Алхимики
Мистическая астрономия древних народов произвела судебную Астрологию. Она была главной наукой в средние века, и Рим так сильно сопротивлялся ей, может быть, потому, что это была не только ересь, а обширная реакция против римской церкви. Особенно занимались этой наукой евреи, которым покровительствовали государи, противившиеся первенству папы. Церковь не довольствовалась тем, что сжигала книги, но сжигала и писателей, и астрологи, проводившие свою жизнь в созерцании небес, по большей части погибли на костре.
Часто случается, что последние ученики привязываются к букве, буквально понимая то, что сначала было только вымыслом, принимая маску за настоящее лицо. Так и мы можем предположить, что Астрология пришла в упадок и сделалась ложной и ребяческой наукой. Гермес, египетский бог, творение жреческой касты и ее образования, который служил предметом учения самофракийских таинств и часто был представляем рядом с Овеном – созвездием, давшим начало новому течению равноденствия солнца, победителя темноты, – ожил в Астрологии. Большое число астрологических сочинений, творения христианских гностиков и неоплатоников, приписывалось ему, и его считали отцом знания, по его имени названного Герметическим, обнимающего астрологию и алхимию, первоначальные усилия обеих наук, которые сначала устрашали невежественных обманом, но, трудясь несколько столетий во мраке, завоевали себе великолепные престолы в человеческих познаниях.
Хотя Алхимия уже не считается настоящей наукой, она не лишается своей силы возбуждать любопытство и прельщать воображение. Вид чудесного, принимаемый ее учением, странная знаменитость ее приверженцев, смесь действительности и иллюзии, истин и химер, представляемая ею, всегда будут производить могущественное обаяние на многие умы.
Каждая обманчивая мечта, имевшая обширное и продолжительное влияние, должна была основываться не на лжи, но на дурно истолкованной истине. Этот афоризм особенно применим к Алхимии, которая в своем происхождении и даже названии тождественна с химией: слог ал – только определенный член в арабском языке.
Изыскания алхимиков для открытия способов, по которым можно было производить превращения, естественно брались из простых опытов в металлургии и в амальгамации металлов. Весьма вероятно, что первый человек, добывший медь, думал, что произвел несовершенное золото.
Три великие цели, к которым стремились алхимики, были: превращение низких металлов в золото посредством философского камня; открытие панацеи, или всеобщего лекарства, эликсира жизни, и всеобщего раствора, который, будучи применен ко всякому семени, должен увеличить его плодовитость. Все эти цели были достижимы посредством тинктуры – жизненной силы, тело которой есть электричество, посредством которого две последние цели были в некоторой степени достигнуты, потому что электричес‑во и излечивает болезни, и способствует растительности.
Алхимия находилась тогда в начале поисков способа возвратить вещество к тому первобытному превосходству, которое оно будто бы утратило. Золото считалось относительно вещества тем, что эфир восьмого неба относительно душ, и семь металлов, из которых каждый был назван именем семи планет, так как знание семи свойств, подразумеваемых под ними, было потеряно, – Солнце – золото, Луна – серебро, Сатурн – свинец, Венера – олово, Меркурий – железо, Марс – смешанный металл, Юпитер – медь – составляли восходящую лестницу очищения, соответствующую испытаниям семи пещер или ступеней.
Алхимия, таким образом, была или телесным посвящением, или посвящением в таинства, духовной алхимией, одна составляла покрывало для другой, отчего часто случалось, что в мастерских, где, как народ думал, адепты занимались специальными занятиями и не искали ничего, кроме металлов золотого века, в действительности искали только тот фи‑лофский камень, который составлял кубический камень философского храма, наконец, ничего не очищалось, кроме страстей. Люди, а не металлы, проходили сквозь тигель.
Бёме, величайший из мистиков, много писал о совершенной аналогии между философским трудом и духовным возрождением.
Алхимия процветала в Египте с самых ранних времен, и говорят, что Соломон занимался ею. Ее золотой век начался с завоеваний арабов в Азии и Африке, около времени уничтожения Александрийской библиотеки. Легковерные сарацины, знакомые с баснями о талисманах и небесных влияниях, горячо верили чудесам Алхимии. При великолепных дворах Альманзора и Гарун‑аль‑Рашида профессора герметической науки нашли покровительство, учеников и вознаграждение.
Все‑таки от вышеназванного периода до одиннадцатого столетия единственный известный алхимик – аравиец Гебер, собственное имя которого Абу‑Муза‑Джафар, прозванный эль‑Софи. Его попытки превратить неблагородные металлы в золото повели к разным открытиям в химии и медицине. Он был также знаменитым астрономом, но – так проходит слава мира! – дошел до наших времен как основатель языка, известного под названием тарабарщины.
Крестоносцы привезли эту алхимию в Европу, и около XIII столетия Альберт Великий, Роджер Бэкон и Реймонд Люл‑ли возобновили ее. Генрих VI, король английский, приглашал лордов, дворян, докторов, профессоров и священников заниматься изысканием философского камня.
Следующий замечательный человек, уверявший, будто владел филофоским камнем, был Парацельс, которого звали собственно Филипп Ореолл Теофраст Парацельсус Бомбаст из Гогенгейма и которого последователи называли князем врачей, философом огня, швейцарским трисмегистом, преобразователем алхимической философии, верным секретарем природы, обладателем жизненного эликсира и философского камня, великим монархом химических тайн. Он ввел выражение alcahest (вероятно, извращение немецких слов all geist, «вседух») для выражения всеобщего раствора.
Розенкрейцеры, предвозвестником которых был доктор Ди, первые предъявили права на обладание алхимическими тайнами и действительно были потомками алхимиков.
Последним английским алхимиком был Келлерман, который в 1828 году жил в Лилле, деревне между Лютином и Гичоном. Без сомнения, и в настоящее время есть люди, занимающиеся поиском философского камня.
После Парацельса алхимики разделились на два класса: одни занимались полезным изучением, другие принялись за мечтательную, фантастическую сторону алхимии, писали книги о мистическом вздоре, приписывая его Гермесу, Аристотелю, Альберту Великому и другим. Язык их теперь непонятен.
Достаточно одного краткого образчика. Силу превращения, называемую Зеленым Львом, можно было получить следующим образом: «На ложе Зеленого Льва родилось солнце и луна, они сочетались браком и родили короля, король питается кровью льва, который королю отец и мать и в то же время его брат и сестра. Я опасаюсь, что обнаруживаю тайну, которую обещал моему господину скрыть в темных речах от всякого, кто не знает, как управлять философским огнем». Наши предки должны были иметь большое дарование для разрешения загадок, если могли разобрать смысл этих таинственных указаний, но этот язык понимали, и он предназначался только для них.
Многие выражения математических формул должны были показаться чистою тарабарщиной не посвященным в высшую науку, все‑таки эти выражения обнаруживают истины, хорошо понимаемые математиками. Таким образом, представил! один пример: когда Гермес Трисмегист в одном из трактатов, приписываемых ему, приказывает адепту поймать летящую птичку и утопить ее, так чтобы она не могла летать более, под этим подразумевается сгущение ртути посредством смешения с золотом.
Алхимики, хотя химия очень обязана им и хотя в своих опытах они наткнулись на много драгоценных открытий, вели печальную и неприятную жизнь, а многие из них умирали в совершенной бедности, если не подверглись худшей участи. Таким образом, один из самых знаменитых алхимиков, Брагадино, живший в последней четверти шестнадцатого столетия, получив большие денежные суммы за свою мнимую тайну от германского императора, венецианского дожа и других государей, хваставшийся, что сатана его раб – две свирепые черные собаки, всегда сопровождавшие его, слыли демонами, – был наконец повешен в Мюнхене, когда открыли обман, посредством которого он производил мнимое превращение. Обе собаки были застрелены под виселицей.
- Наталья Ивановна Макарова
- Раздел 1. Тайные культы Союз дук‑дук
- Союз ингиет
- Раздел 2. Религиозно‑просветительские тайные общества Орден розенкрейцеров
- Орден золотых розенкрейцеров
- Иллюминаты
- Орден тамплиеров
- Алхимики
- Ян Гус и гуситское движение. Иероним пражский
- Тевтонский орден
- Раздел 3. Судебные тайные общества Священные Фемы
- Поцелуй девы
- Раздел 4. Масоны Происхождение масонства
- Развитие масонства в Англии. «Невидимая философская коллегия». «Сократовское общество»
- «Великий раскол»
- Французское масонство
- Искание тайного смысла – благодатная почва для авантюристов
- «И обновишь лице земли…»
- Немецкое масонство
- Швейцарские масоны
- «Шотландские Мастера» в Германии
- Союз со шведскими масонами
- «Великие» масоны Германии
- Масонство в Италии
- Польское масонство
- Масонство на Беларуси
- Русское масонство
- Масонские системы
- Ложи, основанные по циннендорфской системе
- Елагинские ложи, соединившиеся с рейхелевскими
- Ложи других систем, приставшие к союзу
- Ложа Трех Глобусов Суворов
- Кутузов
- Запрещение лож в 1822 и 1826 гг.
- Масонство в Северо‑американских Соединенных Штатах
- Джорж Вашингтон
- Масонство в Турции, Азии, Африке и Океании
- Главная масонская легенда
- Обрядность франк‑масонов Старые английские ритуалы
- Масонские знаки и символы. Внутреннее устройство лож
- Ритуал новых масонов
- Общие черты английского ритуала
- Иоанновское и андреевское масонство
- Масонские пиры
- Раздел 5. Мафия
- История зарождения
- Некоторые характерные черты старой мафии
- Каким должен быть мафиозо
- Структура и «устав» мафии
- Раздел 6. Полические тайные общества «Филадельфы»
- Виленская ассоциация 1796–1797 гг.
- «Арзамас»
- Тайное ученическое общество «Заряне»
- Филоматы и филареты
- «Тактический центр»
- «Зеленый дуб»
- «Петроградская боевая организация»
- «Троцкистская группа Пятакова и Радека»
- «Польская организация Войскова»
- «Космополиты»
- Из воспоминаний б.И.Жутовского о Хрущеве (из письма):
- «Дело врачей»
- Диссиденты. Правозащитное движение
- «Суд» Виктора Красина
- «Монмартр»
- «Новые» методы
- Ку‑клукс‑клан
- Часть II. Секты
- Раздел 1. Христианские секты
- Глава I.
- Период возникновения и становления христианства (I в. До н.Э. – IV в. Н.Э.)
- 1. Ессеи (курманиты)
- 2. Гностики
- 3. Монтанисты
- 4. Манихеи
- Глава II. Секты в Западной Европе в средние века
- 1. Катары
- 2. Альбигойцы
- 3. Трубадуры («религия Любви»)
- Глава III. Секты русского происхождения
- 1. Старообрядчество
- Бегуны (странники) – секта христофоровцев
- 2. Духовные христиане
- Христововерие (хлысты)
- Скопчество (скопцы)
- Духоборы
- Молокане
- 3. Прыгуны
- 4. Субботники («иудействующие»)
- 5. Секта иннокентьевцев
- 6. Истинно‑православное христианство
- Глава IV. Секты протестантского типа
- 1. Баптисты
- 2. Адвентисты
- 3. Свидетели Иеговы
- 4. Мормоны («Церковь Иисуса – святых последнего времени»)
- 5. Пятидесятники (Христиане евангельской веры)
- 6. Евангельские христиане святые сионисты (мурашковцы)
- Раздел 2. Секты ислама
- 1. Шиизм
- 2. Исмаилиты
- 3. Ассасины
- 4. Друзы
- 5. Кандидаты
- 6. Марабуты
- 7. Езиды
- Раздел 3. Сатанинские секты
- 1. «Охота на ведьм»
- 2. Шабаш
- 3. «Черная месса»
- 4. Одержимость дьяволом
- 5. У истоков современного сатанизма
- 6. Сатанисты нашего времени
- Раздел 4. Религии «Нового века»
- 1. «Церковь единения»
- 2. «Церковь сайентологии»
- 3. «Дети Бога» («Семья любви»)
- 4. «Международное общество сознания Кришны»
- 5. «Миссия божественного света»
- 6. «Основатель единственной религии»
- 7. «Ананда Марга»
- 8. «Эфирное общество»
- 9. «Общество последователей спящего пророка»
- 10. Секта сервайвалистов
- 11. «Народный храм»
- 12. «Ветвь Давидова»
- 13. Аум Синрике (Учение истины аум)
- 14. «Опус деи»
- 15. «Новый Акрополь»
- 16. Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (тсс)
- 17. «Ма хикари»
- 18. «Церковь Христа на земле, основанная Симоном Кимбангу»
- 19. «Идага»
- Вырезки из прессы Зарубежные «кровавые» секты
- Разгул Ку‑клукс‑клана
- Правда об «империи Муна»