Библейское учение о рождении свыше

дипломная работа

1.2.2.2 Крещение Духом Святым

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20). Господь стучится в дверь человеческого сердца для того, чтобы войти к нему и пребывать с ним в близком общении. В человеческом обществе во все времена пригласить кого-либо в гости для трапезы олицетворяло особенно близкие, почти семейные отношения. «Трапеза в значении «общий стол», вокруг которого семья собиралась вместе, осознавая свою общность (Пс. 127:3). Приготовить кому-либо трапезу означало принять его в сообщество, взять под своё покровительство». (Пс. 22:5). (№4 стр.979). В последний день перед распятием Иисус собрал своих близких учеников за общим столом для вечери (ужина), чтобы подчеркнуть особую с ними близость. Впоследствии церковь стала собираться для совместной трапезы (вечери) Господней с целью воспоминания Христовых страданий. «В совместной трапезе церковная община переживает как своё приобщение к дарованному Богом прощению, так и единение верующих как членов тела Христова (1Кор 10:16). Символом церкви как единого тела, является хлебный каравай. Возможно, идея «один хлеб - одно тело» и была исходной точкой для образа церкви как тела Христова, используя который Павел наглядно показывает единство христиан (1Кор 12:12). Принимая Святого Духа, мы становимся членами тела Христова и наследуем нерасторжимое единство с нашим Главой в Его жизни и в принесённой им жертве». (№4 стр.137).

В деле спасения Бог всегда первым протягивает руку человеку. В Его планах, чтобы человек занял особенно близкое положение к Нему. Бог желает пребывать внутри нас, то есть целиком и полностью занимать наше сердце. «… Ибо Он с вами пребывает и в вас будет». (Ин 14:17). Очевиден тот факт, что человеку невозможно стать лучше, чем он есть, путём собственных усилий. Необходима внутренняя перемена. Иными словами, человек должен впустить Господа в своё сердце, чтобы Тот Своею силою произвёл необходимые изменения.

Мы уже говорили о том, что нет ни одного человека, который не нуждался бы в спасении. Дух святой обличает человека, внушая ему мысль о покаянии. «Се, стою у двери и стучу», - взывает Господь к сердцу грешника. В тот момент, когда человек своим покаянием открывает дверь Господу, происходит возрождение. Бог производит действие, которое принято называть крещением Духом Святым.

Иоанн Креститель, говоря о миссии Иисуса Христа, употребил следующее выражение: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:8). Сам Христос в последних наставлениях ученикам перед своим Вознесением говорил: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5). Иоанн подчёркивал великую значимость крещения Духом Святым, которое будет совершать над людьми Сам Бог.

Что из себя представляет крещение Духом Святым? Что означает само слово «Крещение»? «Крещение» - от греческого слова «баптидзо» и еврейского «атбала» - погружение. Во многих текстах Ветхого Завета мы находим омовение как обряд, сопровождающий или символизирующий очищение души от грехов и преданность Богу. Крещение Иоанново (Лк 3:3) - «крещение покаяния (перемена образа мышления) для прощения грехов». (№15 стр.224).

Так как слово «крещение» означает погружение, то крещение Духом Святым - это погружение в Святого Духа. При покаянии Бог входит в сердце человека. Ещё в Ветхом Завете Бог через пророка Иезекииля возвестил о будущем изменении человеческого сердца. «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом». (ИСЗ. 11619-20). Конечно, говоря о сердце, здесь подразумевается не физический орган человеческого тела, а средоточие души и духа, что определяет самого человека. «Слово «сердце» обозначает в Библии сущность человеческой личности. Сердце человека ощущает подавленность (Пс. 33:19), печаль (Ин 16:6), смущение (Ин 14:1), скорбь (2Кор 2:4) или радость (Ин 16:22). Человеческое сердце исполнено воли и решимости действовать (Неем. 4:6), оно «обдумывает свой путь». (Пр. 16:9). Человеческое сердце открыто другим людям (2 Кор. 7:3); здесь живёт преданность (2 Цар. 15:6), но может поселиться и ненависть (Лев 19:17); здесь принимается решение о послушании или непослушании (Деян. 7:39). В сердце живут мудрость и глупость (3 Цар. 3:12; Пс. 13:1; Притч. 22:15), желание и надежда (Пс. 36:4), представления и знания (1 Кор. 2:9). «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Сердце имеет способность рассуждать (1 Кор. 7:37), умиляться (Деян. 2:37); оно может быть приравнено к совести (1 Ин 3:19). Таким образом, в сердце коренятся глубинные мотивы человеческих проступков (Пр. 15:13; Мк. 2:6-8) - как злых (Деян. 8:21), так и добрых (1 Тим 1:5). Сердце может быть не только чистым и добрым (Пс. 50:12; Лк 8:15), но и злым и неверным (Лк 6:45; Евр. 3:12). Сердце представляет всю личность (Пс. 26:8); оно обозначает человеческую сущность». (№14 стр.888).

Исходя из текста пророка Иезекииля значит, что каменным сердцем обладают все люди, не знающие Бога. Каменное - это твёрдое, грубое, жёсткое, а самое главное - мёртвое для Господа сердце. Оно не восприимчиво к Его словам и действиям и пребывает в полной изоляции от Бога. Его не интересуют вопросы вечности, оно не задумывается о Создателе - Творце вселенной. «Многие люди вообще не заботятся о вечных делах. Они уделяют больше внимания своим кошкам или собакам, чем собственной душе. И если мы вдруг начинаем думать о себе и обнаруживаем, как мы на самом деле относимся к Богу и Вечности, то это - проявление великой милости Божьей. Очень часто это признак грядущей благодати». (№17 стр.8). Бог говорит, что мёртвое сердце будет изъято, и Он даст человеку новое живое сердце. «… И возьму из плоти их сердце каменное и дам им сердце платяное». (Иез. 11:19). Новое плотяное сердце сразу же проявляет признаки новой жизни в Боге.

Погружение в Святого Духа неизменно связано с изменением человеческого сердца. Эта образная картина показывает, как человек при обращении переживает особенное духовное действие. Погружаясь в очистительные воды покаяния, он ощущает действие Святого Духа уже не снаружи, извне, а теперь уже внутри своего сердца. «Се стою у двери и стучу» (Отк. 3:20). Бог входит в сердце кающегося грешника, возрождая его. «Войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Отк. 3:20). Таким образом, происходит окончательный этап нового рождения. Последнюю точку в этом деле ставит сам Господь. Он производит крещение Духом Святым, возрождая человека к новой жизни. Рождённый свыше человек сразу понимает, что с ним произошла великая перемена, он понимает, что произошёл особенный момент встречи с Богом. Такой человек может сказать: «Я раньше не был знаком с Господом, я не знал Его, а теперь знаю».

Следует отметить некоторые важные моменты крещения Духом Святым.

1. Крещение Духом Святым, как и возрождение, это одномоментное действие. «Кое-кто полагает, что новое рождение - это длительный процесс, происходящий с человеком, может быть многие годы. Такие представления не согласуются со временем греческого глагола, которое употребляется в данном месте. Форма аориста предполагает, что новое рождение - это событие, а не процесс. До определённого момента времени человек не рождён свыше, не рождён вновь; а после этого момента - рождён». (№18 стр.630).

2. Существует лишь одно крещение Святым Духом, и оно неотделимо от возрождения. Человек рождается свыше только один раз и при возрождении с ним происходит крещение Духом Святым только один раз. Хотя по этому поводу существуют и заблуждения, когда рождение свыше отделяется от крещения Духом Святым по времени. «Духовное крещение в пятидесятническом движении зачастую воспринимается как «второй духовный опыт» после рождения свыше. Нередко верующих побуждают ревновать об экстатических переживаниях и возлагать на себя руки для получения духовного крещения. Причём считается, что если у кого-то не было этого «второго опыта», у того, по всей видимости, будут недостатки в вышеназванных областях. Таким образом, возникает так называемое «двухступенчатое христианство». В Библии крещение Духом Святым ничего общего не имеет со «вторым духовным опытом». Крещение Духом в Ветхом и Новом Заветах описывается как действие Духа во времена Мессии, благодаря которому духовно мёртвые люди воскрешаются к духовной жизни. Это крещение подобно воде, орошающей пустыню и приносящей ей жизнь. Благодаря крещению Духом Святым, человек приобщается к Телу Христову. Таким образом, крещение Духом Святым идентично с рождением свыше». (№19 стр.26).

3. В Библии используются выражения «крещены Духом Святым» (Деян. 1:5); «во Христа крестившиеся» (Галл. 3:27; Рим 6:3); «в смерть Его крестились» (Рим 6:3). Крещение Духом Святым и крещение во Христа и Его смерть - это одни и те же понятия, поскольку Дух Святой всегда проповедует спасение через Иисуса Христа. Дух Святой открывает человеку ум к разумению Священного Писания, которое проповедует Христа, умершего за грехи наши и воскресшего для оправдания нашего. «Дух святой погружает нас во Христа, дарует нам умереть и с Ним пробуждает к жизни». (№10 стр. 48).

В завершение темы: «Как происходит возрождение?» следует вывод:

а) Участие человека и Бога в возрождении неразрывны;

б) Покаяние и обращение неотделимы от крещения Духом Святым (возрождения).

«Очень часто обращение и покаяние отделяют от возрождения по времени. Когда возрождение предшествует обращению, возникает опасность мистическо-сакраментального его понимания. Когда же обращение предшествует возрождению, возникает опасность приписать возрождение человеческим заслугам. Библия же рассматривает обращение, покаяние и возрождение в их тесном единстве». (№3 стр. 11). Мы говорим, когда человек покаялся - это тоже, что родился свыше, крестился Духом Святым.

завет возрождение бог христос

Делись добром ;)