logo
default

Введение

Неиссякаемо и вечно стремление человека к познанию Вселенной, общества, в котором он живет, самого себя. Процесс познания постоянно продолжается и постичь весь объем накопленных человечеством знаний вряд ли возможно. Однако, осваивая основные принципы, положения, факты определенной науки, человек находит необходимые ориентиры в собственных духовных исканиях и в организации практической жизни. Для становления каждого человека как личности и для формирования его духовной культуры важное значение имеют знания по религиозной тематике. Их обобщает такая научная дисциплина, как религиоведение.

Как комплексная относительно самостоятельная отрасль знания она складывается начиная с XIX в., несмотря на то, что представления о религии накапливались в течение многих веков. Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное.

Среди учений о религии имеются религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфес-сиональные). К религиозным относятся направления, представленные теологами, а также другими исследователями, которые стоят на позициях религиозного мировоззрения. Все они изучают самообъявление Бога в мире. Нерелигиозные течения базируются на иных миро-воззренческих принципах; используя методы современной науки, нерелигиозные исследователи имеют возможность познавать различные феномены религии, ее сущность. От-сутствие религиозной веры восполняется фундаменталь-ной религиоведческой образованностью и компетентно-стью.

Религиоведение, будучи комплексным знанием о сложном и изменчивом предмете, носит системный характер. Оно включает элементы антропологии, социальной психологии, социологии, этнографии. Учитывая сложность предмета и его многоаспектный

4

характер, следует подчеркнуть, что в религиоведении крайне трудно достичь объективных результатов. По мнению специалистов, объективным религиоведение становится только тогда, когда окончательно эмансипируется от стоявших у его истоков теологических и философско-религиозных представлений. Поэтому, чтобы соответствовать своему определению, религиоведение призвано заниматься строго позитивным изучением фактов, социальных форм и религиозных структур в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами.

Своим предметом религиоведение имеет

закономерности возникновения, функционирования и развития религии, ее теорию, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями жизни общества. Главным в религиоведении является философское содержание, что обусловлено, во-первых, тем, что, в ряду решаемых задач особенно важной является разработка универсальных понятий, во-вторых, тем, что религия вклю-чает такие духовные явления, как религиозное мировоззре-ние, теология, богословие, искусство, мораль и т.д. Объяс-нение их достигается только на уровне философского рассмотрения. В то же время содержание религиоведче-ского знания помимо философского вбирает в себя и социологические, психологические, исторические и другие компоненты.

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой лекции и учебно-методические материалы по курсу «Основы религиоведения», который предназначен для студентов высших учебных заведений Основное содержа-ние курса сообразовано с положениями международных правовых актов о свободе мысли, совести, религии и убеждений. Используются результаты, полученные в мировом религиоведении. Рассмотрение религии ведется в контексте развития духовной культуры. Анализ различных типов мировоззрений дается в свете бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия. Все проблемы курса излагаются под углом зрения обеспечения прав человека, достижения граждан-ского мира и межнационального согласия.

В книге не только рассматриваются некоторые теоре-тические положения, но и дается информация о совокупно-сти фактов, без знания которых трудно гонять многие со-бытия в прошлом и настоящем, в экономической и полити-

5

ческой истории, в истории науки, искусства, литературы, морали и т.д. Курс своими средствами способствует реа-лизации свободы совести, формируя тем самым граждан-ские качества личности.

Изучение курса важно для утверждения в нашем обще-стве гуманистических ценностей современного мира, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направление поиска путей сохранения цивилизации, выживания человечества в ядерный век, социального оздоровления общества, его нравственного возрождения.

Таким образом, освоение религиоведения вносит большой вклад в свободное самоопределение личности, в обладание ею достижениями мировой и отечественной культуры, в формирование духовных интересов и ценно-стей. Наряду с такими обществоведческими дисциплина-ми, как история, философия, культурология, социология, правоведение и др., религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии, способствует развитию исторической па-мяти народов.

Изучая в высшем учебном заведении этот курс, студент получает возможность овладеть искусством понимания других людей, чьи мировоззренческие позиции являются иными, глубже понять феномен религии и ее роль в жизни современного общества.

6