1.2.2.1 Обличение
«И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде». (Ин 16:8). Этот текст указывает на сошествие Духа Святого и Его действия среди людей. Иисус возвестил ученикам, что Он вскоре должен уйти и послать другого Утешителя. «Лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7).
Бог Дух Святой назван Утешителем, однако, первоначальное Его действие на человека - это обличение.
Он обличает мир:
«О грехе, что не веруют в Меня» (Ин 16:9).
Дух обличает людей в самом главном и основном их грехе, что они не веруют в Иисуса Христа. «Обратим внимание на то, что слово «грех» в Иоанн 16:8-9 стоит в единственном, а не во множественном числе. Дух Святой говорит человеку, что он является погибшим не потому, что совершил определённые проступки или даже преступления (тому, кто готов поверить в прощение всех грехов, Бог обещает в Ис. 1:18: «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю»). Человек будет осуждён Богом не потому, что, являясь грешником, не хочет веровать в Искупителя и таким образом получить прощение грехов. «Неверующий уже осуждён, потому что не уверовал и имя единородного Сына Божия» (Ин 3:18).» (№10 стр.36).
Самый страшный грех для человека - это отвержение искупительной жертвы Иисуса Христа, потому что только верой в Иисуса он получает спасение, возрождение, оправдание, усыновление. Дух Святой обличает человека, показывая истинное положение его перед Богом. Человек осознаёт своё несовершенство. Как было сказано ранее, грешнику необходимо добровольно принять обличение о грехе, признать себя погибшим, чтобы после получить утешение. В книге Деяний во 2 главе описывается интересный эпизод. После сошествия Духа Святого на учеников в день пятидесятницы, Апостол Пётр провозглашает первую Евангельскую проповедь для всех иудеев, пришедших на праздник в Иерусалим. В заключение он сказал следующее: «Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, которого вы распяли» (Деян. 2:36). Пётр напрямую заявил людям о том, что они виновны в смерти Христа, долгожданного Мессии. Через слова Петра Бог произвёл сокрушительное действие на слушающих, обличив их о грехе, что не уверовали в Иисуса Христа, «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: «Что нам делать, мужи братья?» (Деян. 2:37). Обличение было принято ими и послужило к их спасению. Под словом «умилились» в греческом тексте используется слово «кбфенхгзубн» - ранить, причинять острую боль, быть раненым, задетым. Это относится к болезненному ощущению, которое ранит сердце, как нож». (№11 стр.392). В Новом Завете на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык под словом «умилились» используется выражение «были пронзены в сердце» (№12 стр.656). Словарь русского языка передаёт следующее значение слова «умилились» - стать жалостливее, мягкосердечнее. «Умилились сердца злодеев». (№2 стр.942). Обличение Святого Духа пронзает человеческое сердце, вызывая неминуемое покаяние.
Далее Бог обличает человечество о правде. «Ибо Иисус говорит: «Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня» (Иоанна 16:8-10). Дух святой не только показывает человеку его гибельное состояние. Он в то же время открывает ему Иисуса Христа, праведность и Божественность которого были подтверждены Его воскресением и возвращением к Отцу. Бог, таким образом, показывает искреннему и кающемуся сердцу, что Иисус действительно является Искупителем, оправдывающим верующего в Него (Рим 5:19)». (№10 стр.37). Правда или же праведность заключается в том, что Дух Святой передаёт людям истину о Божьем оправдании. Только праведностью Иисуса мы можем жить, ибо в Нём истинная праведность и оправдание. Мир должен быть обличаем той правдой, что Христос умер за грехи всего человечества, воскрес для их оправдания и вознёсся на небеса, чтобы потом прийти во славе и совершить суд.
Также Бог обличает мир о суде: «о суде же, что князь мира сего осуждён» (Ин 16:11). Проповедуя Иисуса Христа, Дух Святой сообщает людям неизбежность суда для всех Божьих противников. «Если человек противится двойному удостоверению, представленному ему Духом Святым, то Дух Святой указывает ему на суд. Откуда мы знаем, что неверующие будут осуждены? Из того факта, что их отец, дьявол, уже осуждён. Христос посредством креста лишил его силы (Евр. 2:14). Тем, кто противится Божьей вести, Дух Святой открывает глаза на тот факт, что их ожидает то же самое наказание: они будут брошены в вечный огонь, приготовленный для дьявола и ангелов его (Мф. 25:41). Обличение о суде таково, что «заградятся всякие уста», и никто ничего не сможет сказать в своё оправдание (Рим 3:19). Даже в аду у неверующих задрожат колени перед Тем, Кого они отвергли. Но, увы, уже будет поздно». (№10 стр.37).
Чтобы совершилось рождение свыше, необходимо обличение. В том состоянии, в котором находится человек от дня рождения по плоти, невозможно предстать перед Богом. Поэтому Господь обличает человека, чтобы тот покаялся, предстал перед Богом оправданным. Необходимо второе рождение. Однако, чтобы родиться заново, необходимо умереть. Здесь не имеется ввиду физическая смерть, а только смерть для греха. Своим желанием быть верным Богу, человек отрекается от верности греху. Ранее уже было сказано о покаянии и обращении, о том, как эти действия важны. Без них возрождение не состоится. Чтобы человек совершил покаяние, необходимо ему открыть глаза на то положение, в котором он находится. Адам и Ева согрешили, сорвав запретный плод с дерева познания добра и зла. «И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт 3:7). В этом тексте описывается противоположное действие действию, которое производит Святой Дух, обличая человека. Если Адам и Ева, устыдившись, не поспешили с покаянием, а пытались скрыть открывшуюся наготу, как-нибудь самостоятельно, тайком от Творца, загладить преступление, то Дух Святой, обличая человека, направляет его к Иисусу Христу. Бог вместо смоковных листьев одел первых людей в кожаные одежды убитых животных. Грех не прикроешь произрастаниями земли, должна была пролиться кровь невинного, как прообраз смерти Иисуса Христа. Дух Святой, указывая на Голгофский подвиг Господа, открывает человеку степень тяжести греха.
Мы знаем, что в Евангелии от Иоанна Иисус даёт определение Святому Духу, называя Его Утешителем. Истинное обличение невозможно без утешения. Ведь Бог для того и обличает человека, чтобы спасти его, сокрушает, чтобы построить заново. «Итак, первое действие Духа Святого состоит в том, что Он открывает людям глаза на важные духовные истины. Конечно, такое открытие не приятно, но оно целебно. Когда глаза грешника открываются на грех, правду и суд, только тогда он получает действительную помощь, кардинальное изменение, тогда он рождается от Духа Святого». (№16 стр.101).
- Вступление
- I. Новый Завет о возрождении
- 1.1 Необходимость возрождения
- 1.2 Как происходит возрождение?
- 1.2.1 Участие человека в возрождении
- 1.2.1.1 Обращение и покаяние
- 1.2.1.2 Вера в Иисуса Христа, как Спасителя
- 1.2.2 Участие Бога в возрождении
- 1.2.2.1 Обличение
- 1.2.2.2 Крещение Духом Святым
- II. Ветхий Завет о возрождении
- Тема 14. Библейские сюжеты. Историческое своеобразие. Иконографический канон
- Фразеологизмы библейского происхождения и их библейские прототипы
- П. 35 Отрицание библейского Бога.
- Глава XXI Рождение свыше. Малые мистерии
- Рождение свыше.
- Под личиной евангельского христианства
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Библейская легенда