logo
Секты

Период возникновения и становления христианства (I в. До н.Э. – IV в. Н.Э.)

Отдельные элементы вероучения первых христиан и их организация во многом восходят к иудейским сектам, существовавшим в I в. до н. э. в Палестине.

Палестина в то время входила в состав Римской империи. В конце I в. до н. э. ее правителем был царь Ирод, который вызывал своей жестокостью ненависть жителей всей страны. По христианской легенде, Ирод приказал перебить всех младенцев мужского пола, узнав, что в Вифлееме родился ребенок, которому суждено стать царем иудейским. Избиение младенцев – эпизод не исторический, но по приказанию Ирода действительно было уничтожено множество людей, в том числе его жена и три сына. Узнав об этих казнях, римский император Август сказал, что лучше быть «свиньей Ирода, чем его сыном». И тем не менее (а, может быть, именно вследствие жестокости Ирода, которая внушала его подданным страх и повиновение) Август покровительствовал Ироду. Ирод подчинялся Риму во всех действиях, касающихся внешних сношений, все жители Иудеи должны были приносить присягу на верность не только ему, но и императору Августу. Ирод обложил население огромными налогами, конфисковал землю у своих противников и раздал ее своим родственникам и приближенным.

Умер Ирод в 4 г. до н. э., но положение в стране оставалось напряженным в течение всего I в. Антиримские настроения в Иудее были очень сильны, но внутри палестинского общества не было единства: существовали самые разные группировки и течения, спорившие друг с другом по политическим и вероучительным вопросам.

К общественной верхушке принадлежали так называемые саддукеи . Они требовали строгого соблюдения установлений, записанных в священной книге иудев – Библии, не признавали никаких устных учений и дополнений.

Значительным влиянием в иудейском обществе обладали фарисеи – религиозное течение, представители которого выступали за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами, против участия в каких бы то ни было празднествах язычников. Фарисеи занимались толкованием священных книг, извлекая из них и формулируя нормы, пригодные для условий современной им общественной жизни. Фарисеи признавали воскресение мертвых, загробное воздаяние, что отвергалось саддукеями. Среди фарисеев тоже не было единства. Некоторые фарисеи выступали за скрупулезное соблюдение всех внешних норм поведения, за что и заслужили упреки в лицемерии и ханжестве.

В конце I в. до н. э. – начале I в. н. э. сложилось крайне радикальное движение зелотов и сикариев (кинжальщиков), которые выступали за непримиримую борьбу с Римом. Кроме перечисленных групп, в Палестине I в. н. э. было большое количество бродячих проповедников, воспевавших скорый приход спасителя, мессии – помазанника Божия, который освободит народ и станет истинным «царем иудейским».