Тема 2. Происхождение религии и ее ран-ние формы
При рассмотрении проблемы происхождения религии мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами о том, когда возникла религия и в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития. Долгое время ответы на эти вопросы казались очевидными. Большинство лю-дей, исследовавших иудаизм и христианство, были удов-летворены теми ответами, которые содержатся в первых двух главах Библии, где излагается концепция творения мира и человека. Согласно Библии, создав человека «из праха земного», Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» и вступил с ним в непосредственные отношения. Следова-тельно, религия имеет божественную природу, возникает вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в одного Бога).
Начиная с античных времен, выдвигались различные теории происхождений религии. Так, древний философ Ки-тий (V в. до н.э.) считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить другим страх и исполнять законы. Основатель ан-тичного материализма Демокрит (V в. до н.э.) указывал, что в основе религии лежит страх перед грозными силами природы. Б. Спиноза (1632-1677) видел корни религии в неуверенности человека в своих силах, в его постоянных колебаниях между надеждой и страхом. Французские про-светители XVIII в. видели корни религии в страданиях и страхе, угнетающих человека. Они полагали, что религия зародилась первоначально из бессилия человека перед стихиями природы.
Вышеупомянутые теории происхождения религии были распространены в узком кругу интеллектуалов и носили скорее всего спекулятивный характер. Богословская кон-цепция относительно возникновения религии была под-вергнута серьезной критике лишь во второй половине XIX в., когда на стыке бурно развивающихся наук (археологии этнографии, антропологии, социологии и др.) возникло со-временное религиоведение, которое с самого начала по-ставило своей задачей не защиту устоявшихся представлений, а бесстрастное исследование религий мира.
В ходе многочисленных исследований были получены достаточно интересные результаты: учеными БЫЛО уста-
23
новлено, что библейский монотеизм не является исход-ным пунктом религиозной эволюции, а является лишь промежуточным этапом развития религий. Английские ученые Дж. Леббок (1834-1913) и Э. Тейлор (1832-1917) предложили следующую классификацию религии в челове-ческой цивилизации - политеизм, генотеизм (т.е. служение одному божеству как верховному при существовании дру-гих богов) и монотеизм. Правда, оставался открытым во-прос о корнях монотеизма, которые уходили в глубь чело-веческой истории и были сокрыты от глаз исследователей. Это создавало возможности для выдвижения чисто умо-зрительных теорий и гипотез.
Одна из них была выдвинута богословскими и около-церковными кругами и вошла в историю изучения религий под названием «прамонотеизма», или первобытного моно-теизма. Впервые она была кратко изложена шотландским ученым Э. Ленгом (1844-1912) в его книге «Становление религии». Этот ученый обратил внимание на образы не-бесных богов в религиях некоторых отсталых народов и сделал вывод, что образы этих богов имеют неземное про-исхождение. За эту мысль ухватился католический пастор В. Шмидт (1868-1954), построив целую концепцию пра-монотеизма, которой посвятил 12-томную работу «Проис-хождение идеи Бога». Образы небесных существ в веро-ваниях отсталых народов Шмидт объявил остатками древнейшей веры в единого Бога-Творца, к образу которого якобы впоследствии примешались загрязнившие его ми-фологические, магические и прочие элементы. Для под-тверждения этой теории Шмидт привел множество этно-графических фактов, однако дал им чисто богословскую интерпретацию, а факты, которые не укладывались в его схему, оставил без внимания.
В начале XX в. зародилось еще одно направление в изучении религии, связанное с именем венского врача-психиатра 3. Фрейда (1856- 1939). Он разработал так на-зываемый психоаналитический метод распознания и лече-ния неврозов и психозов и попытался перенести его на ис-толкование явлений повседневной жизни, а затем и рели-гии. В своей книге «Тотем и табу» Фрейд сделал попытку доказать, что в религиозных верованиях проявляются те же неврозы, и что в основе их лежат подавленные в дет-стве эротические побуждения. Рассуждая о происхожде-нии религии, Фрейд свел эту проблему к узкой области
24
сексуальных влечений и к чисто биологическим явлениям и тем самым не смог понять все разнообразие и историческую изменчивость религиозных верований.
Современные богословы, ярые защитники религии, стремятся доказать, что религия присуща человеку с само-го начала его существования. В противовес им многие ре-лигиоведы отстаивают гипотезу о существовании «дорели-гиозного периода» в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждают, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верова-ний, ибо их сознание было непосредственно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абстракций, в том числе и религиозных. С момента появления этой гипотезы в научном мире стали появляться сообщения о существо-вании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Однако после тщательного изу-чения жизни этих племен, их обычаев, языков, особенно-стей мышления, после установления с ними доверитель-ных контактов исследователи неизменно обнаруживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики, поэтому гипотеза о существовании «дорелигиозного периода» так и остается гипотезой, которую на данном этапе развития наук о человеке невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
Учитывая, что процесс антропогенеза (происхождения человека) растянулся более чем на два миллиона лет и что большая часть человеческой истории до сих пор недоста-точно изучена, современные религиоведы скептически относятся как к теории «прамонотеизма», так и к гипотезе о существовании «дорелигиозного периода». В настоящее время логично с определенной уверенностью утверждать, что простейшие формы религиозных верований существова-ли уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени отно-сится появление человека современного типа (Homo Sapiens), который сильно отличался от своих предпола-гаемых предшественников физическим строением, фи-зиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был че-ловеком разумным, способным к анализу конкретной си-туации и созданию обобщенных понятий и довольно высшего уровня абстракций, к сознанию самого себя и своего места в окружающей действительности.
25
О существовании религиозных верований в этот отда-ленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах, при-чем умершие предварительно проходили через определен-ные обряды подготовки к загробной жизни: их тела покрывались слоем охры, рядом с ними помещали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т.п.
Очевидно, в то время уже складывались религиозно-мистические представления о том, что умерший продолжа-ет жить, что наряду с реальным миром существует мир иной, где обитают умершие.
Религиозные верования первобытного человека нашли свое отражение и в произведениях пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных ри-сунков - это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воз-действовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение по-читание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить все опасности.
1.Формы первобытных верований. Религиозные ве-рования и культы первобытных людей складывались по-степенно. Первичной формой религии являлось поклоне-ние природе. Первобытным народам было неведомо по-нятие «природа», поэтому предметом их поклонения яв-лялась безличная природная сила, обозначаемая поняти-ем «мана». Этот термин ученые позаимствовали у або-ригенов Полинезии и Меланезии, которые называли так силу, управляющую природными процессами. Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь. Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь.
Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм - веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой
26
формой осознания единства человеческого коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллекти-ва была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились все его члены. Как предполагают ученые, это обстоятельство послужило осно-вой для возникновения тотема (на языке североамерикан-ских индейцев племени оджибве ототем - род его) - живот-ного предка, считающегося покровителем рода.
В более поздние времена в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородствен-ных отношений. Члены родовой группы (кровные родст-венники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вено, с одной стороны, к усилению культа предков и веры в их особые возможности, а с другой - к изменению отношения к самому тотему, в частности, к появлению запретов на употребление тотемов в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальным характер и напоминало о древних нормах и правилах.
Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая сис-тема запретов, которые назывались табу. Они представля-ли собой важный механизм регулирования социальных от-ношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосно-венность жилища или очага, регулировать правила погре-бения, фиксировать социальный статус, права и обязанно-сти членов первобытного коллектива.
К ранним формам религии относится магия (в букваль-ном переводе с древнегреческого - колдовство). Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (затворов, заклинаний т.д.)
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячеле-тий. Если первоначально магические представления и об-ряды носили общий характер, то со временем произошла их дифференциация. Современные специалисты класси-фицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем
27
непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности), парациальную (опосредованное
воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю магической силы), имитативную (воздействие на подобие субъекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д.
Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые ис-кренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздей-ствовать на сверхъестественные силы. Но главное состоя-ло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.
Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий - обрядов, та-инств, молитв, и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу».
У первобытных людей особую значимость имело почи-тание различных предметов, которые должны были прино-сить удачу и отводить все опасности. Эта форма религиоз-ных верований получила название «фетишизм» (от порту-гальского «фетиш» - сделанный). Впервые она была об-наружена португальскими моряками в Западной Африке в XV в., а затем аналоги фетишизма были выявлены в ре-лигиях почти всех стран, а также в ходе археологических раскопок, дающих материал о верованиях первобытных людей.
Фетишем мог стать любой предмет, поразивший вооб-ражение человека: камень необычной формы, кусок дере-ва, зуб ископаемого животного, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (спо-собность исцелять, предохранять от опасности, помотать на охоте...) Чаще всего предмет, который становился фе-
28
тишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменился другим.
Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным уважением к выбранному ими предмету. За оказанную помощь его бла-годарили, за беспомощность наказывали. В этом плане по-казателен африканский обычай истязания фетишей, при-чем не только для их наказания, то и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш африканки вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно их выполнит.
Особенно распространенной формой фетишизма было поклонение камням и кускам дерева. Так, члены американ-ского племени дакота находили круглый булыжник, рас-крашивали его, а затем, величая этот булыжник дедом, начинали приносить ему дары и просить об избавлении от опасностей. Известно также, что многие бразильские племена втыкали в землю палки и приносили им жертвы. Обычай поклоняться камням и деревянным столбам су-ществовал у многих племен Северной Азии. Не обошел он и народы Европы. Несколько веков назад в Англии и во Франции существовал запрет поклоняться камням, что свидетельствует о длительном сохранении фетишизма даже во времена господства в Европе христианской религии.
Говоря о широком распространении фетишизма, необ-ходимо подчеркнуть, что содержание этой системы верова-ний существенно изменилось. Упомянутое поклонение кам-ням и кускам дерева, которое сопровождалось подноше-нием даров и жертвоприношениями, а также обычай истя-зания фетишей относятся к достаточно позднему этапу развития фетишизма. Очевидно, в глубокой древности лю-ди не наделяли избранные ими предметы человеческими свойствами, не одухотворяли и тем более не обожествляли их. Суть первобытного фетишизма заключалась в том, что человек усматривал в поразивших его воображение пред-метах свойства, которые обнаруживались в них при помощи обычных органов чувств. Поступая так, человек
29
делал предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались фетишам ли-бо на основании случайных ассоциаций, либо на основа-нии неверно понятых причинно-следственных связей.
Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме (от латинского «анима» - душа) - вере в суще-ствование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тейлором в работе «Первобытная культура». Согласно его теории эти верования развива-лись в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего чело-века над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятия о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п.
Второй ряд анимистических верований возник из при-сущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.д. Отсюда возникает вера в от-дельно существующих духов грозных сил природы, расте-ний, животных, которая в ходе сложной эволюции транс-формировалась в политеизм, а затем в монотеизм.
Анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиоз-ных верований. Одни из них были ассимилированы сме-нившими их религиями, другие - оттеснены в сферу быто-вых суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, свя-щенные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно найти в существующих во многих религиях пищевых запре-тах, в изображении сверхъестественных существ в облике животных и т.п.
30
На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существо-вали в чистом виде. Они самым причудливым образом пе-реплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том какая из этих форм возникла раньше, а какая - позже, вряд ли возможно. Очевидно, речь должна идти о комплексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наиболее предпочтительным элементом их ре-лигиозного комплекса был тотемизм с тщательно разрабо-танной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока явно доминировали магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались своей склонностью к фетишизму. Однако в каждом конкретном случае выдвиже-ние на первый план какой-либо части религиозного ком-плекса не означает, что первобытные люде не были знако-мы с остальным его элементами. Именно комплекс рас-смотренных первобытных верований стал ядром так назы-ваемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, осо-бенности материальной культуры.
2.Эволюция религии в период перехода к классово-му обществу. Понятие «племенная религия» относится к периоду доклассового развития общества, который харак-теризовался низким уровнем развития производительных сил и относительно простыми социальными отношения-ми. Этот период растянулся на много тысячелетий и в его рамках происходили существенные изменения, как в обще-ственной жизни, так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя, еще не знавшего социального рас-слоения, основным объектом религиозного поклонения бы-ла природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной специализации сверхъестественными свой-ствами наделялись различные стороны окружающей пер-вобытного человека действительности. Так, племена за-нимавшиеся собирательством и примитивным земледели-ем, поклонялись растениям и небесным светилам, охотни-чьи племена - животным.
В племенных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной действительности, в них
31
находили отражение и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существен-ным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матри-архата, постепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа также становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя религиозные верования отра-зили и реальное равенство соплеменников. Духовные су-щества носили в основном безличный характер. В культо-вой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще не были отделены от массы верующих.
Существенные изменения в характере религиозных верований произошли в условиях разложения родоплемен-ных отношений и углубления социальной дифференциа-ции внутри племен. Со временем в руках отдельных об-щинников начинают накапливаться материальные богатст-ва, в их подчинение попадают рядовые соплеменники. Вы-деление вождей и усиление их роли в жизни племени по-степенно ведет к их сакрализации, они становятся объек-тами религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри племен и формирование племенной аристократии нашли отраже-ние в содержании религиозных представлений. Безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде-ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию.
На смену почитания множества духов пришел полите-изм, превративший наиболее почитаемых духов в божест-ва. Над бестелесными духами и духами предков, местны-ми гениями скал, источников и деревьев, над толпой доб-рых и злых духов стали возвышаться более могучие боже-ства, влияние которых не было ограничено местными ро-довыми или племенными интересами.
Хорошей иллюстрацией становления политеизма мо-гут служить религиозные представления кондов - племен, обитающих в горных районах Индии. Изучая жизнь этих племен, ученые обнаружили, что мир кондов населен ог-ромным количеством местных духов. Они управляют при-родными явлениями и влияют на человеческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей, которые
32
считаются божественными покровителями племен. Выше их стоят шесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодородия, бог охоты, бог войны, бог-судья умерших. Еще выше этих богов стоят бог солнца и его же-на, могучая богиня земли. Аналогичные структуры были обнаружены в Азии у самоедов, у коренных жителей Мексики, у многих племен Африки и Австралии.
Высшее место в подобных иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями. Однако эти боги не были безличными существами. Они наделялись атрибутами общественной жизни и должны были выполнять определенные социальные функции. В один ряд с небес-ными богами ставились и божества земли. Так, в древне-греческой религии олицетворением земли была Гея, кото-рая породила небо, море, горы.
Высокое положение в политеистической иерархии за-нимали боги-воители, что было связано с истребительны-ми войнами, характерными для периода перехода от родо-племенных отношений к классовому обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен, образование пле-менных союзов. Соответственно происходил синтез рели-гиозных представлений. Во главе политеистического панте-она обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появил-ся генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заклю-чающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считала своим покро-вителем лишь одного из множества богов и поклонялась только ему. Отсюда остался всего один шаг до монотеиз-ма, но шаг настолько трудный, что многие народы не су-мели сделать его даже в условиях развитого классового общества.
В период перехода от родоплеменного строя к классо-вому обществу произошли существенные изменения и в сфере религиозной практики. Ясно, что отношение к богам должно отличаться от отношения к духам умерших людей. Если на ранних этапах развития человеческого общества отношения с душами умерших и духами рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают характер общения несоизмеримых по своему статусу су-ществ. С появлением великих божеств человек опускается на колени и превращается в смиренного просителя. Изме-
3-1047 33
няется и характер жертвоприношений. Многочисленные жертвы, в том числе и человеческие, приносятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но и в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регламентироваться. Тонкости жертво-приношений были известны только жрецам, которые по-степенно отделялись от массы рядовых верующих и обра-зовывали особое сословие, занимавшее одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Нередко жречество становилось наследственной профессией, переходившей из поколения в поколение. В то же время появились посто-янные святилища и храмы, которые являлись центром ре-лигиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых земель, а также материальная поддержка светских властей укрепляли экономическое и политическое положение жречества.
С переходом к классовому обществу открывается новая страница в истории религии, страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем госу-дарственно-организованных народов.
3. Национальные религии Древнего мира. В условиях Древнего мира религии были политеистическими, т.е. мно-гобожными. В политеизме каждый бог выступал как олице-творение определенного явления, присущего природе, об-ществу или человеческой психике, причем олицетворение более высокого порядка, чем у первобытных народов. В образах божеств нашли отражение представления о том общем, что характерно для группы однородных предметов. Так, например, из представлений о душе отдельного де-ревца постепенно формировалось представление о духах отдельных рощ и лесов, а затем уже сложился образ бога леса, повелителя духов рощ и лесов. В дальнейшем проис-ходил процесс персонификации божеств - они стали при-обретать собственные имена и «биографии».
Классическим образцом многобожия является древне-греческая религия. Верховным божеством древнегреческо-го пантеона считался владыка неба - Зевс, его брат По-сейдон был повелителем морей, другой брат - Аид - пове-лителем подземного царства, жена Зевса - Гера - покрови-тельницей супружества, Афродита - богиней любви и кра-соты, Афина - богиней мудрости, Дионис - богом виногра-дарства и виноделия. Более 80 храмов в Древней Греции
34
были посвящены Артемиде - покровительнице живых су-ществ и охоты. Хозяйственную и культурную жизнь людей олицетворяла большая группа богов. Наиболее популяр-ными среди них были Гефест - бог огня и кузнечного ре-месла, Гермес - покровитель путников и торговцев. Аскле-пий - бог-целитель, Пан - бог природы и пастухов и др.
Мировоззрение древних греков было сориентировано не только на земную жизнь, их постоянно волновали про-блемы потустороннего мира. Они считали, что после смер-ти душа умершего попадает в царство Аида. Сюда ее приводит проводник, затем Харон перевозит душу через реку Стикс. Для расплаты с Хароном было принято в гробницу класть медную монету. В царство Аида пропус-кал трехголовый пес Кербер, но только в одну сторону. В исключительных случаях возможен был возврат из этого царства, но для этого нужна была особая воля богов. Бого-служения древних греков состояли из жертвоприношений, как бескровных, так и кровавых, когда совершались рету-альные убийства животных. В многочисленных храмах пе-ли гимны, читали молитвы, совершали торжественные омовения статуй богов. Особыми событиями в религиозной жизни были мистерии. К этим тайным религиозным обрядам допускались только посвященные.
Религиозные представления древних греков строились по образцу их собственной жизни. «Образ жизни» богов мало чем отличался от человеческого. Главное отличие греческих богов заключалось в их бессмертии и сверхъес-тественном могуществе. Судьбы людей, их жизнь и смерть полностью находились в руках тех или иных богов. От воли или прихоти богов зависели также могущество или гибель народов и государств. Поэтому в честь отдельных богов строились великолепные храмы, украшенные их ста-туями, золотой либо серебряной утварью. Небесным вла-стителям делались жертвоприношения.
Верховный бог древних греков - Зевс - был первым среди равных. Подобная иерархия отражала особенности исторического развития Древней Греции, где существовали самостоятельные города-государства (Афины, Спарта, Фивы и др.), объединение которых не шло дальше возникновения военных союзов во главе с наиболее могущественными государствами.
Представления о загробном мире - мрачном царстве бога Аида - отражали классовую структуру
3*-1047 35
древнегреческого общества. Души царей и героев занимали первенствующее положение и в потустороннем мире, рабы и бедняки влачили на том свете такое же жалкое существование, как и в жизни. В целом же загробное царство рисуется в суровых и мрачных тонах.
Религия древних римлян во многом напоминает древне-греческую. Во главе их пантеона стоял Юпитер - римский аналог Зевса. К числу наиболее почитаемых божеств от-носились: Юнона - супруга Юпитера, Минерва - богиня мудрости, Марс - бог войны и др. В римском культе боль-шое место отводилось поклонению ларам - духам предме-тов и покровителям домашнего очага. После образования могущественной Римской империи римляне часто включа-ли тех или иных богов покоренных ими народов в свой пантеон. Именно таким образом в империи распространил-ся культ иранского бога Митры, египетской богини Исиды, малоазиатской богини Кибелы и др.
В период империи началось обожествление импера-торов. Уже император Октавиан добавил к своему имени титул Август, т.е. священный, и был объявлен богом. Ав-густ провел большую религиозную реформу, упорядочив поклонение богам, сделав религию опорой собственной императорской власти. Когда могущественная Римская им-перия стал клониться к закату, на ее окраине, а затем и в самом Риме стала утверждаться вера в Спасителя Христа. Человечество входило в новую эру своего существования.
Характерной чертой религий древности был их нацио-нально-государственный характер. Боги того или иного народа были национальными богами и власть их не рас-пространялась за границы той или иной области. По мне-нию специалистов, в религии Древнего мира особое место занимали культ государства и культ определенной нацио-нальности. Дальнейшая история религий связана с возникновением мировых религий.
- Раздел 1. Основы религиоведения
- Тема 1. Религия как общественное явление 7
- Тема 2. Происхождение религии и ее ранние формы 23
- Введение
- Раздел I. Основы религиоведения
- Тема 1. Религия как общественное явление
- Тема 2. Происхождение религии и ее ран-ние формы
- Основные понятия
- Литература
- Тема 3. Христианство
- Основные даты
- Основные понятия
- Вопросы для контроля
- Темы рефератов
- Темы контрольных работ
- Христианство
- Литература
- Тема 4. Православие
- 1. История и современное состояние православия.
- Основные даты
- Основные понятия
- Православие
- 78 Литература
- Тема 5. Католицизм
- Основные даты
- Католицизм
- Литература
- Тема 6. Протестантизм
- 1. Особенности вероучения, организации и культа.
- Основные даты
- Основные понятия
- Вопросы для контроля
- Темы рефератов
- Темы контрольных работ
- Протестантизм
- Литература
- Тема 7. Ислам
- Основные даты
- Литература
- Тема 8. Буддизм
- Основные даты
- Буддизм
- Литература
- Тема 9. Национальные религии
- Основные даты
- 184 Литература
- Тема 10. Социальное учение мировых ре-лигий
- Тема 11. Государственно-церковные отно-шения
- Основные понятия
- Литература
- Тема 12. Эволюция религии в современном мире
- Основные понятия
- Литература
- Раздел II. Словарь основных понятий а
- 247 Агнец
- 248 Аллилуйя
- 249 Анафема
- 250 Антихрист
- 251 Апостолы
- 252 Архиерей
- 253 Асхаб
- 254 Баптизм
- 255 Благовещение
- 256 Благодать
- Блаженнейший
- 258 Богослужение
- Брака таинство
- 260 Вакф
- 261 Вера религиозная
- 262 Викарий
- 263 Вознесение господне
- 264 Гаутама
- 265 Говение
- 266 Грехопадение
- 267 Далай-лама
- 268 Дароносица
- 269 Деноминация
- 270 Дикирий
- 271 Евангелизация
- 272 Евхаристия
- 274 Ересь
- 276 Игумен
- 277 Иерархия церковная
- 278 Имамат
- 279 Инквизиция
- 280 Интронизация
- 281 Кааба
- 282 Кадило
- 283 Катарсис
- 284 Католицизм
- 285 Клирос
- 286 Коран
- 287 Крещение
- 288 Кришнаизм
- 290 Лампада
- 292 Минарет
- 293 Мистерия
- 294 Монах
- 296 Образ
- 297 Оккультизм
- 300 Перевоплощение
- 301 Раввин
- 302 Рай
- 303 Садака
- 304 Сакрализация
- 306 Священное писание
- Секта религиозная
- 308 Секуляризация
- 309 Синагога
- 310 Сретение господне
- 311 Табу
- 312 Умма
- 313 Фатима
- 314 Хаджж
- 315 Хаджи
- 316 Хатыб
- 317 Целибат
- 318 Часовня
- 319 Шамбала
- 320 Шейх-уль-ислам
- Национальные религии