logo search
default

1. Особенности вероучения, организации и культа.

Протестантские вероучение, культ и организационное устройство формировались на основе требования устране-ния тех элементов, которые привнес католицизм в догмати-ку и культ по конъюнктурным соображениям и которые в силу этого противоречия раннехристианским идеалам. Протестанты настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свобод-но читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а Священное Пре-дание либо отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Священному Писанию. Особое значение поэтому приобрел перевод Библии на национальные языки. В тех странах, где протестантизм вытеснил католицизм, церкви были лишены земельных угодий и подчинены светским властям. Поскольку протес-танты отвергали учение о церкви как посреднице между Богом и людьми, поскольку они отказались признавать примат Римского папы и приняли принцип всеобщего свя-щенства. Была введена выборность пасторов и пресвите-ров, которые уже не обладали правом от имени Бога отпус-кать людям их грехи.

Протестанты отвергли учение о чистилище - части забвенного мира, в которой, по католическому вероуче-нию, душа умершего проходит очищение от грехов, преж-де чем перейти в рай. Было отброшено и католическое представление о «запасе добрых дел», оставленных свя-тыми, которыми церковь в лице папы распоряжается по своему усмотрению и даже может наделять ими тех, у кого нет добрых заслуг.

В основе учения протестантизма лежит представление о достижении небесного спасения посредством личной ве-ры, а не посредством подчинения авторитету церкви. Вера не нечто такое, что может быть или отсутствовать у

101

человека, она заложена в самой человеческой природе. Между человеком и Всевышним существует внутренняя связь, поэтому для утверждения человека в вере и его спасения не требуется выполнения регламентированных церковных церемоний и спасительных дел, предписываемых ею.

Согласно протестантскому вероучению, сам по себе человек из-за испорченности своей природы в результате первоначального греха лишен возможности творить добро, поэтому все доброе и нравственное в нем творит Святой Дух. Другими словами, человек может творить добро только благодаря божественной благодати, которую он получает даром, не имея никаких заслуг. Все иные высоко ценимые католицизмом способы добиться спасения -соблюдение обрядов, материальные пожертвования в пользу церкви, суровое соблюдение постов и т.п. -считаются второстепенными.

Протестантский культ по сравнению с культами других христианских церквей упрощен, что соответствовало тре-бованиям первых идеологов рыночных отношений «деше-вой церкви». Как правило, протестанты отвергают покло-нение кресту и иконам, Богородице, мощам, выступают против института монашества. Большую роль в их богослу-жении играют проповедь, пение духовных гимнов, коллек-тивная и индивидуальная молитва. Из семи христианских таинств протестантские церкви, за исключением англикан-ской, оставили два-три, иногда четыре, которые толкуются как простые обряды, во время которых не происходит ни-чего чудодейственного. Обновление внешних форм рели-гиозности в протестантизме компенсируется идеалом внутреннего благочестия.

Согласно одной из основных идей протестантизма цер- ковь должна непрерывно реформироваться. Но на практи- ке каждое направление стремится закрепить свои тради- ции. Таким стабилизирующим инструментом выступают вероучительные документы - исповедания веры («конфес- сии»). Поэтому самостоятельные направления

христианства, имеющие общее вероучение, называют конфессиями.

2.Основные направления протестантизма. Церкви, названные впоследствии «лютеранскими», или «евангели-ческими», оформились в северных немецких княжествах

102

и скандинавских странах. Их появление связано с именем монаха ордена августинцев, профессора библеистики Виттенбергского университета Мартина Лютера.

Основные принципы вероучения лютеранства изложе-ны в составленном М. Лютером и его соратником Ф. Me-ланхтоном «Аугсбургском исповедании». Этот документ состоит из двух частей. Первая - «Вера и доктрина» - со-держит 21 статью, в которых излагаются основные поло-жения вероучения (Бог, Троица, богочеловек, таинства, добрые дела, свобода воли и др.). Вторая часть - «Зло-употребления» - состоит из 7 статей и посвящена критике католицизма по вопросам церковной организации и практи-ки, целибата, платы за отпущение грехов. Именно здесь нашли свое воплощение основные принципы протестан-тизма: достижение спасения не при посредничестве церк-ви, не молитвами монахов, не заслугами святых и даже не добрыми делами в пользу церкви, а личной верой, источник вероучения - только Библия; упразднение монашества и поклонения святым и их мощам и т.д.

В вопросах о таинствах лютеранство еще делает ряд уступок католицизму. Здесь, в частности, был сохранен ин-ститут епископов. Оставив из семи христианских таинств лишь два - крещение (младенцев) и причащение, люте-ранство не выработало единой позиции относительно ис-поведи. Брак, рукоположение в духовный сан, соборование, конфирмация рассматриваются как простые обряды, так как с их помощью не передается благодать, а только укрепляется вера. В лютеранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь.

В настоящее время в мире насчитывается около 75 млн. приверженцев лютеранства. Эта конфессия наиболее влиятельна в Германии, Скандинавских странах, США, Австрии, Венгрии, Франции, Эстонии и Латвии. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирном лютеранском союзе. В России лютеранство появилось в начале XVIII в. его исповедуют преимущественно этнические немцы, фин-ны и представители некоторых других народов.

Кальвинизм, или реформаторство, возник в XVI в. Его учение разработано теологом и проповедником Жаном Кальвином, который воплотил его на практике в городе-государстве Женеве, Кальвинизм воспринял основные лю-теранские принципы вероучения, придал им гораздо

103

большую жёсткость. Кальвин более решительно, чем Лютер, отверг христианское «предание», институт папства.

Из всех христианских таинств кальвинизм оставил лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. В отличие от лютеранства кальви-низм отрицает представление о «присутствии» тела и кро-ви Христа во время причащения. Кальвинизм радикально упростил культ, отвергнув священнические облачения, алтарь, свечи, иконы, крест.

Большое значение в кальвинизме имеет доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних лю-дей к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается «свыше». Спасающая благодать избрания делает индивида органом исполнения замыслов Бога. Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дары -время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься не как наслаждение, а как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в каль-винизме становятся энергия и результаты усилий, спо-собные свидетельствовать о действии в верующем челове-ке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что ус-пех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.

Кальвинистское вероучение было принято

протестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, некоторых областей Германии, Венгрии, Чехии.

Значительную роль кальвинистские идеи играли среди протестантов Англии, требовавших радикальной реформа- ции, «очищения» (отсюда - пуритане) английской церкви, господствующее положение они завоевали в Шотландии. Современный кальвинизм в различных своих течениях - реформаторстве, пресвитерианстве, конгрегационализме - утратил свой крайний радикализм и во многом сблизился с лютеранским учением. В конце XIX в. стремление к объединению привело к образованию Всемирного Альянса реформистских церквей,

придерживающихся пресвитерианского строения, который насчитывает около 40 млн. человек.

104

Англиканство - третье основное направление в ран-нем протестантизме. В Англии королевская власть, более сильная, чем в континентальной Европе, стремилась ог-раничить вмешательство Рима в свои дела. В середине XIV в английскому церковному суду было запрещено апелли-ровать к иноземному, т.е. папскому, суду. С началом Ре-формации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви. С этого времени начали закрываться монастыри, стала проводить-ся секуляризация церковных владений, прекратился культ святых и реликвий. Был издан обновленный и одобрен-ный архиепископом Кентерберийским перевод Библии на английский язык («Большая Библия»). В 1571 г. был утвер-жден Символ веры, состоящий из 39 пунктов. Он придал англиканству облик «среднего пути» между католицизмом и лютеранством. Этот документ признает Священное Писа-ние основным источником Откровения, но не отвергает и Священное Предание. Сохранился католический догмат о спасении с помощью церкви, одновременно был принят лютеранский постулат спасения личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое. Подобный ком-промисс стал поводом для переориентации части после-дователей англиканской церкви на соединение с кальви-низмом как более радикально и последовательно поры-вающим с католицизмом направлением (пуританизмом).

В настоящее время в мире насчитывается около 70 млн. англикан, объединенных в 25 автономных церквей и 6 церковно-национальных образований. С середины XIX в. существует Англиканский союз церквей, объединяющий церкви в Англии, Шотландии, США, Канаде, Новой Зеландии, имеет свой консультативный орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберий-ским.

Квакеры - еще одно направление протестантизма. В XVII в. возникло «Христианское общество друзей внутрен-него света». Его основал ремесленник Джон Фокс (1624-1691), провозгласивший, что истина веры продляется в акте озарения «внутренним светом». Последователи Фокса подчеркивали необходимость пребывать в постоянном тре-пете перед Богом, за что получили название квакеров (от

105

англ. - трястись). Считая Священное Писание единствен-ным источником вероучения, а «озарение» - высшим про-явлением веры, квакеры отвергли духовенство и внешний культ, провозгласили равенство всех членов общины. Бо-гослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. Спасаясь от преследований, квакеры вынужде-ны были бежать в Америку, где основали несколько посе-лений. В этих поселениях была установлена религиозная терпимость, равноправие всех людей, включая индейцев. Квакеры способствовали отмене рабства в США. В настоя-щее время в мире насчитывается около 200 тыс. последо-вателей этого движения. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде и некоторых других странах, ими создан «Всемирный комитет друзей».

Первые баптистские общины возникли в начале XVIII в. Название этой конфессии происходит от греческого слова «баптизо» - погружать в воду, крестить. Основателями баптизма были англичане-конгрегационалисты, т.е. пред-ставители радикальных общин (конгрегации), наиболее активно боровшихся за очищение англиканской церкви от епископата и элементов католической обрядности, а также за полную вероисповедную и организационную автономию каждой общины. Вынужденные бежать в Голландию, они создали там первые баптистские общины и сформировали свое обновленное учение.

С самого начала в баптизме возникли две ветви, полу-чившие название «частного» и «общего» баптизма. Их главное отличие - в истолковании идеи искупления. «Об-щие баптисты» признавали участие воли человека в спасе-нии и придерживались доктрины о спасении всех уверо-вавших во Христа «Частные баптисты» верили в то, что Христос искупил грехи лишь избранных, предопределенных к спасению. Это течение в баптизме стало преобладающим.

Крещение рассматривается баптистами как акт созна-тельного обращения к вере, духовного возрождения. Кан-дидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собра-нии. Только принявшие водное крещение считаются пол-ноправными членами общины. Крещение и хлебопрелом-ление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности.

106

Провозглашая принцип всеобщего священства, допуская всех членов церкви (в том числе и женщин) к проповеди, баптисты имеют постоянных служителей культа. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помо-гают диаконы и проповедники.

В первой половине XVII в. баптизм появляется в Се-верной Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было господствующих религиозно-церковных тра-диций, стало важным фактором укрепления баптизма в этой стране. В начале XIX в. баптисты США занялись ак-тивной миссионерской деятельностью и стали учреждать свои региональные и общенациональные организации для координации деятельности. Баптизм стал одной из самым многочисленных конфессий протестантизма. Членами бап-тистских общин являются около 35 млн. человек, а с деть-ми, молодежью последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские церкви сущест-вуют более чем в 120 странах. Наиболее крупные органи-зации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный Союз Баптистов, который возглавляется президентом и генеральным секретарем и в настоящее время включает в свой состав 143 союза.

В Российской империи баптизм начал распростра-няться со второй половины XIX в., первоначально на Ук-раине, в Закавказье и Прибалтике. В настоящее время баптистские организации существуют практически во всех странах СНГ.

В начале 30-х гг. XIX в. в США от баптизма отдели-лось религиозное течение адвентистов (от лат - пришест-вие). Его основатель У. Миллер на основе пророческих книг Библии предсказал, что второе Пришествие Христа состо-ится 21 марта 1843 г. Отказавшись впоследствии от по-пыток установить точную дату конца света, адвентисты по-прежнему считают идею близкого второго пришествия цен-тральной в своем учении.

В отличие от других учений христианства адвентисты не считают душу человека бессмертной. По их представлени-ям, во время скорого второго пришествия Христа будут воскрешены телом и душой праведники. По окончании ты-сячелетнего царства Христа на обетованной земле будут воскрешены и неправедные, но лишь затем, чтобы быть навеки уничтоженными. Вот почему праведная жизнь с

107

тем чтобы заслужить милость божию, является главной задачей, которую ставят перед собой адвентисты.

Сохранив баптистские обряды-символы (крещение, хлебопреломление, бракосочетание, рукоположение), ад-вентисты добавили пятый - омовение ног перед хлебопре-ломлением. Этот обряд должен символизировать равен-ство всех членов общины, смирение и готовность служить друг другу.

Из различных направлений адвентизма наиболее рас-пространены «адвентисты седьмого дня» (АСД), создавшие централизованную организацию. Ведущим деятелем этою движения стала Елена Уайт (1827-1915), провозгласившая «откровение» о праздновании субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу», согласно которой верующим за-прещается есть мясо «нечистых животных», в частности, свинину, употреблять в пищу яйца, кофе, чай и т.п. Веро-учение адвентистов во многом сходно с баптистским, но отличается доктриной об уже начавшемся втором пришествии Христа. Обязательной для адвентистов является уплата десятины со всех доходов в пользу организации.

Члены АСД занимаются широкой миссионерской дея-тельностью по всему миру, так как считают, что второе пришествие Христа произойдет после того, как все люди услышат их проповедь. В настоящее время в мире насчи-тывается около 5 млн. последователей АСД, свыше 22 тыс. церквей в 184 странах мира, около 5 тыс. духовных учеб-ных заведений, 50 издательств. АСД объединены во Всемирный Союз АСД с руководством в Вашингтоне.

В России эта конфессия появляется в 60-х гг. XIX в., но легализовалась и организационно оформилась лишь в 1905 г. В настоящее время в большинстве стран СНГ су-ществуют республиканские организации АСД.

Протестантское движение, получившее название «пя-тидесятники», возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфес-сии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» рассказ о сошествии на апостолов Святого Ду-ха на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. В ито-ге апостолы обрели девять даров Святого Духа: мудрость, знания, веру, дар исцеления, способность творить чудеса, пророчествовать, различать духов, говорить на разных язы-ках и истолковывать их. Пятидесятники верят в возмож-

108

ность сошествия Святого Духа на каждого из них при дос-тижении ими религиозного транса, свидетельством чего является обретение ими дара «говорения на иных языках» (глоссолалии). Во всем другом вероучение ничем не отли-чается от баптистского движения. Как и баптисты, они кре-стят только взрослых людей, совершают обряд хлебо-преломления, подобно адвентистам, совершают обряд «омовения ног», но не раз в три месяца, а ежемесячно, а также верят в скорое второе пришествие Христа.

Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее крупные из них - «Церковь Бога», «Ассамблея Бога», «Объединенная пятидесятническая церковь» - рас-пространены в США и Латинской Америке. В Европе рас-пространены общины пятидесятников христиан евангели-ческой веры (ХЕВ), христиан веры евангельской (ХВЕ), евангельских христиан в духе апостольском (ЕЗДА).

Пятидесятники - одна из самых крупных, постоянно растущих конфессий в современном мире, насчитывающая свыше 50 млн. членов и более 11 млн. сочувствующих и практикующих крещение Святым Духом и глоссолалию.

Иеговизм (Свидетели Иеговы), возникший в 70-х гг. XIX в. в США, представляет собой строго централизованную в мировом масштабе организацию. Руководство этой транснациональной конфессии находится в Бруклине, районе Нью-Йорка. Бруклинский центр осуществляет руководство религиозными общинами, действующими белее чем в 100 странах мира. Вероучение Иеговистов ближе всего вероучению адвентистов, но во многом суще-ственно отличается от него. Иеговисты создали совершен-но новые догматы - о природе Бога, о природе Христа, об Армагеддоне. Бог Иегова, считают иеговисты, существует в одном лице. Иисус Христос - сын Иеговы, божественный посланник, бывший совершенным человеком на земле, но Он не всемогущий и не равен Отцу. Святой Дух - это сила и власть Иеговы, участвовавшая в создании мира, которой всевышний делится с Христом и ангелами.

Иеговисты пророчествуют скорый Армагеддон - свя-щенную войну Христа с Сатаной, в результате которой все грешное человечество, за исключением иеговистов, погиб-нет. Это событие иеговисты разделяют на два этапа: пер-вый этап Армагеддона уже состоялся в виде Первой миро-вой войны, а второй, когда Христос окончательно победит мир Сатаны, скоро настанет. После этого Христос устано-

109

вит земной рай для 144 тыс. праведников, 9 тыс. из которых ныне здравствуют, а остальные будут избраны из ранее умерших, но воскресших после Армагеддона.

Основное организационное звено этой конфессии -собрание, которое возглавляется советом старейшин из 5 человек. Свидетелей Иеговы насчитывается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы «Сторожевая башня», «Про-будись» и др. издаются на многих языках большими тира-жами. Последователи Иеговы имеются и в нашей стране.

3. Основные протестантские церкви и деноминации в России. Протестантизм в России - явление несомненно более молодое и позднее, чем православие. Он в основном привнесен с Запада и в свое время сыграл значительную роль в развитии российской государственности и культуры.

Первые последователи Мартина Лютера появились в Москве во время княжения Василия Ивановича (1524-1533) и в 60-х гг. XVI в. выходцы из Германии основали здесь первую лютеранскую общину. В XVIII в. в Петербурге проживало более 20 тыс. лютеран, а к началу XX в. их на территории России уже насчитывалось более 1 млн. В настоящее время в России существует 4 лютеранских церкви, а общее число зарегистрированных лютеранских общин, по данным на 1996 г., -141.

Кальвинистское направление протестантизма в России представлено евангелическо-реформатскими, пресвитериан-скими церквами, а также конгрегационалистскими общинами. В России до 1917 г. общины реформатов в основном действовали в северо-западных и юго-западных губерниях. В 1991 г. евангелическо-реформатская церковь была воссоздана как Союз евангелическо-реформатских общин. Среди российских граждан американские и корейские проповедники активно участвуют в распространении пресвитерианства. В органах Министерства юстиции Российской Федерации уже зарегистрировано 129 пресвитерианских объединений. Часть общин работает без регистрации.

Англиканская церковь в России ведет свое начало с XVI в., когда при правлении царя Ивана IV развернулась торговля с Британией. В 1827 г. в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 г. на ее месте возведена церковь св. Андрея, существующая поныне. После того, как в 1920 г. здание церкви было экспроприировано

110

государством, англиканские службы эпизодически проводились в посольствах Великобритании, Канады и США, а с 1991 г. возобновились в Соборе св. Андрея.

На 1 января 1996 г. Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано 48 религиозных объединений методистов, 36 из них входят в Российскую объединенную методистскую церковь. Сама эта церковь является составной частью Северо-европейской конференции, в которой состоят церкви стран Скандинавии и Балтии, Помимо Российской объединенной методистской церкви во многих городах России действуют целый ряд самостоятельных корейских и американо-корейских методистских церквей, как правило, численно небольших, практикующих богослужения в стиле рок-концертов на открытых площадках и в основном ориентирующихся на евангелизаторскую работу среди молодежи.

С середины XIX в. с Запада в Россию начинается проникновение баптизма и евангельского христианства. В 1855 г. баптисты появились в Финляндии, в 1860 г. - в Латвии. Началом возникновения евангельско-баптистского братства в России его современные последователи считают 20 августа 1867 г.; когда в реке Кура в Тбилиси был крещён Н.И.Воронин, один из активнейших в последующем проповедников баптизма в нашей стране. В 60-70-е гг. баптизм распространяется среди русского и украинского, в основном сельскохозяйственного, населения в Поволжье, на Украине и Кавказе. В 1884г. был создан Союз русских баптистов. К 1912 г. в Российской империи насчитывалось около 115 тыс. баптистов и около 31 тыс. евангельских христиан.

Православная церковь, опираясь на помощь и поддержку государства, всеми средствами боролась претив баптистов и евангельских христиан, видя в них угрозу беспредельному духовному господству православия После Февральской, а затем Октябрьской революций 1917 г. создались относительно благоприятные условия для деятельности и проповеди баптистов и евангельских христиан. Был создан Федеративный Совет баптистов. Однако с 1928 г. начались гонения, Совет был распущен, а его руководители, многие проповедники и рядовые верующие подверглись репрессиям. Только в 1943 г. вновь была разрешена деятельность общин. В 1944 г. в результате объединения баптистов и евангельских

111

христиан был образован Союз евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Во главе этого Союза встал Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В 1961 г. от Союза откололась группа верующих, образовавшая впоследствии Совет церквей ЕХБ.

В настоящее время самым крупным протестантским образованием в России является Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации. Союз ЕХБ РФ входит на принципе автономии и координации целей совместного служения в Евро-Азиатскую Федерацию Союзов ЕХБ СНГ, Европейскую Баптистскую Федерацию (ЕБФ) и Всемирный Союз Баптистов (ВСБ).

Последователи адвентизма в России появились в начале 80-х гг. XIX в. среди немецких колонистов Крыма, Южной Украины, Северного Кавказа, Поволжья. В 1890 г. в Ставрополе образовалась первая русская община христиан - адвентистов седьмого дня (ХАСД). Ко времени Октябрьской революции 1917 г. их было уже около 7 тыс. Как и адвентисты во всем мире, российские адвентисты в 20-х годах пережили раскол на почве отношения к власти и к проблеме службы в армии. Отколовшаяся часть адвентисты-реформисты - образовала «Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня». Наряду с другими конфессиями в 30-х гг. объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям. Лишь в конце 70-х гг. началось новое возрождение церкви. В настоящее время в России действуют два Союза объединений церквей ХАСД: Западно-Российский Союз Церквей христиан-адвентистов седьмого дня и Восточно-Российский Союз Церквей ХАСД. Всего на территории Российской Федерации действуют свыше 400 общин АСД, которые насчитывают более 5000 членов.

Пятидесятничество является одним из поздних протестантских течений, возникло в конце XIX - начале XX века в США. В России миссионеры-пятидесятники впервые появились накануне Первой мировой войны. В 1913 г. в Санкт-Петербурге А.И. Ивановым и Н. П. Смородиным была образована первая община, которая стала называться общиной евангельских христиан в духе апостольском.

Однако более распространенным и многочисленным направлением пятидесятничества в СССР и России стали христиане евангельской веры, основателем которой был И.Е. Воронаев принявший веру в США и вернувшийся в

112

начале 20-х гг. на Украину. В это же время появились первые общины пятидесятников-сионистов, призывавшие своих последователей переселяться в Палестину, на гору Сион, и там ожидать второго пришествия Христа. В 30-х гг. пятидесятничество, как и другие религиозные течения, подверглось суровым преследованиям со стороны властей. В настоящее время христиане веры евангельской (XBE) создали Объединенный Союз христиан веры евангельской -пятидесятников, в который вошли союзы ХВЕ России и других стран СНГ и Балтии. На II съезде (1994 г.) эта организация получила новое название - Объединенный Евразийский Союз ХВЕ, который вошел в Европейский комитет пятидесятнического движения.

Одно из поздних течений в протестантизме -Свидетели Иеговы - на территории бывшего СССР появилось в 1939-1940 гг. с вхождением в его отстав Западной Украины, Западной Белоруссии, Буковины и Бессарабии. В настоящее время на территории СНГ насчитывается примерно 500 общин, в тон числе более 100 - в России. Каноническим органом для духовного надзора за местными религиозными обществами, действующими в странах СНГ, является Управленческий Центр, Этот Центр создан Руководящей Корпорацией Свидетелей Иеговы то инициативе верующих граждан России и других государств СНГ. Всего последователей Свидетелей Иеговы в России насчитывается более 40 тыс. человек.

4. Тенденции в современном протестантизме. В настоящее время христиане, насчитывающие свыше миллиарда человек, принадлежат к более чем 20 деноминациям, подавляющее большинство которых являются протестантскими. Различия в современном протестантизме - это часто расхождение в вероучении и устройстве не столько между разными церквами, сколько между группировками, тенденциями внутри одной и той же церкви. Как отмечают протестантские идеологи, либераль-но ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе к друг к другу, чем к фундаменталистки настроенным членам собственных церквей. С середины XIX в. крупные конфессии протестантизма - англиканство, лютеранство, методизм - испытывают сильное воздействие обмирщен-ной среды и переживают процесс внутренней секуляриза-ции. В них сократилось число людей, регулярно прини-

8-1047 113

мающих участие в богослужении. Вместе с тем появляют-ся кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее применительно к современным условиям. Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском протестантизме, где сформировался склад религиозности, который сами верующие выделяют в особый тип -«евангелический». Вероучительные различия между ними отступают на задний план и почти стираются, главным же становится собственный религиозный опыт и стремление сверять свою жизнь с принципами Евангелия.

К середине XX в. более динамичным становится раз-витие протестантизма в Африке, Океании, Азии. Характер-ным для этого процесса является рост африканских неза-висимых церквей. Некоторые исследователи склонны даже считать, что эти церкви являются четвертым крупным направлением христианства, наряду с католицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них наблюдается синкретизм - соединение христианских представлений и символов с этническими религиозными представлениями и культами, стремление воспринимать христианство в африканских терминах. В 70-90-е гг. в США и Европе снизилось членство протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации, и значи-тельно увеличилось число приверженцев фундаментализ-ма, отстаивающих учение о сотворении мира Богом, о кон-це света, о личной вере, возрождении, дарах Святого Ду-ха, протестантскую этику личного успеха, ценностей се-мьи, общины и общественного порядка. Важным положе-нием современного протестантизма является концепция «ответственного общества» - обоснование ответственно-сти государственных деятелей в сфере политики и экономики в качестве нового общехристианского принципа.

В рамках протестантской теологии и философии ут-верждается экуменическое (объединительное) движение, возникшее в 1910 г., и действующее под руководством Всемирного совета церквей. Оно ставит своей задачей объединение всех протестантских церквей, а отдельные идеологи экуменизма говорят об объединении всех христи-анских церквей. Однако идеи экуменизма пока не дали за-метных результатов и совсем не получили поддержки сре-ди католиков и православных.

Христианство приближается к своему 2000-летию. Оно создало свой мир с особым культурным космосом, который

114

воздействует на все человечество. Наверное, этот мир не лучший из возможных миров, но кто осмелится доказать, что без христианства он был бы лучшим.