38. Состояние византийской Церкви в середине IX века. Патриархи свт. Игнатий и свт. Фотий. Противостояние их сторонников.
Вторая волна иконоборчества закончилась вместе со смертью императора Феофила в 842 г. – последнего императора-иконоборца. После его смерти начинается новый период церковной истории – период большого подъема, но и новых больших трудностей. Эпоха иконоборчества увеличила разрыв между Римом и Константинополем. Императоры-иконоборцы по-новому провели границу между патриархатами Константинопольским и Римским. Иконоборцы изъяли из римской юрисдикции некоторые территории Южной Италии, а самое главное – обширные территории на Балканах, потому что там римская юрисдикция простиралась вплоть до Салоник. Эту довольно большую греческую территорию (от Салоник до Южной Италии) иконоборцы передали Константинопольской патриархии. Надо сказать, что Южная Италия – тоже исконно греческая территория, в древности она называлась Великой Грецией. Благодаря этим размежеваниям граница между двумя патриархатами более или менее совпала с естественной границей греческого и латинского мира, что, конечно, еще больше содействовало размежеванию в более глубоком плане.
В этом новом периоде Константинопольской Церкви пришлось выполнить новые огромные задачи. После смерти Феофила правительство поспешило восстановить иконопочитание. Последний патриарх-иконоборец был низложен, и патриархом стал исповедник православия св. Мефодий. В марте 843 г. было совершено торжественное празднование восстановления иконопочитания, которое превратилось в праздник в честь православной веры во всем ее объеме – Торжество Православия. Был составлен синодик в Неделю Православия. Этот синодик впоследствии неоднократно дополнялся, и в целом, в том виде, в каком он сложился на протяжении веков от IX века, с Торжества Православия до XIV века, когда в синодик были внесены главы, отразившие учение исихастов, является очень важным вероучительным документом Православной Церкви. Он содержит изложение православного учения и осуждение различных ересей и еретиков.
Как и первое восстановление иконопочитания, окончательное восстановление иконопочитания произошло в царствование женщины. После смерти Феофила власть взяла его вдова Феодора. Сын и наследник Феофила в это время был еще совсем маленьким: ему было не больше 6 лет. Это был Михаил III. Среди советников царицы главную роль играл министр путей сообщения Феоктист. Это был фактически министр внутренних дел Византийской империи. Феоктист был человеком благочестивым, и после того, как он в результате государственного переворота был убит, греческая Церковь причислила его к лику святых, хотя в наших святцах он не значится.
В отличие от времени св. царицы Ирины, восстановление иконопочитание совершилось легко и спокойно, потому что иконоборческое движение уже отжило, и сильной оппозиции иконопочитанию больше не было. Однако, несмотря на это, императрица Феодора, ее главный помощник Феоктист и патриарх Мефодий проводили иконопочитание с чрезвычайной осторожностью. Они оказывали снисхождение тем иконоборцам, которые желали принять почитание святых икон.
Как и прежде, этот умеренный образ действий встретил сопротивление со стороны зилотов – ревнителей. Во время иконоборчества православные были едины, но как только иконопочитание стало единым, сразу же возобновилось старое разделение на политиков и зилотов. Как и прежде, против умеренной икономической политики патриархов свв. Тарасия и Никифора тоже выступали монахи знаменитого константинопольского Студийского монастыря. Спор принял такую остроту, что опять студийские монахи были отлучены от церковного общения. Однако уже в 847 году патриарх св. Мефодий умер, и это дало шанс для примирения противоборствующих церковных группировок. На патриарший престол был назначен Игнатий. Он должен был вызвать симпатии зилотов, поскольку он был монахом строгой жизни и безупречной репутации. В то же время он был сыном свернутого с престола императора Михаила I Рангави, поэтому был тесно связан с самыми высокими придворными сферами. Как надеялись в правительстве, он должен был найти общий язык и с царицей. Действительно, борьба на время утихла, хотя впоследствии св. Игнатий невольно стал причиной еще гораздо более серьезного церковного раздора. После ликвидации иконоборчества правительство должно было выдержать тяжелую борьбу с сектой павликиан. Эта секта получила большое распространение на восточной границе империи и пользовалась в свое время покровительством императоров-иконоборцев, но также и православного императора Никифора I. Секта эта превратилась в настоящее государство со своей армией, своими крепостями, и императоры рассматривали ее с чисто военной точки зрения как препятствие для тех восточных врагов империи, которые захотели бы преодолеть границу в том месте, где секта была распространена. Некоторые сектанты стали переселяться к арабам и сражались против христианской империи.
Императрица Феодора развернула довольно жестокие преследования этих сектантов, и многие из них были переселены с восточной границы в Европу, во Фракию. Это была довольно обычная внутриполитическая мера римских императоров. В данном случае это было не очень удачно, т. к. ересь начала распространяться и в новом районе расселения сектантов. В 856 году произошел государственный переворот: Михаил III взял власть в свои руки. Поскольку он был очень молод и проявлял способности в основном в военном деле, фактическим правителем стал его дядя Варда, брат св. Феодоры, который и подвигнул своего племянника на государственный переворот. Во время переворота министр Феоктист был убит, а императрица Феодора была вынуждена отречься от власти. Двумя годами позже, когда состоялось неудачное покушение на ее брата Варду, она была сослана в монастырь.
Михаил III достигнув совершеннолетия, предался пьянству и распутству, поручив дела правления своему дяде Варде. По версии сторонников патриарха Игнатия, Варда был безнравственным человеком, именно поэтому и произошло его столкновение с патриархом Игнатием, который после бесплодных увещеваний отказал ему в св. причастии в день Богоявления 857 г. За это святитель был сослан на остров Тенервинф (Тальберг). По мнению других историков «кесарь Варда стал жертвой клеветы и вовсе не виновен в том, за что его строго осуждал патриарх Игнатий. Но самое существенное то, что перед Церковью стояли такие большие задачи, которые патриарх Игнатий был не в силах исполнить и которые были по плечу человеку с более широким кругозором» (Асмус).
25 декабря 858 г. «еще будучи мирянином, был возведен на патриарший престол Фотий, пройдя за шесть дней последовательно через все низшие степени священства от чтеца до епископа» (Мейендорф). Началось замечательнейшее патриаршество, которое связано как с величайшими достижениями византийской Церкви, так и с очень большими церковно-историческими потрясениями. В церковно-политическом отношении св. Фотий занимал такую же позицию, как и патриархи свв. Тарасий, Никифор и Мефодий. Поэтому против него сразу же выступили зилоты, тем более что удобным поводом для таких выступлений были некоторые проблемы при возведении Фотия на патриаршество. Фотия обвиняли в том, что он стал патриархом при живом патриархе Игнатии, но, как доказывает католический историк Франциск Дворник, имело место отречение патриарха Игнатия от патриаршества, а в таком случае возведение Фотия на патриаршество вполне оправдано. Правда, потом под давлением своих сторонников св. Игнатий отказался от этого отречения.
Сразу же возникли две церковные партии: одна была привержена патриарху Фотию, другая выступала за низложенного патриарха Игнатия. В 859 г. в Константинополе состоялся собор, осудивший игнатиан, но они, воспользовавшись правом апелляции к папе римскому (на основании Сердикского собора), стали требовать созыва другого собора. После событий иконоборческий эпохи и политических событий, приведших к созданию Западной империи, сложились новые отношения между Римом и Константинополем. Этого могли не заметить только зилоты, которые в своем ослеплении продолжали апеллировать к Риму во всех случаях, считая его по-прежнему высшей церковной инстанцией и не замечая того, что такое отношение к Риму означает измену существенным интересам своей собственной Церкви.
Папа Николай I высказался в пользу Игнатия и отказался признать Фотия законным патриархом, считая его возведение на патриаршество совершенно не каноническим – не только потому, что это возведение произошло при жизни патриарха Игнатия, но и по той причине, что Фотий был возведен из мирского звания. На самом же деле самым важным для Николая I «было утвердить свою власть, заставить всех признать, что Рим конечная инстанция в решении всех вопросов» (Асмус). В 861 г. в Константинополе состоялся собор в присутствии папских легатов. Но здесь, вопреки ожиданиям папы, восточные отцы действовали независимо от его влияния. Собор признал избрание Фотия законным (Тальберг). Легаты приняли предложение и вместе с остальными участниками собора признали Фотия законным патриархом. Но когда они вернулись в Рим, Николай заявил, что они превысили свои полномочия, и отменил принятое ими решение. Папа осудил их, собрав в 863 г. свой собственный собор в Латеранском дворце. На этом соборе он объявил патриарха Фотия низложенным. Так произошел явный разрыв между Римской и Константинопольской церквами.
- 1. История Церкви – древние источники, современное научное изучение.
- 2. Начало истории Церкви, предпосылки быстрого распространения христианской проповеди.
- 3. Первые проблемы Церкви, объединившей христиан из палестинских иудеев, иудеев рассеяния и язычников. Роль св. Апостола Павла в решении этих проблем. Апостольский собор.
- 4. Церковная иерархия первого века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным.
- 5. Ненависть общественного мнения к христианам в I-IV вв. Ее причины. Состояние языческой религии.
- 6. Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.
- 7. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений.
- 8. Гностицизм. Истоки, основы учения. Докетизм.
- 9. Монархианство и его направления. Субординационизм.
- 10. Ересь Маркиона. История формирования и утверждения канона Священного Писания.
- 11. Монтанизм. Покаянная дисциплина первых веков. Вопрос о допустимости второго покаяния. Споры о приеме в Церковь падших и о крещении еретиков.
- 12. Политическая обстановка в Римской империи на рубеже III-IV вв. Диоклетианово гонение.
- 13. История обращения в христианство императора Константина Великого. Миланский эдикт.
- 14. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущия Сына Отцу.
- 15. Император Константин Великий. Значение его деятельности в истории христианской Церкви. Понятие о Константиновом периоде в истории Церкви.
- 16. Арианские споры в период между I и II Вселенскими соборами. Свт. Афанасий Великий. Участие в спорах императоров Константина Великого, Констанция и Валента.
- 17. Разные направления в арианстве. Аномеи (евномиане). Омиусиане. Омии.
- 18. Правление Юлиана Отступника. Проблема отношения христианства к языческой культуре.
- 19. Правление императора Феодосия Великого. II Вселенской собор. Никео-Константинопольский Символ веры. Возвышение Константинопольской кафедры.
- 20. Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество. Особенности положения монашества в Церкви.
- 21. Споры о наследии Оригена в конце IV века. Евагрий, его учение о спасении. Свт. Иоанн Златоуст. Борьба против него александрийского архиепископа Феофила.
- 22. Возникновение несторианской ереси, ее истоки. Позиция свт. Кирилла Александрийского. III Вселенский собор и соглашение 433 года.
- 23. Возникновение монофизитства. «Разбойничий» собор.
- 24. IV Вселенский собор. Вероопределение собора и Томос папы Льва Великого. 28 правило собора и отношение к нему Рима.
- 25. Монофизитство после IV Вселенского собора и различные течения в нем. Попытки компромисса с монофизитством в конце V века и их последствия.
- 26. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство. Теория симфонии. Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры.
- 27. V Вселенский собор. Осуждение трех глав. Осуждение Оригена. Позиция папы Вигилия и Западной Церкви.
- 28. Попытка компромисса между православием и монофизитством при императоре Ираклии. Моноэнергизм. Монофелитство.
- 29. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. Св. Мартин Исповедник. Их житие, участие в богословских спорах. VI Вселенский собор и его вероопределение.
- 30. Император Юстиниан II; Пято-Шестой Трулльский собор. Корпус канонов. Правила 37-39, 82, 95.
- 32. Император Константин V и его церковная политика. Развитие иконоборческого богословия и собор 754 г. Гонения на иконопочитателей.
- 33. Восстановление иконопочитания при императрице Ирине. История созыва VII Вселенского собора. Вероопределение собора и отношение на нем к епископам – иконоборцам.
- 35. Церковная политика императоров Михаила II и Феофила. Гонения на иконопочитателей в их правление. Воцарение императрицы Феодоры и окончательное восстановление иконопочитания.
- 36. Отношение Западной Церкви к VII Вселенскому собору. Карловы книги и Франкфуртский собор 794 г. Создание западной империи, реакция Византии.
- 37. Позиция Карла Великого и Рима в вопросе filioque.
- 38. Состояние византийской Церкви в середине IX века. Патриархи свт. Игнатий и свт. Фотий. Противостояние их сторонников.
- 39. Свт. Фотий и его противостояние Риму. Соборы, бывшие при Фотии.
- 40. Христианская миссия при свт. Фотии: свв. Кирилл и Мефодий, крещение Болгарии и Руси.
- 41. События церковной жизни при императоре Льве Мудром. Патриарх Николай Мистик. Его взаимоотношения с Римом и императорской властью.
- 42. События церковной жизни при императорах Романе Лакапине и Константине Багрянородном.
- 43. Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром.