logo search
ответы+по+Литургике+(2+курс+МФ)

19. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона.

ПОЛУНОЩНИЦА Полунощницей называется церковная служба, которая совер­шается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христианский обычай освящать богослужением полночь или вообще ночное время, без сомнения, основывается на примере Самого Гос­пода Иисуса Христа (Лк. 6, 12; Мф. 26, 30), Которому подражали Апостолы (Деян. 16, 25) и современные им христиане (1 Кор. 14, 26. Кол. 3, 16). В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три от­дельных последования – Полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, есть и в Типиконе Устав и вседневной (Понед. 1 нед. Вел. поста), и воскресной (Типикон, 7 гл.) полунощницы. Та или другая полунощница совершаются сообраз­но с днем седмицы и указанием Устава. Не полагается полунощницы, если совершается всенощное бдение, а также в некоторых других случаях (Типикон, 2, 7 гл.; пятница и суббота 5 седм. Вел. поста, среду Страстной сед­мицы).

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ

Первая часть: Свящ. (в одной епитрахили): «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь» и «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды). Далее читается 50 Пс.: «Помилуй мя, Боже...», 17 кафизма, состоящая из 118 Пс., «Символ веры», «Трисвятое», «Отче наш»... Затем читается или поется тропарь: «Се жених грядет в полунощи...» Слава: «День он страшный помышляюще...» За «И ныне» – Богородичен: «Тебе, необоримую стену...», «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...», «Чест­нейшую херувим..;», «Именем Господним благослови, отче». Свя­щенник: «Боже ущедри ны...» Чтец: «Аминь» – и далее читает молитву: «Владыко Боже отче Вседержителю...» На этом и закан­чивается первая часть. В течение же всего Великого поста после возгласа: «Боже, ущедри ны...» произносится молитва Св. Ефрема Сирина: «Госпо­ди и Владыко живота моего...».

Вторая часть Полунощницы состоит из прошений об умерших, и по составу подобна службе часов. Вначале читается «Приидите, поклонимся» (трижды), затем читаются два псалма: «Возведех очи мои в горы...» (120 Пс.), «Се ныне благословите Господа...» (133 Пс.). После этих псалмов чтец продолжает: «Слава, и ны­не», «Трисвятое», «Отче наш...» и заупокойные тропари: «По­мяни, Господи, яко благ рабы Твоя…», «Глубиною мудрости человеколюбие вся строяй...» На «Слава» поется кондак «Со святыми упокой...», на «И ныне» – Богородичен «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево...». После тропарей произносится: «Господи, помилуй» (12 раз), и заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию нашу...». Заключительную часть полунощницы составляют молитвы: «Преславная Приснодево...» и «Упование мое Отец...». Далее священ­ник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Хор или чтец: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (триж­ды) и далее малый отпуст. После отпуста, так же как и по окончании повечерия, совер­шается обычное прощение. (как в конце повечерия – см. вопр. 19). Свя­щенник произносит ектению: «Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе…»... После ектений говорит: «Молитвами святых отец наших...» и на этом заканчивается исследование вседневной полунощницы. В дни праздничные, например: 8-го сентября, 26 декабря, 7-го января, в понедельник Св. Духа, в субботу Лазаря, в от­дание Пасхи по первом Трисвятом и по «Отче наш...» вместе «Се жених...» поется тропарь праздника, а по втором Трисвятом и по «Отче наш...», вместо указанных заупокойных тропарей, поет­ся кондак праздника. Но только тогда молитва «Помяни, Господи в надежди воскресения...» не произносится (Типикон, см. досле­дование этих дней).

УТРЕНЯ получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания, например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни.

Существует три вида утрени: 1. Вседневная, т.е. служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени на­ходится в Служебнике, Часослове, в 9 гл. и других местах Типи­кона. 2. С великим славословием, т.е. когда великое славословие поется, а не читается. 3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге. Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во 2, 3, 4 гл. и других местах Типикона.

Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует Древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие:

1. Начальные псалмы – шестопсалмие с великой ектеньей и тропари на «Бог Господь».

2. Кафизмы, на праздничной утрени – полиелей с Еванге­лием.

3. Канон. 4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом «Премудрость», и отпуст.

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ УТРЕНИ

Свящ., в епитрахиле и фелоне, возглас: «Благословен Бог наш...». (Типикон, 23 гл.).

Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» (когда на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Гос­подь») и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва «Господи и Владыко живота моего...», то после возгласа священника чтец читает «Царю Небесный...», «Трисвятое», «Отче наш...», «Господи, помилуй (12 раз), «Слава и ныне» и затем «Приидите поклонимся» – см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Вели­кого поста и др.) (трижды) и далее читает псалмы: «Услышит тя Господь в день печали...» (Пс. 19-й), «Господи, силою Твоею...» (Пс. 20-й). Затем «Слава, и ныне», «Трисвятое», «Отче наш...» и тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава»...«Вознесыйся на крест волею...», «И ныне» – «Предстательство христиан непостыдное...». Во время чтения псалмов и тропарей священник - каждение (Типикон, 9 и 22 гл.). По окончании чтения священник произносит сокращенную су­губую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (Типикон, 9 гл.). После возгласа: «Яко милостив...» священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: «Слава Свя­тей, и Единосущной...»

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласам: «Слава Святей...» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос Воскресе...» (трижды). Шестопсалмием - шесть избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Оно предваряется следующими литурги­ческими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (3-жды). Затем дважды произносится стих из 50 псалма: «Госпо­ди, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмии (3,37 и 62). Эти псалмы сопровождаются славословием: «Слава, и ны­не». «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (триж­ды), «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После чит. ост. 3 псалма шестопсалмия (87, 102 и 142). Они заключаются текстами: «Слава, и ныне» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Во время чтения 3 послед. Пс. священник - на солею с непокрытой головой читает тайно утренние молитвы(служебник).

По шестопсалмии - великая ектения: «Миром Госпо­ду помолимся». После великой ектений диакон произносит «Бог Господь...» со стихами. Хор: «Бог Господь»... (4-жды) на глас следующего за ним тропаря.

В дни Великого поста, а также в дни поминовения умер­ших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа».

После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в следую­щем порядке:

1. Если служба святому, шестеричный знак (или без знака), поется тропарь святому (2-жды), а на «Слава, и ныне» – Богородичен (по гласу тропаря) из 4-го приложения Минеи..

2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на «Слава» – тропарь другому святому – (один раз) и на «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы».

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда Бо­городичен поется воскресный по гласу «Славы». 4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поют­ся тропари таким образом: 2-ды поется тропарь празднику. «Слава» – святому, «И ныне» – празднику.

После тропарей следует стихословие 2-х или 3-х рядовых кафизм (Типикон, 17 гл.). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботою, предпразднством и попразднством, полагает­ся малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец закан­чивает кафизму: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), (после кафизм полагается, по Уставу, «чтение во Еванге­лии толковом» – см. Типикон, 2,3,4,9 и др.гл.(10-й гл. Типикона). На практике эти чтения опускаются, «Господи, помилуй» (трижды). Далее чит. седален. Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.

Канон состоит из 9 песней. Первый стих каждой песни назы­вается «ирмосом», т.е. «связью» – образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют «тропарями». Глава 11-я Типико­на содержит правила, как соединять между собою различные ка­ноны. Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Этот ирмос и получил название «ка­тавасия» – «схождение».

В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3, 6, 8 и 9 песен. В Типиконе, в 19 гл. имеется специальное ука­зание о порядке пения катавасий на весь год. После 3, 6 и 9-й песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (т.е. 3, 6 и 9-я) сопровождаются: 3-я – ипакои и седальном, 6-я – кондаком и икосом; 9-я – светильном или экзалостиларием. Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем кадит иконостас и по окончании пения ка­тавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (Типикон, 2 гл.) Хор поет: «Величит душа моя Господа...» Диакон продол­жает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм). В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами: «Ве­личай, душе моя...» (20-й гл. Ти­пикона).

После 9-й песни, если совершается вседневная служба поет­ся «Достойно есть...», а затем – малая ектения. После ектений положен светилен или экзапостиларий.

В Типиконе 16-я глава: «О светильнах на утрене…». В этой главе указывается, в каком поряд­ке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на «Слава» – светилен Минеи, на «И ныне» – «Богородичен», а в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на «Слава» поется све­тилен Октоиха, на «И ныне» – Богородичен. Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларии имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать. Вслед за светильном – экзапостиларием читаются «хвалитные» псалмы: «Хвалите Господа с не­бес...» (148 Пс.), «Воспойте Господеви песнь нову...» (149 Пс.) и «Хвалите Бога...» (150 Пс.). К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Славословие, которое поется, оканчивается пением ан­гельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмерт­ный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы: «Сподоби, Господи, в день сей...» (см. Часос­лов и Следованная Псалтирь).

Далее просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви»... «Главы наша...»

После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне. Стихиры на стиховне поются из Октоиха особые на каждый седмичный день (Типиком, 9 гл.). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех. Чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви...», «Трисвятое», «Отче наш....». После воз­гласа священника поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52 гл. Типикона.

Во все седмичные дни поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи – по чину, или лику святого.

После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...» Затем: «Премудрость». Хор: «Благослови». Свя­щенник: «Сый благословен Христос Бог наш...» Хор: «Аминь. Утверди, Боже...» и далее чтец читает первый час.

Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных.