у мусульман большие территории, иногда начинали борьбу за власть в самой Византии. И вот как раз большое восстание произошло против Василия II. Одновременно восстали два полководца Варда Фока и Варда Склир, которые хотели устранить Василия и поделить между собой империю. Эти полководцы коман­довали почти всеми войсками, которые нахо­дились в государстве. Поэтому для Василия II было буквально спасительным то, что весной 988 года ему пришел на помощь русский отряд в 6000 человек. Эта варяго-русская экспедиция в последний момент спасла власть Василию II. Поражение, которое русские нанесли мятежникам, стало переломным моментом в мятеже, и он пошел на спад. Однако русский отряд и в дальнейшем оставался на службе в Константинополе. В награду за эту помощь, как вы помните, Василий II обещал русскому князю Владимиру в жены свою сестру Анну при условии, что Владимир крестится сам и крестит свой народ. Это было совершенно беспре­цедентно, еще никогда представительница легитимной династии не выдавалась замуж за иноземного государя. Несмотря на то, что ре­альная власть могла и не принадлежать легитимной династии, как это было в первой фазе правления Константина Багрянородного, но все-таки оставалась разница между династией законной и теми, кто по каким-то причинам становился соправителями и даже первыми императорами при этих законных легитимных императорах. И вот бывали прежде династиче­ские браки, скажем, родственницы Романа Лакопина вступали в браки с чужеземными государями, но брака, как называлось это в Византии, Багрянородной царевны с ино­странным правителем пока еще не было, это был первый случай.

Понятно, что это беспрецедентное дело многим не нравилось, и поэтому, когда миновала опасность, исходившая от мятежников, Василий II решил расторгнуть свою договорен­ность, но, как вы знаете из истории, святой князь Владимир путем военного нажима заста­вил его исполнить договор. Правда, события, связанные с крещением Руси, недостаточно ясны, чтобы мы могли утверждать это с пол­ной точностью, потому что существует и дру­гая версия этих событий, согласно которой святой Владимир совершил свою военную ак­цию в Крыму не как противник императора Василия II, а, напротив, как союзник, бо­рясь не с территорией, подвластной Василию II, а с мятежниками, которые восстали про­тив этого византийского императора.

Но так или иначе, крещение Руси состоя­лось, и это было, конечно, великим собы­тием не только для самой Руси, но и для Ви­зантии. Сфера духовного влияния Византии, то, что называется некоторыми «византийским содружеством наций», расши­рилось до бескрайних северных пределов. Рус­ская Церковь, как вы знаете, вошла в состав Константинопольской патриархии и несколько веков была подчинена Константинополю, до середины XV века. В этот первый период рус­ской церковной истории Русской Церковью управляли преимущественно митрополиты, которые присылались из Константинополя. Иногда эти митрополиты избирались в России, но рукоположение они должны были все-таки принимать в Константинополе, и духовная жизнь России, конечно, развивалась под очень большим влиянием Византии. Вообще в этот период церковной истории, после того многообразия, которое существовало в первые века (Церкви Александрийская, Сирийская и т. д.), имели много своих местных особенно­стей в этот период, ввиду угасания древних восточных патриархатов, жизнь Православной Церкви унифицируется по константино­польскому образцу, и этот образец восприни­мается как единственно возможный, и Рус­ская Церковь начинает свою жизнь в русле этого византийского предания, византийского церковного строя.

44. Христианский мир в первой половине XI века. События 1053-1054 г.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО. Filioque. В начале XI в. возник новый спор о Filioque. Папство наконец приняло вставку: при коронации в Риме императора Генриха II в 1014 г. символ произносился уже с этим добавлением. Пятью годами ранее, в 1009 г., вновь избранный папа Сергий IV направил послание в Константинополь, которое с большой вероятностью (хотя и не наверняка) содержало Filioque.

Государственно-политические причины разрыва церковного общения между Западом и Востоком. От конца IX века и до половины XI века связи между Вос­точной и Западной Церквами были редки и неопределенны. В половине XI в. началось деятельное общение, окончившееся полным разделением церквей. Государственно-политические причины разрыва церковного общения между Западом и Востоком состояли в том, что папа Лев IX распространил свое влияние в некоторых Церквах Южной Италии, которые находились в юрисдикции Константинопольского патриарха. В них начали распространяться латинские воззрения и особенно латинский обычай совершать евхаристию на опресноках. Затем папа Лев сделал попытку восстановить против Константинопольского патриарха Михаила Керуллария патриарха Антиохийского [Тальберг].

В ответ на это патриарх Михаил Керулларий отлучил от причастия начальника греческих войск в Италии, который содействовал там распространению обычая совершать евхаристию на опресноках, закрыл в Константинополе латинские монастыри и церкви для прекращения соблазна православных и поручил Болгарскому архиепископу написать обличительное послание против латинских нововведений. Это послание имело цель сохранить зону греческого влияния в южной Италии и защи­тить ее от латинских натисков. Папа хотя и желал по политическим расчетам поддерживать мирные отношения с востоком, но написал резкое ответное послание. Византийский император Константин Мономах, также по политическим расчетам, желая быть в мирных отношениях с папой, принял папский ответ благосклонно.

Для утверждения «прочного мира между Церквами» папа Лев IX прислал в Константинополь своих легатов, во главе которых поставил Гумберта, епископа Сильва-Кандидского, которые сразу же проявили свое неуважение к патриарху. Вручив письмо папы к патриарху, они удалились без обычных приветствий; письмо же хотя и было подписано Львом, в действительности принадлежало перу самого Гумберта и было выдержано в явно недружелюбном тоне. Поэтому Миха­ил Керулларий отказал­ся вести с ними переговоры, и папские легаты, видя неуступчивость патриарха, написали акт отлучения на него и на всю Греческую Церковь, обвинив ее во всевозможных ересях. Среди прочих безосновательных обвинений она содержала упрек в опущении Filioque из символа веры! 15 июля 1054 г. лега­ты положили этот акт во время богослужения в Софийском храме на престо­ле и уехали [Тальберг].

Патриарх Михаил Керулларий на заседании своего синода 20 июля 1054 г. составил соборное определение, которым осудил действия папских послов и составителей отлучительной грамоты предал проклятию, о чем известил и прочих восточных патриархов [Тальберг]. Таким образом, общение между Во­сточной и Западной Церквами снова прекратилось, на этот раз бесповоротно.

2 вариант: Гумберт поспешно покинул Константинополь без дальнейших объяснений своего поступка, а по прибытии в Италию представил весь инцидент как большую победу Рима. Керуларий и синод ответили отлучением Гумберта (но не Римской церкви как таковой). Итак, попытка примирения только ухудшила ситуацию.

Но даже после 1054 г. дружеские отношения между Востоком и Западом сохранялись. Обе части христианского мира еще не осознали всей пропасти разрыва, и люди с обеих сторон надеялись, что недоразумения можно уладить без особых затруднений. Спор Рима и Константинополя в значительной мере проходил мимо внимания простых христиан. Осознание происшедшего наступило только с началом крестовых походов: они принесли с собой дух ненависти и злобы и сделали раскол окончательным.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ ПАТРИАРХОВ, ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ И ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (I-Х ВВ.).

30

Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостолов и распространение христианства. Начало благовестия апостола Андрея.

36

Апостол Андрей Первозванный рукоположил первого еп. селения Византия святителя Стахия.

36-37

Святитель Стахий, первый еп. Византийский.

53

Онисим, еп. Византийский.

62

Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного в г. Патры.

70

Поликарп, еп. Византийский.

84/86

Плутарх, еп. Византийский.

93/95

Седекий, еп. Византийский.

98

Изгнание по указу имп. Траяна святителя Климента, папы Римского, в ссылку в Крым.

ок. 100

Мученическая кончина святителя Климента, папы Римского, в Херсонесе Таврическом.

110

Диоген, еп. Византийский.

123/127

Елевферий, еп. Византийский.

137

Феликс, еп. Византийский.

ок. 141

Афинодор (Афиноген), еп. Византийский.

157

Евзой, еп. Византийский.

171

Олимпий (Алипий), еп. Византийский.

192

Пертинакс, еп. Византийский.

203

Олимпиан, еп. Византийский.

216

Марк I, еп. Византийский.

232

Святитель Кириллиан, еп. Византийский.

240

Святитель Кастин, еп. Византийский.

276

Тит (Трат), еп. Византийский.

301

Диометий, еп. Византийский.

ок. 307

Мученическая кончина святителя Евангела, первого известного еп. Малой Скифии.

312

Победа имп. Константина над имп. римским Максентием. Видение Константину перед битвой сияющего креста на небе с надписью «сим побеждай»; явление Христа имп. Константину с тем же знамением; введение крестообразных хоругвей в войсках имп. Константина.

313

Миланский эдикт имп. Константина и Ликиния, согласно которому христианская религия, признававшаяся ранее только терпимой, объявлена государственной наравне с древней языческой. Освобождение священнослужителей христианской Церкви от гражданских должностей.

Пров, еп. Византийский.

315-327

Святой Митрофан I, патр. Константинопольский.

324-337

Святой равноапостольный Константин Великий, имп.

325

Первый Вселенский Собор в Никее против ереси Ария.

Утверждение христианства в Херсонесе Таврическом святым Капитоном.

325-340

Святой Александр, еп. Константинопольский.

330

Основание новой столицы империи — Константинополя на месте Византии.

337-361

Имп. Констанций II.

340-341

Святой Павел I, еп. Константинопольский.

341-342

Евсевий, еп. Константинопольский.

342-344

Святой Павел I, еп. Константинопольский (вторично).

342-348

Македонии I, еп. Константинопольский.

343

Гонения на христиан от персидского царя Шапура II.

348-350

Святой Павел I, еп. Константинопольский, (третий раз).

350-360

Македонии I, еп. Константинопольский (вторично).

360-369

Евдоксий, еп. Константинопольский.

361-363

Имп. Юлиан Отступник.

363-364

Имп. Иовиан.

364-378

Имп. Валент II.

369-370

Евагрий, еп. Константинопольский.

369-379

Демофил, еп. Константинопольский.

372

Гонения на христиан в Готии. Мученическая кончина святого Никиты, великомученика готского.

379-395

Имп. Феодосии I Великий.

381

Второй Вселенский Собор в Константинополе.

379-381

Святой Григорий I Богослов, архиеп. Константинопольский.

381

Максим I, еп. Константинопольский.

381-397

Нектарий, патр. Константинопольский.

395-408

Имп. Аркадий.

398-404

Святой Иоанн I Златоуст, архиеп. Константинопольский.

404-405

Арсакий, патр. Константинопольский.

406-422

Аттик, патр. Константинопольский.

408-450

Имп. Феодосии II.

426-427

Сисиний I, патр. Константинопольский.

428-431

Несторий, патр. Константинопольский.

431

Третий Вселенский Собор в Ефесе, осудивший ересь Нестория.

431-434

Святой Максимиан, патр. Константинопольский.

436-446

Святой Прокл, патр. Константинопольский.

440

Перевод Нового Завета на грузинский язык.

446-449

Святой Флавиан, патр. Константинопольский.

448

Гонение на христиан в Армении от последователей зороастризма.

449-458

Святой Анатолий, патр. Константинопольский.

450-457

Имп. Маркиан.

451

Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, осудивший ересь монофизитов.

457

Константинопольский патр. Анатолий рукоположил грека Петра во архиепископа Грузии с титулом католикоса Иверии.

457-474

Имп. Лев I.

458-471

Святой Геннадий I, патр. Константинопольский.

472-488

Акакий, патр. Константинопольский.

474

Имп. Лев II.

474-475

Имп. Зенон.

475-476

Имп. Василиск.

476-491

Имп. Зенон, (вторично).

488-489

Фравит, патр. Константинопольский.

489-495

Евфимий, патр. Константинопольский.

491

Собор армянских епископов в Вагаршапате осудил Халкидонский Собор. Начало отделения Армянской Церкви от православной Церкви.

Кон. V- нач. VI в.

Утверждение несторианства в Персии, после того как Бабей, католикос Ктесифона и всей Персии, окончательно отделил свою Церковь от общения с православной Церковью.

491-518

Имп. Анастасий I Дикор.

495-511

Македонии II, натр. Константинопольский.

511-518

Тимофей I, патр. Константинопольский.

518-520

Иоанн II Каппадокиец, патр. Константинопольский.

518-527

Имп. Юстин I.

520-535

Епифаний, патр. Константинопольский.

527-565

Святой Юстиниан I, имп.

535-536

Анфим I, патр. Константинопольский.

536-552

Святой Мина, патр. Константинопольский.

538

Освящение храма святой Софии в Константинополе.

541

Имп. Юстиниан I завоевал Абхазию и начал здесь распространение христианства.

552-565

Святой Евтихий, патр. Константинопольский.

553

Пятый Вселенский Собор в Константинополе, осудивший еретические воззрения Оригена.

565-577

Иоанн III Схоластик, патр. Константинопольский.

5665-578

Имп. Юстин II.

577-582

Святой Евтихий, патр. Константинопольский (вторично).

578-582

Имп. Тиверий I.

582-595

Святой Иоанн IV Постник, патр. Константинопольский.

582-602

Имп. Маврикий.

596-606

Кириак, патр. Константинопольский.

602-610

Имп. Фока.

607-610

Святой Фома I, патр. Константинопольский.

610-638

Святой Сергий. I, патр. Константинопольский.

610-641

Имп. Ираклий.

638-641

Пирр, патр. Константинопольский.

641-653

Павел II, патр. Константинопольский.

641

Имп. Константин III.

641-668

Имп. Констант II.

653

Святитель Мартин, папа Римский, за исповедание православия отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где скончался.

654

Пирр, патр. Константинопольский (вторично).

654-666

Петр, патр. Константинопольский.

667-669

Фома II, патр. Константинопольский.

668-685

Имп. Константин IV.

669-675

Святой Иоанн V, патр. Константинопольский.

675-677

Константин I, патр. Константинопольский.

677-679

Святой Феодор I, патр. Константинопольский.

679-686

Святой Георгий I, патр. Константинопольский.

680

Шестой Вселенский Собор в Константинополе, осудивший ересь монофелитов.

686-687

Святой Феодор I, патр. Константинопольский (вторично).

685-595

Имп. Юстиниан II.

688-693

Павел III, патр. Константинопольский.

693-705

Святой Каллиник I, патр. Константинопольский.

695-698

Имп. Леонтий.

698-705

Имп. Тиверий II.

705-701

Кирр, патр. Константинопольский.

705-711

Имп. Юстиниан II (вторично).

711-713

Имп. Филиппик.

712-716

Иоанн VI, патр. Константинопольский.

713-715

Имп. Анастасий II.

715-730

Святой Герман I, патр. Константинопольский.

715-717

Имп. Феодосии III.

717-741

Имп. Лев III Исаврянин.

726

Имп. Лев Исаврянин начал борьбу с иконопочитанием.

730-754

Анастасий, патр. Константинопольский.

741-775

Имп. Константин V Копроним.

754-766

Константин II, патр. Константинопольский.

766-780

Никита I, патр. Константинопольский.

775-780

Имп. Лев IV Хазар.

780-784

Святой Павел IV, патр. Константинопольский.

780-797

Имп. Константин VI.

784-806

Святой Тарасий, патр. Константинопольский.

787

Седьмой Вселенский Собор в Никее, восстановивший иконопочитание.

ок. 794

Кончина святителя Иоанна, еп. Готского.

797-802

Имп-ца Ирина.

802-811

Имп. Никифор I.

806-815

Святой Никифор I, патр. Константинопольский.

811-813

Имп. Михаил I Рангав.

813-820

Имп. Лев V Армянин.

815-821

Феодот I, патр. Константинопольский.

820-829

Имп. Михаил II.

821-837

Антоний I, патр. Константинопольский.

829-842

Имп. Феофил.

837-843

Иоанн VII, патр. Константинопольский.

843-847

Святой Мефодий I, патр. Константинопольский.

842-855

Святая Феодора, императрица.

847-858

Святой Игнатий, патр. Константинопольский.

851

Святой Константин Философ участвовал в посольстве к Мелитинскому эмиру и имел там прения с мусульманами; по возвращении удалился на гору Олимп к своему брату монаху Мефодию.

855-867 [7]

Имп. Михаил III.

858-867

Фотий, патр. Константинопольский.

858

Хазарская миссия святых Мефодия и Константина

860

Войска Руси под предводительством Аскольда и Дира осадили Константинополь, совершенно разорив его окрестности; после того как патр. Фотий обнес вокруг стен Константинополя Ризу Пресвятой Богородицы, осада была снята.

862-879 [8]

Кн. Рюрик.

ок. 863

Начало моравской миссии святых Мефодия и Константина.

ок. 865

После заключения мирного договора с руссами имп. Михаил III и патр. Фотий отправили в Киев епископа и священников. Приняли крещение князья и часть народа, для которых была устроена в Киеве первая церковь в честь святого пророка Илии. Это первое известие о христианстве в Киеве.

867

Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента.

867-877

Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично).

867-886

Имп. Василий I Македонянин.

869

Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру.

869-870

Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия).

874

Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия.

877-886

Фотий, патр. Константинопольский (вторично).

879-912 [9]

Олег, кн. киевский.

885

Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке.

886-893

Святой Стефан I, патр. Константинопольский.

886-912

Имп. Лев VI Мудрый.

912-913

Имп. Александр.

893-901

Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский.

901-907

Николай I Мистик, патр. Константинопольский.

907-912

Евфимий II, патр. Константинопольский.

912-925

Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично).

912 [10] -ок. 945

Игорь Рюрикович, кн. киевский.

913-959

Имп. Константин VII Багрянородный.

920-944

Имп. Роман I Лакапин.

925-928

Стефан II, патр. Константинопольский.

925

Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях.

928-931

Святой Трифон, патр. Константинопольский.

933-956

Феофилакт, патр. Константинопольский.

944

Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии.

ок. 945-960

Святая Ольга, кнг. киевская.

950

Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе.

956-970

Полиевкт, патр. Константинопольский.

954/55 или 957

Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена.

959-963

Имп. Роман II.

ок. 960-972

Святослав Игоревич, кн. киевский.

963-969

Имп. Никифор II Фока.

967 или 968

Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

969

Кончина святой равноапостольной кнг. киевской Ольги.

969-976

Вторичное вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

970

Имп. Иоанн I Цимисхий.

970-974

Поражение русских войск в Болгарии от имп. Иоанна I Цимисхия.

971

Василий I Скамандрин, патр. Константинопольский.

972-978/80

Договор кн. киевского Святослава с греками.

974-979

Ярополк I Святославич, кн. Киевский.

976 -1025

Антоний III Студит, патр. Константинопольский.

978/80-1015

Имп. Василий II Порфирородный.

983

Святой Владимир I Святославич, кн. Киевский.

979-991

Мученическая смерть в Киеве святых Феодора и Иоанна варягов. Николай II Хрисоверг, патр. Константинопольский.

КРАТКИЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕКОТОРЫХ НОВОЗАВЕТНЫХ ДОСТОПАМЯТНЫХ СОБЫТИЙ (ЖМП, 1958):

37 г. Обращение ап. Павла.

44 г. Гонение при Ироде.

51 г. Апостольский собор в Иерусалиме.

62 г. Гонение на христиан в Иудее.

64 г. 1-е общее гонение при Нероне.

67 г. Мученичество апп. Петра и Павла.

70 г. Разрушение Иерусалима Титом.

96 г. 2-е гонение при Домициане.

106 г. 3-е гонение при Траяне.

166 г. 4-е гонение при Марке Аврелии.

202 г. 5-е гонение при Севере.

235 г. 6-е гонение при Максимине.

250 г. 7-е гонение при Деции.

257 г. 8-е гонение при Валериане.

261 г. Первые эдикты о веротерпимости при Галлиене.

275 г. 9-е гонение при Аврелиане.

303 г. 10-е великое гонение.

313 г. Видение Константином креста на небе.

313 г. Миланский эдикт о веротерпимости.

314 г. Анкирский поместный собор.

315 г. Неокесарийский поместный собор.

325 г. I Вселенский Собор в Никее.

Ок. 340 г. Гангрский поместный собор.

341 г. Антиохийский поместный собор.

347 г. Сардикийский поместный собор.

364 г. Лаодикийский поместный собор.

381 г. II Вселенский Собор в Константинополе.

394 г. Константинопольский поместный собор.

419 г. Карфагенский поместный собор.

431 г. III Вселенский Собор в Ефесе.

451 г. IV Вселенский Собор в Халкидоне.

553 г. V Вселенский Собор в Константинополе.

681 г. VI Вселенский Собор в Константинополе.

787 г. VII Вселенский Собор в Константинополе.

861 г. Константинопольский поместный собор, именуемый Двукратным.

861 г. Изобретение славянской азбуки.

862 г. Распространение христианства среди славян трудами свв. Кирилла и Мефодия.

879 г. Константинопольский поместный собор в храме св. Софии.

1054 г. Отпадение Западной Церкви от Восточной.

1 В основу всей аргументации своей прп. Иоанн Дамаскин полагает христологический аргумент – изображение Христа Спа­сителя, а, следовательно, вообще всякое изоб­ражение на иконе возможно, потому что Сын Божий пожелал стать человеком. В полемике против обвинений в идолопоклонстве преп. Иоанн прово­дит различие между служением (латриа), подобающим лишь Богу, и покло­нением (проскинесис), оказываемым тварным вещам, к каковым относят­ся и иконы. Это терминологическое различие было утверждено Седьмым Вселенским Собором.

2 О императоре Иоанне Цимисхии см. вопр. 43.