logo search
Секты

5. У истоков современного сатанизма

В середине XVIII в появилась книга итальянского священника Джироламо Тартаротти‑Сербати «О ночных сборищах ведьм», которые он подавал как собрания тайного общества. Тогда эта версия не привлекла особого внимания. Однако в XIX в она получила некоторое развитие, несомненно, как ответвление или следствие получивших тогда распространение мифов о тайных обществах. Карл Эрнст Ярке, комментируя изданные им протоколы одного ведовского процесса XVII столетия, отметил, что речь‑идет о членах подпольного общества – сторонников язычества в Германии. В 1839 г. эту же точку зрения выразил и директор архивов в Бадене Ф. Моне в работе «О сущности ведовства», подчеркнув, что речь идет об обществе, имевшем четкую организационную структуру Английская исследовательница М. Мэррей (1863–1963) попыталась в своих книгах «Ведовский культ в Западной Европе» (1921) и «Бог Ведьм» (1933) представить ведовские, процессы как попытку христианства уничтожить еще широко сохранявшее свое влияние язычество.

Ее сторонником в 20‑х годах стал Монтэгю Соммерс, автор книг «Ведовство и демонология», «География ведовства», впервые опубликованных в 1926–1927 гг. М. Мэррей считала, что дьявола на шабаше изображал жрец языческого культа. Соммерс считал, что эту роль играл сам Сатана, а тайное общество, как о том говорили инквизиторы, было создано дьяволом с целью уничтожения христианства.

Ныне среди тех, кто придерживается теории М. Мэррей, различаются разные направления Некоторые из них отвергают идею о том, что речь идет о языческом культе, и предполагают существование в течение многих столетий тайного союза дьяволопоклонников. Другие поддерживают утверждение М. Мэррей о «сохранении» дианического культа в XVIII–XIX вв. Поистине дьявольская ирония здесь заключается в том, что; хотя языческие союзы XVI и XVII (или тем более XVIII и XIX) вв. относятся, вероятнее всего, к области мифов, этого никак нельзя сказать о ведовских организациях 60‑х, 70‑х и 80‑х годов XX столетия.

Идейным вдохновителем современного сатанизма считается англичанин Алистер Кроули (1875–1947). Он родился в Ворвикшире. Его отец был одним из лидеров Плимутского братства. В этой семье царила гнетущая атмосфера сектантского фанатизма, пронизанного верой в грядущего антихриста. Когда незадолго до смерти Кроули спросили, почему он именует себя «Зверем Апокалипсиса», он ответил, что так назвала его мать.

В юном возрасте будущий «маг XX века» покинул домашний очаг и избрал бродячую, полную самых неожиданных приключений, жизнь. В 1902–1905 гг. он путешествует по Гималаям, совершает восхождения на гималайские вершины. После возвращения с Востока, Кроули поступает в Кембридж, где с головой окунается в мистическую литературу. Чередуя скандальные любовные приключения с поисками откровения, он решил основать собственное «дело» – орден Argentum Astrum, симвлом которого была избрана серебряная звезда. Познакомившись с практикой йоги и буддистскими тантрическими обрядами, Кроули «обогатил» западную магию эротическими демонстрациями, а побывав в Китае, позаимствовал и древние даосские суеверия, смыкающиеся с алхимическими поисками бессмертия и вечной молодости.

«Алой женщиной», оседлавшей отмеченного клеймом 666 «Зверя», стала Лия Хирсиг. В ее лице Кроули одновременно обрел и жрицу, и шакти, столь необходимую ему для «выхода в астраль». Под конец жизни у него появится множество подобных «жриц» и ассистенток для рискованных демонстраций, предвосхитивших стихию «сексуальной революции».

С удивительной легкостью Кроули смешал отголоски древних служений дьяволу, шайтану и халдейским демонам с орфическими мистериями. Он также возродил древнюю практику использования наркотиков в колдовских действах. Опиекурильня и бордель – вот храм, куда охотнее всего являются демоны. Позируя для афиш и журналов, Кроули предстает то в плаще крестоносца, то в сутане католического патера, то в чалме дервиша. Он создает в разных частях света магические секты и ордена. Поселившись после первой мировой войны в Сицилии, Кроули основал там «Талемское аббатство».

Кредо Кроули – демоническое перерождение человека. В его магическом шоу сквозь все эпохи проходят образы коронованного Сатаной ребенка и «Алой женщины», скачущей верхом на «Звере».

Кроули не уставал повторять: «Сатана – не враг человека. Он Жизнь, Любовь, Свет».

Следующий шаг для возрождения колдовских вакханалий сделал англичанин Джеральд Гарднер (1921–1964), которого пресса характеризовала как садо‑мазохиста и эксгибициониста.

Гарднер называл свои идеи «религией любви – наслаждений и радости», и его руководство для желающих исповедовать эту религию, «Книга теней», привлекло к нему много сторонников. Под его бичом соединялись сексуальные маньяки всех мастей, помешанные на нудизме и одержимые нимфоманией. Для них колдовство сделалось не только красочной ширмой, но и великолепным полем охоты, брачным рынком. Мужеподобные «львицы» с набором плетей и роскошные «вампиры» в кожаных со стальными шипами жилетах обрели в нем второго Кроули.