logo search
Религиове́дение

Библиографический обзор

Когнитивная теория религии как термин впервые появляется в анонсе программной статьи антрополога религии Стюарта Гатри [1] на задней обложке четвертого номера Current Anthropology за 1979 год; статья сразу же породила оживленные дискуссии в кругах антропологов, затем подхваченные религиоведами [2]; [3]. В 1993 году у Гатри выходит монография [4], в которой он активно развивает когнитивное понимание религии как формы познания. Годом позже Паскаль Бойер представляет альтернативную концепцию сначала в статье [5], а затем и в книге [6]. Законное место в числе религиоведческих дисциплин когнитивный подход к изучению религии получил, когда Томас Э. Лоусон в своей статье [7] ввел термин «когнитивное религиоведение» («cognitive science of religion»). Термин «science» в названии направления указывает на понимание изучения религии в контексте не привычно гуманитарных, а естественнонаучных дисциплин. Призыв к когнитивному изучению религии был подхвачен ведущими западными исследователями религии – Робертом Макколеем, Харви Уайтхаузом, Лютером Мартином, Йеспером Сёренсеном и другими.

Если говорить о масштабных работах, то необходимо упомянуть монографии Илкки Пиисиайнена [8] и Харви Уайтхауза [9], плюс несколько знаковых сборников [10]; [11]; [12]; [13]; [14]; [15]; [16]; [17]. Большую ценность в плане анализа современного состояния проблемы имеет также обзорная статья Йеспера Сёренсена [18]. Существует также множество работ, так или иначе касающихся проблематики когнитивного религиоведения [19].

С уверенностью можно утверждать, что когнитивное религиоведение в США, Канаде и странах Западной Европы на сегодняшний день является одной из наиболее сильных стратегий мультидисциплинарного исследования религии и одной из важнейших научных школ в современном англоязычном религиоведении, что подтверждается созданием в начале 2006 года Международной Ассоциации когнитивного религиоведения («International Association for the Cognitive Science of Religion»). До последнего времени содержательные публикации по когнитивному религиоведению на русском языке не выходили; однако, из работ последних трех лет можно выделить небольшой фрагмент одной из глав последней книги М. М. Шахнович [20], две публикации П. Н. Костылева, посвященные когнитивно-религиоведческой проблематике [21]; [22], небольшая заметка В. И. Тибичи-Демитрова [23]. Вторая глава ("Религиозное врачевание в контексте когнитивного религиоведения") недавней диссертации А. С. Зубаировой-Валеевой [24] также затрагивает проблематику когнитивного религиоведения.