logo search
История древней Церкви

6. Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.

Проповедь христианской веры была очень успешной, по крайней мере, в пределах огромной Римской державы. Предпосылки: наличие единого государства, общий язык общения (древнегреческий), иудейское рассеяние, греческая философия. В то же время кризис античной религии, пора серьезных духовных исканий, увлечение восточными религиозными системами.

В самом Риме была очень большая еврейская община, поэтому и Церковь христианская, которая обычно появлялась там, где существовала еврейская община, очень рано появилась и в Риме. Но затем скоро выяснилось, что и иудеи, и язычники видят в христианстве «угрозу своим национальным традициям»

Духовный уровень Римской христианской общины в I в. был очень высоким. Вся жизнь Церкви протекала от воскресения до воскресения, от Евхаристии до Евхаристии. Отсутствие храмов, ночные собрания, таинственные обряды, общие трапезы мужчин и женщин – возбуждало подозрения и создавало благоприятную атмосферу для гонений. Укрывались в катакомбах (?). В конце 90-х св. Климент еп. Римский написал «Послания к Коринфянам». Именно из него мы знаем о мученической кончине апп. Петра и Павла в Риме и о путешествии св. Павла в Испанию. Римская Церковь в это время является крупнейшим центром церковной жизни.

При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Деспот-император сжег более половины Рима. Общественное мнение в этом пожаре обвиняло его. Чтобы отвести от себя подозрения и успокоить волновавшийся народ, Нерон обвинил в поджоге христиан. А так как о христианах сложилось уже мнение, как о человеконенавистниках, то народ без труда поверил такой клевете, и как правительство, так и народ начали преследовать христиан. В Риме правительство хватало множество христиан и обвиняло их, по отзыву Тацита, «не столько в поджигательстве, сколько в ненависти к человеческому роду».

К его времени в общественном мнении укоренилось убеждение, что на своих ночных встречах христиане занимаются кровосмесительством (ин­цестом) и каннибализмом. Мнение это скорее всего было вызвано непра­вильно истолкованными слухами о всеобщей любви, о том, что христиане называют друг друга братьями и сестрами, и о евхаристии. Именно христиане, а не кто другой, были обвинены в поджоге. И здесь христиане уже совершенно четко отличались от иудеев. Иудеев это обвинение не коснулось ни в какой степени.

Многие из христиан претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти. Их одевали в шкуры зверей и травили собаками, распинали на крестах, обливали горючими веществами и сжигали по ночам вместо факелов для освещения садов Нерона. Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г., когда этот государь самоубийством положил конец кровопролитию. В это гонение пострадали в Риме апп. Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог­раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик­том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.