II. Ветхий Завет о возрождении
Как уже было сказано, что только с позиции Нового Завета открывается смысл Ветхого. Только познав Христа, как своего личного Спасителя, человеку даётся ключ к пониманию всего Священного Писания. Смысл исторических, непонятный символизм поэтических и пророческих книг Ветхого Завета становится доступным, если открыта истина о Христе. Восприняв Новый Завет, человек находит для себя истинное величие и глубину ветхозаветных образов. «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим 3:16). Также Иисус говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». (Ин 5:39). «Несмотря на то, что глава 3 Евангелия от Иоанна составляет основу для понимания того, что значит родиться заново, идея эта не может быть сведена к одной только главе. Вся Библия в целом повествует об этом. Новое рождение точно также нельзя свести к одной главе, как нельзя свести алфавит к одной странице словаря. Буквы, составляющие алфавит, присутствуют на всех страницах словаря, и точно также идея о новом рождении красной нитью приходит через всю Библию». (№28 стр.30).
Однако, нам следует обозначить резкое отличие Ветхого Завета от Нового, поскольку в Ветхом Завете подготавливалась почва к принятию Христа-Спасителя. Об этом свидетельствуют история сотворения мира и образования Израильского народа. О грядущем Мессии возвещали ветхозаветные пророки. Новый Завет объявил миру, что Спаситель уже пришёл и совершил спасение на кресте за всё человечество. Также в Новом Завете состоялось знаменательное событие - сошествие Духа Святого на последователей Христа, что означало рождение церкви. Мы уже знаем, как в Новом Завете определяется возрождение, как оно происходит и кто участвует в нём. Также было отмечено, что рождение свыше - это, прежде всего, новозаветное понятие. Однако, мы не можем отбрасывать Ветхий Завет и в этом вопросе. Так что же говорит о возрождении Ветхий Завет? «В Ветхом Завете слово «возрождение» не встречается совсем. И на то есть веская причина, поскольку, начиная с Авраама (Быт 12:2), в Ветхом Завете речь идёт только об избрании и призвании народа израильского. Высказывания же об излиянии Духа (Иоиль. 3; Иез. 44) и обновление сердец (Иер. 31; Иез. 36) связывались с будущим этого народа.
На первый взгляд может показаться, что о возрождении человека свидетельствуют ветхозаветные слова: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». (Пс. 50:12). Однако, в полном смысле слова об этом здесь речь не идёт. Другой ветхозаветный текст: «Ты Сын Мой; Я ныне родил тебя». (Пс. 2:7) относится не к человеку, а к Помазаннику, Единственному Сыну Божию. (Евр. 1:5)». (№3 стр.7).
Действительно, ветхозаветные пророчества возвещали будущее утешение Израиля. Народ Божий ожидал пришествия Мессии - Царя, обещанного Богом. Однако, то состояние, в котором находился человек, нельзя было назвать совершенным, хотя Господь дал ему закон и установил обязательные храмовые богослужения. Бесконечная череда принесения жертв животных уже подтверждала то, что эти жертвы не являются совершенными, а носили только образный характер. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждодневно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». (Евр. 10:1-4). Каждая жертва напоминала человеку о его грехах и показывала, что для прощения, нужна смерть невинного. Смерть животного внушала людям мысль о Божьем плане спасения, что кто-то другой может взять на себя наши грехи. Ветхозаветный человек, глядя на эти жертвы, должен был прийти к пониманию, что этого недостаточно. Поскольку грех совершил человек, значит, и возмездие должен понести человек. Все эти действия возвещали о грядущем Искупителе, который должен умереть за грехи всего человечества, таким образом принести совершенную жертву.
«Посему Христос, входя в мир, говорит: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе…» Потом прибавил: «… вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». (Евр. 10:5-6, 9-10).
Мы точно знаем, как происходит возрождение. Для этого необходимо участие человеческой воли и милости Божьей. Основой возрождения является раскаяние человека, вера в милость Божью. Также мы говорили, что крещение Духом Святым ставит последнюю точку в деле возрождения. Было сказано, что возрождение и спасение - это неотделимые понятия. Если человек спасён, то он является рождённым свыше. Тогда появляется вопрос: а было ли возрождение в Ветхом Завете? «Происходило ли рождение свыше с ветхозаветными верующими - трудный вопрос. Ни в одном ветхозаветном тексте не сказано в явном виде, что ветхозаветные верующие рождены свыше или рождены вновь. В Ветхом Завете развитого богословия Духа сравнительно немного. Однако, учитывая всеобщность этой необходимости родиться вновь, можно утверждать, что учение Иисуса о новом рождении, как категорическом условии для входящих в Царство Божье, подразумевает по аналогии, что ветхозаветные верующие тоже должны приобрести посредством Божьего Духа божественную жизнь.
Многие толкователи утверждают, что в Титу 3:5 указано на крещение водой, подразумеваемое под «банею возрождения». Однако, с учётом греческой грамматики это место следует читать так: «омовением (совершённым за счёт) возрождения и обновлением (совершённым) Святым Духом». Такое прочтение согласуется также с переводом Ин. 3.
В 1 Пет. 1:23 указаны более явные черты тех средств, с помощью которых происходит новое рождение: проповеданное слово истины Иисуса Христа. Ключевые слова в 1 Пет. 1:22-25 дополняют и усиливают выражения, относящиеся к новому рождению. Таким образом, новое рождение - это суверенное деяние Бога через Святого Духа, при котором верующий очищается от греха и приобретает духовное возрождение в Божьей семье. Обновляются ум и чувства верующего, и такой человек получает возможность войти в Царство Божие и творить добрые дела. Ветхозаветные святые рождались свыше, когда с верою откликались на раскрытое им слово Божие; а новозаветные святые - уверовав в Иисуса Христа». (№18 стр. 631).
Мы находим присутствие спасительной веры во многих праведниках Ветхого Завета, например: Авель, Енох, Авраам и так далее. «Верою Авель принёс Богу жертву лучшую… Енох переселён был так, что не видел смерти… Ной получил откровение о том, что ещё не было видимо… Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие и пошёл, не зная, куда идёт… ибо он ожидал города, имеющего основание, которое художник и строитель - Бог». (Евр. 11:4-10). Все эти качества определяют данных ветхозаветных праведников, как обладателей истинной веры, которую хочет видеть в человеке Бог. Хотя, как написано: «… все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного». (Евр. 11:39) и не увидели Христа при жизни. Тем не менее Иисус говорил иудеям об Аврааме: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой, и увидел, и возрадовался». (Ин. 8:56). «Вера Авраама обладала спасительно-историческим значением, вера будущего, которую правильнее было бы сравнить с продолжающейся линией. Авраам вошёл в обладание обетованиями не только для себя лично, но и для своих телесных и духовных потомков. Благодаря этому - хотя он и был «один» (Мал. 2:15; Иезек. 33:24; Евр. 11:12), - он всё же оказался родоначальником «многих» (Иезек. 33:24) и даже «отцом всех верующих» (Рим. 4:11), а потому «той скалой», из которой «высечен» народ Божий (Ис. 51:1-2); он был тем первым получателем спасительно-подготовительного откровения Завета, который в особом смысле указывал на Христа, тем «святым корнем», из которого выросла благородная маслина Царства Божиего. (Рим. 11:16-24)». (№27 стр.72-73).
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что Ветхий Завет возвещал о грядущем спасении, а Новый - о совершившемся. Явление Христа подтвердило обещанное спасение в Ветхом Завете и ознаменовало начало новой эпохи в истории спасения. Следует отметить, что грядущее спасение уже действовало в сердцах многих ветхозаветных верующих, хотя мы согласимся с тем, что «до момента прославления Иисуса и до дня пятидесятницы Дух Святой не был излит на всякую плоть. «Ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». (Иоанн. 7:39). Поэтому его действие в сердцах людей Ветхого Завета отличались от Его действий в наши дни. Это становиться ясным из следующего:
а) Дух был дарован не всем.
Бог исполнял Своим Духом тех, кого призывал на особое служение. К примеру, Веселила для постройки скинии (Исх. 31:2-3); Гофониила, Гедеона, Иеффая и других избранников на должность судьи (Суд 3:10; 6:34; 11:29); Давида, избранного царём (1 Цар. 16:13); пророков для написания Библии (1 Пётр. 1:10-11). Но нигде не сказано, что каждый израильтянин получал Духа Святого. Напротив, Ветхий Завет свидетельствует, что эта благодать будет дарована лишь в Новом Завете.
б) Дух даровался временно и мог быть взят обратно.
В Ветхом Завете мы видим некоторые примеры этого: в Самсоне действовал Дух (Суд. 13:25), но потом Бог отступил от него (Суд. 16:20); на Сауле также пребывал Дух, который после отступил от него (1 Цар. 10:10 и 16:14).
в) Действие Духа в сердцах человека не было полным.
Христос в то время ещё не умер за грешников и не воскрес, следовательно, Дух ещё не мог воскресить их с Ним. Он не мог сделать их членами Тела Христова, потому что этого Тела ещё не было. Следовательно, Он не мог ни крестить их, чтобы сделать членами Тела (1 Кор. 12:12), ни вечно пребывать в них.
Духу нужно найти очищенные от греха сердца, чтобы сделать из них храм для Своего обитания. Христос, который был без греха, является первым, в ком Дух нашёл для себя обитель. И если этот Дух теперь живёт в нас, то только благодаря Крови Агнца, который омывает нас от всех наших грехов. Но для верующих Ветхого Завета дело искупления ещё не было совершено.
Мы уже говорили, что в период Ветхого Завета действие Духа Святого в тех людях, на ком Он пребывал, не было полным.
Но как понимать тогда 1 Цар. 10:9: «Как скоро Саул обратился… Бог дал ему иное сердце»? Несомненно, Бог изменил его сердце, но это не обязательно означает, что Он сотворил ему новое сердце. Во всяком случае, трагическая кончина Саула, отверженного Господом, показывает, что он не имел вечной жизни, которая никогда не кончается.
- Вступление
- I. Новый Завет о возрождении
- 1.1 Необходимость возрождения
- 1.2 Как происходит возрождение?
- 1.2.1 Участие человека в возрождении
- 1.2.1.1 Обращение и покаяние
- 1.2.1.2 Вера в Иисуса Христа, как Спасителя
- 1.2.2 Участие Бога в возрождении
- 1.2.2.1 Обличение
- 1.2.2.2 Крещение Духом Святым
- II. Ветхий Завет о возрождении
- Тема 14. Библейские сюжеты. Историческое своеобразие. Иконографический канон
- Фразеологизмы библейского происхождения и их библейские прототипы
- П. 35 Отрицание библейского Бога.
- Глава XXI Рождение свыше. Малые мистерии
- Рождение свыше.
- Под личиной евангельского христианства
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Библейская легенда