logo
История древней Церкви

12. Политическая обстановка в Римской империи на рубеже III-IV вв. Диоклетианово гонение.

В III в. Империю постиг жесточайший кризис. Все было поко­леблено, а особенно страшной была ситуация на границах: с севера наседали германцы, с востока персы. Это грозило империи разрушением, и чтобы отразить эту опасность, она должна была сконцентрировать свои силы. В деле спасения империи христиане полностью были на стороне империи: они понимали, что импе­рия, даже в ее языческом облике, – это те внешние рамки, в которых продолжает более или менее нор­мально существовать, в перерывах между гонениями, христианская Церковь.

Император Диоклетиан (284-305) был великим правителем-рефор­матором. После тяжелого кризиса, пережитого Империей в III в., он ре­формировал всю ее сверху донизу. Государство пред­принимает более энергичные военные усилия, и потому расширяется воинская обязанность. Оно предпринимает огромные финансовые уси­лия (налоги и цены), и потому растет управленческий аппарат. Государство берет под свой контроль всю эко­номическую жизнь: каждый человек прикреп­ляется к своему сословию и к своему рабочему месту. Усиливается также и идеологический дик­тат государства. Языческая религия во все большей степени навязывается всем слоям на­селения. Импе­рия превращается в государство тоталитарно­го типа, берет под кон­троль всю жизнь общества.

Империя была разделена между двумя Августами, у каждого из которых был свой помощник-кесарь, который дол­жен был ему наследовать. Август должен был сам назначать кесаря, выби­рая наидостойнейшего. Таким образом, Империя должна была получать самых лучших правителей.

Диоклетиан и его кесарь Галерий правили Империей к востоку от Ад­риатики, а на Западе правили Максимиан и его кесарь Констанций (отец будущего императора Константина).

Первые девятнадцать лет правлениям Диоклетиана отмечены только мученичеством среди воинов, потому что они от­казывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиа­не чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в малоазиат­ском городе Никомидии, где Диоклетиан имел свою резиденцию, возвышалась большая хрис­тианская церковь. Но под самый конец своего царствования, в 303 г., Диоклетиан воздвигает гонения на христиан. В течение од­ного года 303-304 он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.

23 февраля 303 г. христианский собор напротив императорского двор­ца в Никомидии был разобран, а на следующий день был опубликован эдикт, что все церкви должны быть уничтожены, все Библии и литургические книги сданы властям, богослужебные сосуды конфискованы, а все богослу­жебные собрания запрещены. Тех, кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали репрессиям, а тех кто выдавал – считали падшими – об этом Церковь судила довольно строго. Несколько месяцев спустя был издан второй эдикт (очевидно, он имел силу лишь для Востока) об аресте всего клира. Од­нако все не могли поместиться в тюрьмах, и следующей осенью была объяв­лена амнистия при условии принесения жертвы перед статуей императора. Указ вошел в силу в 304 г.: все граждане Империи под страхом смерти обя­заны были принести жертву (но, очевидно, этот указ тоже имел силу лишь на Востоке). Началось кровавое гонение.

Преследование христиан не всюду было одинаково жестоким. В Гал­лии, Британии и Испании Констанций отнесся к эдикту весьма формально и лишь разрушил несколько церквей. Ни один человек не был казнен. По­сле смерти Констанция в Йорке 25 июля 306 г. солдаты провозгласили императором его сына Константина.

В разгар гонений в 305 г. Диоклетиан отрекся от власти. Гонения продолжил его кесарь Галерий. После удаления Диоклетиана на покой, государ­ственная система, которую он с большим тщанием создавал, рухнула. Начались граж­данские распри, занявшие два десятилетия. Доходило до того, что в разных частях империи действовали семь разных им­ператоров, которые по большей части не при­знавали друг друга. И вот в этот смутный мо­мент на историческое поприще выходит св. Константин, которому предстояло совершить глубочайший переворот в церковной истории.

Константин, как и его отец, поклонялся Непобедимому Солнцу. Одна­ко в его семье было христианское влияние – сестра Анастасия. В крити­ческий момент своего восхождения к власти в войне 312 г. за власть на Западе Константин призвал помощь христианского Бога и не был разоча­рован. Но уже с его приходом к власти в 306 г. можно было рассчитывать, что гонения не коснутся той части империи, которая была под его контро­лем.

Лишь к концу 312 г. определились два победителя – Константин на За­паде и Лициний на Востоке. В феврале 313 г. Константин и Лициний в Мила­не издали эдикт о веротерпимости ко всем религиям – христианам и языч­никам – и о восстановлении всей собственности христиан, как личной, так и церковной. (Веротерпимость, по крайней мере на бумаге, просуществовала до 528 г., когда она была отменена указом Юстиниана.)