logo
default

320 Шейх-уль-ислам

ков религиозных дисциплин, глав суфийских братств, лю-дей, известных своим благочестием.

Шейх-уль-ислам - почетный титул видных мусульман-ских богословов; данный титул носит глава мусульман-шиитов Закавказья.

Шиваизм - одно из двух главных (наряду с вишнуиз-мом) - течений современного индуизма, почитание бога Шивы, распространенное, главным образом, в Южной Ин-дии.

Шиизм - второе по числу приверженцев направление в исламе (после суннизма). Последователи шиизма - шииты - признавая Коран божественным откровением, однако, считают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к Али - двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. В Сунне они признают только те хади-сы, которые восходят к Али; имеют свое предание - ахба-ры, сборники которых наряду с Кораном являются источни-ком шариата. Начиная с VII-IX вв. шиизм распался на не-сколько ответвлений. В странах СНГ последователи шииз-ма проживают в основном в Азербайджане.

Шииты (араб. - присоединиться к кому-либо) - общее название различных течений и сект, признающих Али ибн Аби Талиба и его потомков единственно законными преем-никами пророка Мухаммеда. В ходе борьбы за власть в на-чале второй половины VII в. образовалась политическая группировка сторонников Али, признавшая его исключи-тельное право на верховную власть - имамат. Основное различие между Ш. и суннитами состоит в разном толкова-нии понятия имамат. В то время как для суннитов имам есть духовный и светский глава, избираемый или назна-чаемый людьми, шиитский имам является таковым по сво-ей сущности благодаря таинственной эманации «божест-венной благодати», переходящей от одного имама к друго-му. Алидские имамы (исключая зейдитов) олицетворяют принцип наследственной верховной власти и принцип не-прерывности пророчества. Однако вопрос о передаче пра-ва на имамат тем или иным потомкам Алидов вызывал раз-ногласия и расколы среди Ш. Уже в VIII в. шиитское движе-ние распалось на два основных течения - «умеренное» и

21-1047

321

ЭПОС

«крайнее». К «умеренным» Ш. относят зейдитов и имами-тов, которые, если не считать доктрину имамата, недалеко ушли от суннитов. Другое течение представляли так назы-ваемые «крайние» Ш., обожествлявшие алидских имамов, и исмаилиты, учение которых весьма далеко отошло от ос-новных положений ислама. В свою очередь, эти ответвле-ния распались на многочисленные секты. В настоящее время шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана, Йемена и Бахрейна. Последователи различных шиитских сект суще-ствуют практически во всех мусульманских странах.

Э

Эпос (греч. - слово, рассказ, повествование) - род ху-дожественной литературы, в повествовательной форме дающей связный рассказ о событиях, объективированных от имени повествователя. К устному Э. относят сказки, пре-дания, мифы, легенды, сказания, былины и др. К письмен-ному Э. относят роман, повесть, новеллу, рассказ и др.

Эпоха Матрейи (Майдари) - согласно представлениям тибетского буддизма и ламаизма, эпоха прихода грядущего Будды и спасителя человечества, который поразит зло и восстановит на земле божественную справедливость.

Эсхатология (греч.) - религиозное учение о конце све-та, смысле и завершении земной истории, конечных судь-бах человека и человечества.

Я

Язычество - верования, обряды и праздники до появ-ления монотеизма, послужило «строительным материа-лом» для формирования мировых религий. Православие вобрало многие черты языческих верований и культа (свят-ки, масленица, яблочный спас, культ хлеба, березы). Я. в настоящее время распространено в России среди народов Севера (Марий Эл, Якутия (Саха) и др.).

322

Приложение 1 Структурно-логические схемы Религиоведение: предмет и структура

21*-1047

323