23. Возникновение монофизитства. «Разбойничий» собор.
III Вселенский Собор в Эфесе (431), осудивший ересь Нестория (Бог вселился в человека Иисуса, поэтому Мария – Христородица) не дал собственного вероопределения. Богословским итогом III Вселенского собора можно считать примирительный договор 433 г. – Господь И.Х. совершенный Бог и совершенный человек (но оставалась нерешенной проблема двух природ). Но осуждение Нестория невольно послужило катализатором для другого процесса – возникновения монофизитства.
Споря с Несторием, Кирилл употреблял сомнительное определение Христа: «Единая природа Бога Слова воплощенная…». Для него она означала не «слияние» Бога и человека, но только реальность их соединения в одном Лице, или Личности. Вспомним введенный им термин «Ипостасное единство». И это позволило Кириллу распознать и принять правду антиохийцев: отстаивание ими полноты человека во Христе. Однако слишком многим его последователям это казалось развенчиванием Христа, унижением Бога. Поэтому Евтихий, знаменитый константинопольский архимандрит и ревностный почитатель свт. Кирилла, односторонне раскрывая его формулу о «единой природе Бога Слова воплощенного» вне контекста, где сам Кирилл признает реальность двух природ, делает такие выводы: во Христе человечество растворяется в Божестве, как капля меда в океане. Евтихий не отрицает, что человеческая природа сохраняется во Христе, но подобно тому, как капля меда, растворившись в океане, становится совершенно неощутимой, так, по его представлениям, человечество во Христе полностью претворяется в Божество: «У Господа было две природы до соединения, а после соединения одна (божественная)» Это крайняя форма монофизитства.
Учение Евтихия встретило противодействие со стороны константинопольского патриарха, св. Флавиана. Св. Флавиан созвал собор, на котором осудил Евтихия. Низложенный и осужденный Евтихий апеллировал к римскому папе, написав, что на Востоке возрождается несторианство. Римский папа, св. Лев Великий, прочитав стенограммы собора, пришел в ужас от учения Евтихия и поддержал решение Флавиановского собора. По поводу учения Евтихия папа Лев составил изложение веры, которое называется «Томос (свиток) к Флавиану» – оно адресовано константинопольскому архиепископу и предлагается ему как правильное и окончательное изложение православной христологии: две полных природы, способных каждая в своей области к действию, но в единстве одного Лица (У Нестория же Бог-Слово и человек-Иисус совершенно отдельные и самостоятельные личности).
Евтихий апеллировал в Александрию, где еретическое монофизитское учение разделял Диоскор (племянник Кирилла), занявший после Кирилла Александрийскую кафедру. Апеллировал он и к императору Феодосию II, который поддерживал Диоскора как борца с несторианством. Феодосий II повелел созвать Вселенский Собор, чтобы «с корнем вырвать ересь Нестория», т.к. не добился от Флавиана пересмотра осуждения Евтихия. Председательствовать он поручил Диоскору Александрийскому, при этом главе антиохийского богословия Феодориту Кирскому было запрещено участвовать в нем. Этим был предрешен исход Собора, который открылся в 449 г. в Ефесе. Диоскор создал в нем обстановку морального террора, угрожая самыми суровыми расправами. Евтихий был восстановлен. Флавиан Константинопольский низложен, избит и отправлен в ссылку; очень скоро, по пути в ссылку, свт. Флавиан скончался. Было объявлено о низложении некоторых других иерархов, неугодных Диоскору. Исповедание Евтихия – «две природы до соединения и одна после соединения» – было одобрено собором. От всех епскопов потребовали подписать решения Собора, его подписали все, кроме римских легатов. Римским легатам, которые присутствовали на Ефесском Соборе, не дали слова, «Томос» папы Льва не был зачитан, однако они все-таки заявили по поводу его деяний свой протест и покинули Ефес, не подписав никаких соборных определений. Собор закончился принятием 12 анафематизмов Кирилла. Очень скоро папа св. Лев Великий назвал этот Собор «разбойничеством», и под этим названием Собор и вошел в историю, он так и называется «разбойничий собор», или «Ефесское разбойничество» 449 г.
Диоскор содержал решительную победу во всей Восточной Церкви, он назначил епископов в Константинополь и в Антиохию, в то время как иерусалимский архиепископ св. Ювеналий уже был на его стороне. Таким образом, все четыре восточных патриархата оказались как бы заодно и поддерживали, по крайней мере в лице своих предстоятелей, «разбойничий собор».
Но как только власть сменилась, в 451 г. состоялся IV Вселенский Собор в Халкидоне при императоре Маркиане, закрепивший в своем «оросе» догматические итоги противонесторианского спора.
- 1. История Церкви – древние источники, современное научное изучение.
- 2. Начало истории Церкви, предпосылки быстрого распространения христианской проповеди.
- 3. Первые проблемы Церкви, объединившей христиан из палестинских иудеев, иудеев рассеяния и язычников. Роль св. Апостола Павла в решении этих проблем. Апостольский собор.
- 4. Церковная иерархия первого века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным.
- 5. Ненависть общественного мнения к христианам в I-IV вв. Ее причины. Состояние языческой религии.
- 6. Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.
- 7. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений.
- 8. Гностицизм. Истоки, основы учения. Докетизм.
- 9. Монархианство и его направления. Субординационизм.
- 10. Ересь Маркиона. История формирования и утверждения канона Священного Писания.
- 11. Монтанизм. Покаянная дисциплина первых веков. Вопрос о допустимости второго покаяния. Споры о приеме в Церковь падших и о крещении еретиков.
- 12. Политическая обстановка в Римской империи на рубеже III-IV вв. Диоклетианово гонение.
- 13. История обращения в христианство императора Константина Великого. Миланский эдикт.
- 14. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущия Сына Отцу.
- 15. Император Константин Великий. Значение его деятельности в истории христианской Церкви. Понятие о Константиновом периоде в истории Церкви.
- 16. Арианские споры в период между I и II Вселенскими соборами. Свт. Афанасий Великий. Участие в спорах императоров Константина Великого, Констанция и Валента.
- 17. Разные направления в арианстве. Аномеи (евномиане). Омиусиане. Омии.
- 18. Правление Юлиана Отступника. Проблема отношения христианства к языческой культуре.
- 19. Правление императора Феодосия Великого. II Вселенской собор. Никео-Константинопольский Символ веры. Возвышение Константинопольской кафедры.
- 20. Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество. Особенности положения монашества в Церкви.
- 21. Споры о наследии Оригена в конце IV века. Евагрий, его учение о спасении. Свт. Иоанн Златоуст. Борьба против него александрийского архиепископа Феофила.
- 22. Возникновение несторианской ереси, ее истоки. Позиция свт. Кирилла Александрийского. III Вселенский собор и соглашение 433 года.
- 23. Возникновение монофизитства. «Разбойничий» собор.
- 24. IV Вселенский собор. Вероопределение собора и Томос папы Льва Великого. 28 правило собора и отношение к нему Рима.
- 25. Монофизитство после IV Вселенского собора и различные течения в нем. Попытки компромисса с монофизитством в конце V века и их последствия.
- 26. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство. Теория симфонии. Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры.
- 27. V Вселенский собор. Осуждение трех глав. Осуждение Оригена. Позиция папы Вигилия и Западной Церкви.
- 28. Попытка компромисса между православием и монофизитством при императоре Ираклии. Моноэнергизм. Монофелитство.
- 29. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. Св. Мартин Исповедник. Их житие, участие в богословских спорах. VI Вселенский собор и его вероопределение.
- 30. Император Юстиниан II; Пято-Шестой Трулльский собор. Корпус канонов. Правила 37-39, 82, 95.
- 32. Император Константин V и его церковная политика. Развитие иконоборческого богословия и собор 754 г. Гонения на иконопочитателей.
- 33. Восстановление иконопочитания при императрице Ирине. История созыва VII Вселенского собора. Вероопределение собора и отношение на нем к епископам – иконоборцам.
- 35. Церковная политика императоров Михаила II и Феофила. Гонения на иконопочитателей в их правление. Воцарение императрицы Феодоры и окончательное восстановление иконопочитания.
- 36. Отношение Западной Церкви к VII Вселенскому собору. Карловы книги и Франкфуртский собор 794 г. Создание западной империи, реакция Византии.
- 37. Позиция Карла Великого и Рима в вопросе filioque.
- 38. Состояние византийской Церкви в середине IX века. Патриархи свт. Игнатий и свт. Фотий. Противостояние их сторонников.
- 39. Свт. Фотий и его противостояние Риму. Соборы, бывшие при Фотии.
- 40. Христианская миссия при свт. Фотии: свв. Кирилл и Мефодий, крещение Болгарии и Руси.
- 41. События церковной жизни при императоре Льве Мудром. Патриарх Николай Мистик. Его взаимоотношения с Римом и императорской властью.
- 42. События церковной жизни при императорах Романе Лакапине и Константине Багрянородном.
- 43. Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром.