logo search
ответы+по+Литургике+(2+курс+МФ)

39. Великая Суббота.

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместо с тем предуказывается и славное Воскресение Христово. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня – Святой Пасхи: «Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душою яко Бог. Совершаемые в этот день богослужения: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф...», на «Славу» – «Егда снизшел еси и смерти...» и на «И ныне» – «Мироносицам женам...». Священнослужители выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. По окончании тропарей поются «непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха – краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». «Непорочны» с «похвалами» разделяются на 3 статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...». М. ектения, Седален, 50-й пс. и поется канон Великой Субботы: «ВОЛНОЮ МОРСКОЮ».

Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». По 8-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. После канона и ектений поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех, (на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево..»). Великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного «Святый Боже...» совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении «Святый Боже...», чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя. После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор поет один раз тропарь: «Благообразный Иосиф...». В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершаетсл вокруг нее каждение (трижды). Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекииля, затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183) и Евангелие (от Матфея, зач. 113). Сугубая и просительная ектения. Диакон «Премудрость» и бывает особый отпуст – тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу. После отпуста – целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа – малый. Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе «поскору», без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: «Христос, истинный Бог наш...». После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. Она начинается возгласом: «Благословено Царство...». По Уставу, литургия начинается поздно, «о часе 10-м дне» (в 16.00 по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества – Христова Воскресения. На вечерни, после глубокосодержательных стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения «Свете тихий», диакон сразу произносит: «Премудрость» (а прокимна не бывает) и читаются 15 паремий (у Плащаницы). поется при открытых царских вратах песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». По прочтении последней паремии поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Царские врата при этом открыты. После паремии следует малая ектения, возглас: «Яко свят еси...» Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся...». прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е). Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней.

После Апостола вместо «Аллилуиа» поются стихи 81-го псалма с припевом: «Воскресни, Боже, суди земли…». Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человечья…».

вместо «Достойно есть...» – ирмос 9-й песни канона; «Не рыдай Мене, Мати...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…». После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина – в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.