logo
Секты

4. Мормоны («Церковь Иисуса – святых последнего времени»)

Слово «мормоны» происходит от названия «Книга Мормон». Но сами они называют себя «Церковь Иисуса святых последнего времени». Основателем этой секты является американец Иосиф Смит (род. 23.12.1805 г. в Жароне, штат Вермонт). Его семья часто меняла место жительства. Иосиф Смит не получил систематического воспитания и школьного образования. От своих предков он унаследовал предрасположение к фантастическим снам, видениям и т. д. В 14 лет он имел первое видение. При этом ему было открыто, чтобы он ни в коем случае не примкнул к существующим церквам (религиям).

В 1823 г. он имел второе видение. Явившийся ему ангел назвал себя Морони. Он говорил о спрятанных документах (золотых пластинках) на холме «Кумора», которые содержат важные сообщения древней истории Америки. Ангел Морони призвал Иосифа Смита к восстановлению истинной Церкви Иисуса Христа.

Только в 1827 г. ему было разрешено забрать схороненное сокровище. Документы были написаны «староегипетскими письменами», которые можно было. прочесть только «пророческими очками», которые лежали в том же ящике. Смит поехал в Гармони, чтобы там углубиться в перевод. Его помощниками стали фермеры Гаррис и Оливер Кодвери. После завершения перевода Смит должен был пластинки (документы) вернуть на место.

В 1830 г. книга Мормон была опубликована тиражом в 5000 экземпляров.

6 апреля 1830 г. в Файетти (Нью‑Йорк) была основана церковь мормонов в составе шести человек. Это общество сравнительно быстро распространилось, т. к. его последователи вели в некоторых штатах активную вербовочную деятельность. Враждебное отношение к мормонам и их преследование привели к тому, что им приходилось часто менять место жительства. Мормонами было основано несколько городов, где на основании откровения должен был явиться Иисус Христос.

В 1844 г. Иосиф Смит попал в Картхаге в тюрьму, где чернь города расстреляла его.

Преемником Смита стал Бригхам Йоунг. В его бытность дело дошло до жертвенного шествия к большому соленому озеру. За 17 месяцев (1846–1847) было пройдено ровно 1700 км. Там они основали город Салт Лэйк Сити, свой «Новый Иерусалим».

Переговоры мормонов с правительством об их приеме в США потерпели неудачу из‑за допущения многоженства. Когда это учение было официально запрещено, то мормонов приняли в 1896 г. союзным штатом Юта.

В 1838 г. мормонами была принята Божественная заповедь о пожертвовании десятины. Путем активной вербовки во всем мире мормоны быстро распространили свое учение. Каждый миссионер совершает свою работу бесплатно и добровольно (чаще от 2 до 3 лет). И если в 1850 г. число членов секты составляло 60 000 чел., то в 1985 г. – 6 000 000 чел.

В 1843 г. основано первое миссионерское собрание мормонов. В Швейцарии и Австрии мормоны начали свою деятельность в 1850 г. В настоящее время в западных странах мормоны имеют большое влияние. Их центры находятся во Франкфурте‑на‑Майне, в Гамбурге и Берне. Их духовный центр (Цолликофен), который является их «Божиим домом», находится в Швейцарии.

Мормоны охотно указывают на строгость своей моральной жизни: не курят, не пьют алкоголя и таких напитков, как кофе и черный чай.

Организация секты мормонов основана на строгой иерархии. Она подразделяется на «Столбы» (районы) и «Вардс» (собрания).

В 1829 г. Иосифу Смиту и О. Ковдери «явился» Иоанн Креститель и «посвятил» их на Ааронское священство. Месяцем позже им «явились» апостолы Петр, Иаков и Иоанн и «посвятили» их на священническое служение Мельхиседека. На этой основе мормоны утверждают, что они обладают священством Всемогущего и имеют доступ ко всем святым силам. Священство Мельхиседека ведает духовными делами, а священство Аарона занимается мирскими делами.

Основы учения мормонов находятся в трех книгах, которые у них считаются не только равными Библии, но и выше Библии: а) книга «Мормон»; б) книга «Учения и союзы»; в) книга «Драгоценная жемчужина».

а) Книга «Мормон». Эта книга является основой учения мормонов. В тех местах, где имеются противоречия между Библией и книгой «Мормон», высказывания последней считаются истинными. Эта книга состоит из 15 маленьких книжечек (всего 500 страниц). В них рассказывается история древнего заселения Америки. Во времена строительства Вавилонской башни колено Яредитов попало в Америку, разделилось и прекратило свое существование в результате внутренней вражды и борьбы. В 600 г. до Р. X. при пророке Лехе в Америку приехали представители из колена Манассина. Их потомки разделились на две группы: нефиты и ламаниты. Нефитам Христос явился после воскресения и дал директивные указания для основания церкви. Вследствие вины– людей эта истинная Церковь исчезла, распалась. 400 лет после рождения Христа бушевали последние сражения между нефитами и ламанитами вблизи холма Кумора. Там пророк Мормон и его сын схоронили вышеназванные пластинки с записанными на них событиями (420–421 гг.).

Мормоны рассматривают книгу «Мормон» как откровение, т. к. она, по их мнению, содержит то, что Иисус проповедовал в Свои «американские дни».

б) Книга «Учения и союзы». Большую ее часть составляют откровения Иосифа Смита, которые он получил во времена своей деятельности, а также некоторые откровения его последователей (1823–1890).

в) Книга «Драгоценная жемчужина». Здесь также речь идет об откровениях и переводах с золотых пластин «пророка» Иосифа Смита.

Символ веры мормонов состоит из 13 пунктов. Он составлен Иосифом Смитом в 1841 г.

В своем учении о Боге мормоны исходят из того, что человек создан по подобию Бога, и делают из этого вывод, что Бог имеет материальное тело, как и человек. Следовательно, Отец пространственно ограничен своим телом. Но Он, тем не менее, Всезнающий, т. к. ангелы сообщают Ему о всех событиях, происходящих на земле. Но Отец не единственный Бог, существует много других богов. И для людей есть возможность стать когда‑нибудь Богом. «Каков человек сейчас – таким был однажды Бог, каков Бог сейчас – таким может стать когда‑нибудь человек». Такова основная мысль учения мормонов.

Так как девиз мормонов гласит: «оптимизм и вера – прогресс», то у них все заключается в развитии. Человек находится на пути, ведущем вверх; он является «Богом в зародыше».

По учению мормонов, человек не рождается грешником, то есть он не имеет наследственного греха. Грехом у мормонов является возмущение человека против «основ прогресса».

По учению мормонов, жертва Иисуса Христа за грех дает всем людям жизнь после смерти. Через посредничество Иисуса Христа отдельный человек может быть оправдан от личных грехов, если он сам при этом приложит усилие. Искупление – совместная работа Бога и человека.

После смерти человек становится причастным к различной степени славы. Существует три ступени славы: 1) подземная слава; 2) земная слава; 3) небесная слава.

Центром мировых событий будущего мормоны считают Америку, т. к. мормоны являются народом Божиего завета последнего времени – новым Израилем. Вечность у мормонов является продолжением прогреса.

В 1843 г. Иосиф Смит получил «откровение о вечной продолжительности супружеского союза с включением многоженства». Многоженство было введено Йоунгом в 1851 г., но под давлением американского правительства мормоны упразднили многоженство в 1890 г. До сегодняшнего дня они верят в правильность этого учения, но не практикуют его. Крещение может быть принято с восьмилетнего возраста. Крещение означает прощение грехов и принятие в члены церкви. При этом принимающий крещение заключает союз с Творцом. Он должен дать обет, что будет соблюдать Божий заповеди.

Вечерю могут принимать только достойные. Мормоны считают, что вечеря не имеет ничего общего с жертвой Христа, а служит только для обновления союза с Богом и для признания членства.

По учению мормонов возложением рук дается дар Святого Духа. Возложение рук совершают священники. Акт возложения рук они называют конфирмацией. Святой Дух дается для освящения, очищения и освещения.

Полномочием запечатления обладает только глава церкви. Запечатленный брак не закончит свое существование смертью, но найдет свое продолжение в духовном царстве. Все представители незапечатленных браков в вечности будут служебными духами и не смогут бракосочетаться.

У мормонов принято принимать крещение вместо умерших. Действительно и необходимо для спасения мормонов только крещение. Кроме крещения для умерших предков, возможно также замещающее возложение рук и запечатление. Для проведения этих актов должны быть даны точные данные умерших. Отсюда объясняется то усердие, с которым мормоны изучают свое генеалогическое древо.

Особое внимание мормоны обращают на свой внешний вид: чисто и аккуратно одеваются, воспитывают в себе хорошие манеры, интеллигентны, вежливы, грамотны. Усердие представителей мормонов в совершенствовании этих качеств исходит из их учения, которое гласит, что человек является «Богом в зародыше» и конечная их цель – путем личного совершенствования двигаться дорогой прогресса вверх и на финише стать равными Богу. То есть постепенно «врастать» в небесное Царство.