5. Ненависть общественного мнения к христианам в I-IV вв. Ее причины. Состояние языческой религии.
Люди всё более погружались в жизнь окружающей их природы и совсем потеряли представление о высшем духовном мире. Появились так называемые языческие религиозные системы, обоготворяющие природу, её силы и явления. Вместо единого Бога первобытной религии появились множество богов: небесные светила, стихии, геологические образования, разные животные, люди, чем-нибудь знаменитые, добродетели, пороки, страсти и т.п. Всё могло стать предметом обоготворения в язычестве.
В греко-римском мире, с которым христианская Церковь прежде всего соприкоснулась, господствующая языческая религия допускала обоготворение людей. Но основы этой религии начали колебаться, когда в греческом обществе просвещение развилось настолько, что не могло допустить веры в различные создания человеческой фантазии. Появились философские системы, поставившие своей задачей объяснить и постигнуть бытие мира и вещей. Философия подвергла народную религию критике и отвергла её. Взгляды философов стали распространяться среди народа, и в нём тоже появилось недоверие к богам. Такое отрицание прежних верований началось в Греции ещё за три века до Р. Хр., так что ко времени появления христианства оно стало почти всеобщим. Народная религия терпела поражение. Народ уже не верил своим богам, хотя и исполнял религиозные обряды по привычке к старине и по привязанности к блестящим религиозным церемониям, удовлетворявшим его эстетические чувства.
Все эти философские рассуждения не могли заменить человеку религии. Люди в сознании внутренней пустоты переходили от одной философской системы к другой, не находя нигде удовлетворения своим религиозным исканиям. Масса народа философии вовсе не знала. При отсутствии же определённой веры люди бросались в противоположную крайность – суеверия. Перед пришествием Христа Спасителя в греко-римском мире особенно широко распространились тайные восточные культы, со своими гаданиями, волшебствами и пр. Вместе с падением религии пала и нравственность. Деспотизм императоров, наплыв в Рим богатств со всего мира, происшедшая отсюда роскошь и философия, проповедовавшая наслаждение, – все это содействовало падению прежней строгости нравов.
Языческий мир к моменту появления христианской Церкви был в состоянии кризиса и разложения, это был духовно угасающий мир, в то время как Церковь была полна духовного горения, самой сильной жизненной энергии. «Естественно, что первые христиане резко выделялись на фоне языческого общества и сами бывали вынуждены рвать связи, которые их с этим обществом соединяли».
Языческое общество, в особенности простой народ, под влиянием тех, «кто был заинтересован в существовании язычества: жрецов, делателей идолов, прорицателей, и т.п.», обвиняющих христиан в отступничестве от отечественной религии, считало христиан безбожниками, «что признавалось величайшим бесчестием». Более злонамеренные язычники приписывали христианам самые гнусные преступления, вплоть до обвинений их в том, что они умерщвляют младенцев, питаясь их телом и кровью. Их считали людьми самой позорной жизни и человеконенавистниками. «Ненависть к христианству объясняется совершенно естественной ненавистью толпы ко всему духовно значимому, ко всему из ряда вон выходящему».
В понимании интеллигенции вера христиан представлялась «грубым суеверием», а они сами – «самообольщенными мечтателями», врагами культуры и политической жизни.
Римское правительство сначала не отличало христиан от иудеев. К ним применялись одинаковые законы. В дальнейшем правительство различало религии покоренных народов: дозволенные (отечественные и древние) и недозволенные (новые). Христианство признавалось недозволенным. Его быстрое распространение считали опасным для национальной веры – язычества, потому что «в отличие от либеральных доктрин новейших времен, Рим не рассматривал религию, как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом». Непризнание императора богом, отказ в принесении ему жертв и поклонении его изображению породили подозрение христиан в измене. «Христианами становились бывшие язычники, которые еще вчера почитали богов и возносили почести государственному культу, но затем принимали веру Христову и переставали посещать языческие капища, и это рассматривалось как большая политическая опасность». Подозревалась принадлежность христиан к тайному обществу заговорщиков, которые якобы под покровом религиозных стремлений замышляют ниспровергнуть существующий порядок. Начались жестокие гонения, продолжавшиеся в течение трех веков.
Можно выделить несколько этапов гонений. Первый этап: до середины III века ненависть простого народа была гораздо сильнее, чем репрессивные намерения властей. Нероново гонение было исключением, и коснулось оно одного лишь города Рима, совершенно не затронув провинции, а многие последующие императоры старались не столько развязать репрессии, сколько, наоборот, ввести начатые по инициативе язычников, по инициативе местных возглавителей администрации гонения в какие-то более узкие рамки. Второй этап: начиная с середины III века (имп. Декий Траян) и до самого конца гонений, т. е. до начала IV века, императорская власть берет на себя инициативу гонений и становится во главе антихристианской кампании.
- 1. История Церкви – древние источники, современное научное изучение.
- 2. Начало истории Церкви, предпосылки быстрого распространения христианской проповеди.
- 3. Первые проблемы Церкви, объединившей христиан из палестинских иудеев, иудеев рассеяния и язычников. Роль св. Апостола Павла в решении этих проблем. Апостольский собор.
- 4. Церковная иерархия первого века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным.
- 5. Ненависть общественного мнения к христианам в I-IV вв. Ее причины. Состояние языческой религии.
- 6. Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.
- 7. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений.
- 8. Гностицизм. Истоки, основы учения. Докетизм.
- 9. Монархианство и его направления. Субординационизм.
- 10. Ересь Маркиона. История формирования и утверждения канона Священного Писания.
- 11. Монтанизм. Покаянная дисциплина первых веков. Вопрос о допустимости второго покаяния. Споры о приеме в Церковь падших и о крещении еретиков.
- 12. Политическая обстановка в Римской империи на рубеже III-IV вв. Диоклетианово гонение.
- 13. История обращения в христианство императора Константина Великого. Миланский эдикт.
- 14. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущия Сына Отцу.
- 15. Император Константин Великий. Значение его деятельности в истории христианской Церкви. Понятие о Константиновом периоде в истории Церкви.
- 16. Арианские споры в период между I и II Вселенскими соборами. Свт. Афанасий Великий. Участие в спорах императоров Константина Великого, Констанция и Валента.
- 17. Разные направления в арианстве. Аномеи (евномиане). Омиусиане. Омии.
- 18. Правление Юлиана Отступника. Проблема отношения христианства к языческой культуре.
- 19. Правление императора Феодосия Великого. II Вселенской собор. Никео-Константинопольский Символ веры. Возвышение Константинопольской кафедры.
- 20. Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество. Особенности положения монашества в Церкви.
- 21. Споры о наследии Оригена в конце IV века. Евагрий, его учение о спасении. Свт. Иоанн Златоуст. Борьба против него александрийского архиепископа Феофила.
- 22. Возникновение несторианской ереси, ее истоки. Позиция свт. Кирилла Александрийского. III Вселенский собор и соглашение 433 года.
- 23. Возникновение монофизитства. «Разбойничий» собор.
- 24. IV Вселенский собор. Вероопределение собора и Томос папы Льва Великого. 28 правило собора и отношение к нему Рима.
- 25. Монофизитство после IV Вселенского собора и различные течения в нем. Попытки компромисса с монофизитством в конце V века и их последствия.
- 26. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство. Теория симфонии. Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры.
- 27. V Вселенский собор. Осуждение трех глав. Осуждение Оригена. Позиция папы Вигилия и Западной Церкви.
- 28. Попытка компромисса между православием и монофизитством при императоре Ираклии. Моноэнергизм. Монофелитство.
- 29. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. Св. Мартин Исповедник. Их житие, участие в богословских спорах. VI Вселенский собор и его вероопределение.
- 30. Император Юстиниан II; Пято-Шестой Трулльский собор. Корпус канонов. Правила 37-39, 82, 95.
- 32. Император Константин V и его церковная политика. Развитие иконоборческого богословия и собор 754 г. Гонения на иконопочитателей.
- 33. Восстановление иконопочитания при императрице Ирине. История созыва VII Вселенского собора. Вероопределение собора и отношение на нем к епископам – иконоборцам.
- 35. Церковная политика императоров Михаила II и Феофила. Гонения на иконопочитателей в их правление. Воцарение императрицы Феодоры и окончательное восстановление иконопочитания.
- 36. Отношение Западной Церкви к VII Вселенскому собору. Карловы книги и Франкфуртский собор 794 г. Создание западной империи, реакция Византии.
- 37. Позиция Карла Великого и Рима в вопросе filioque.
- 38. Состояние византийской Церкви в середине IX века. Патриархи свт. Игнатий и свт. Фотий. Противостояние их сторонников.
- 39. Свт. Фотий и его противостояние Риму. Соборы, бывшие при Фотии.
- 40. Христианская миссия при свт. Фотии: свв. Кирилл и Мефодий, крещение Болгарии и Руси.
- 41. События церковной жизни при императоре Льве Мудром. Патриарх Николай Мистик. Его взаимоотношения с Римом и императорской властью.
- 42. События церковной жизни при императорах Романе Лакапине и Константине Багрянородном.
- 43. Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром.