Главная масонская легенда
Об этой легенде следует сказать несколько слов, потому что впоследствии она в. самых разнообразных редакциях играла большую роль в ритуалах различных систем нового изобретения.
Последующая легенда о Гирамс, или Адонираме, или Гира‑мс‑Абиф, главном мастере при строении Соломонова храма, воспользовалась некоторыми чертами из легенд о Соломоне и строительстве Иерусалимского храма, ходивших в христианской Европе средних веков.
Предания о Соломоновом храме, его великолепии, чудесных подробностях его строения, удивительном искусстве главного мастера были чрезвычайно распространены в средние века, и, без сомнения, известны были также и старым каменщикам. Новейшие масоны, естественно, могли развить свою легенду на почве этих преданий, близких к специальности цеха. К Гираму относилось самое изобретение масонских слов и знаков.
По масонскому рассказу «Гирам, главный строитель Соломонова храма, имел столько рабочих, с которыми ему нужно было расплачиваться, что ему невозможно было знать их всех, поэтому каждой степени или классу рабочих он дал особенный знак и слово, по которым он легче мог различать их, чтобы платить им различное жалованье». Эти слова и знаки стали потом принадлежностью и тайными приметами различных масонских степеней.
Когда товарищ «посвящается в мастера», то в «лекции» – таким же образом, как мы видели это в степени ученика, – рассказываются все подробности приема, новопринятый мастер рассказывает, как он получал урок у старшего надзирателя мастерской ложи:
– Он сказал мне, что я представляю собой одного из величайших людей в мире, а именно нашего великого мастера Гирама, который был убит при самом окончании (Соломонова) храма, и об его смерти рассказывают следующее:
«Было первоначально пятнадцать товарищей, которые, видя, что храм почти окончен, и не получая мастерского слова, были в большом нетерпении и согласились вынудить его силой у своего мастера Гирама, – при первом случае, когда им удастся встретить его одного, – чтобы после им можно было считаться масонами в других странах и получать жалованье или прибыль мастера.
Но прежде, чем они могли выполнить план, двенадцать из них отказались от него: остальные трое упорствовали и решились получить слово силой, если нельзя найти другого средства. Назвались они Jubela, Jubelo, Jubelum.
У Гирама был всегда обычай в полдень, как скоро людей позовут на отдых, идти в святая святых, приносить свою молитву истинному и живому Богу, тогда трое вышеупомянутых убийц стали у восточных, западных и южных дверей храма. На севере не было выхода, потому что лучи солнца никогда не падают с этой стороны.
Гирам, кончив свою молитву к Богу, пришел к восточной двери и встретилл при ней Jubela, который решительным образом потребовал у него мастерского прикосновения. Гирам отвечал ему, что не в обычае требовать этого прикосновения таким тоном, и что сам он получил его не так, Гирам прибавил, что он должен ждать, и что время и терпение это сделают. Гирам сказал ему дальше, что не во власти его одного открыть это (прикосновение) и что может это сделать только в присутствии Соломона, царя израильского, и Гирама, царя тирского.
Недовольный этим ответом ударил его по шее 24‑дюймовым масштабом. Гирам после этого поступка его, побежал к южной двери храма, и там встретил другого, который спросил у него мастерское прикосновение и слово таким же образом, как прежде первый, и получил от своего мастера тот же самый ответ, другой нанес ему удар наугольником в левую грудь, заставивший его покачнуться. Пришедши в себя, Гирам, пробежал к западной двери – единственное оставшееся средство уйти, но этот проход стререг третей, который спросил его в том же смысле и получил такой же ответ, нанес ему страшный удар по голове каменщицким молотом, что и причинило ему смерть.
После того убийцы вынесли тело Гирама в западную дверь, и скрыли его под мусором, до двенадцати часов следующей ночи, когда они, по уговору, сошлись и похоронили его на скате холма в могиле в шесть футов глубиной, вырытой от востока к западу.
Когда мастер Гирам не пришел по обыкновению смотреть рабочих, царь Соломон велел сделать строгие поиски, и когда они были бесплодны, то предположил, что Гирам умер. Когда двенадцать оставшихся товарищей услышали это известие, в них заговорила совесть: они пришли к Соломону с белыми запонами и перчатками, эмблемами их невинности, рассказали ему все, что знали об этом деле, и предложили свое содействие для отыскания трех других товарищей, которые скрылись. Они разделились на четыре партии: на восток, запад, север и юг, чтобы искать убийц.
Когда один из двенадцати странствовал по морскому берегу близ Яффы, он, устав, сел отходнуть, но вскоре был встревожен следующими ужасными восклицаниям, из‑за обрыва скалы: «Ах, пусть бы мне перерезана была шея, язык вырван с корнем и зарыт в морском дне при низкой воде, за кабельтов расстояния от берега, где прилив и отлив проходит два раза в двадцать четыре часа, прежде чем я согласился на смерть нашего великого мастера Гирама. „Ах, (говорил другой) пусть бы лучше –у меня было вырвано сердце из‑под моей обнаженной груди и отдано на пожирание коршунам, чем принял участие в смерти такого доброго мастера“. „По я ударил его сильнее вас обоих (сказал третий), и я убил его. Ах, пусть бы мое тело было разделено надвое и разбросано на юг и север, мои внутренности сожжены в пепел на юге и рассеяны по четырем ветрам зем‑}ш, прежде чем я сделался причиной смерти нашего доброго мастера Гирама“.
Товарищ, услышав это, пошел искать двух своих спутников, и они вошли на скат скалы, взяли и связали убийц, и привели к царю Соломону, перед которым они добровольно сознались в своей вине и просили смерти. Приговор, сделанный над ними, был тот самый, какой они выражали в жалобах своих на скале.
Когда казнь была совершена, царь Соломон послал за двенадцатью товарищами и просил их поднять тело Гирама, чтобы похоронить его торжественным образом. Так как Ги‑рам умер, то мастерское слово было потеряно. Товарищи, исполняя приказание Соломона, пошли и расчистили мусор и нашли тело своего мастера в искаженном состоянии, так как он лежал пятнадцать дней, при этом они с изумлением подняли руки над головами и сказали: Господи Боже! Так как это было первое слово и первый знак, то царь Соломон принял их как великий знак мастера масона и он употребляется теперь во всех ложах мастеров».
Лекция мастера кончается вопросами о строении Соломонова храма, – при котором не было употреблено никакого металла (почему у новопринимаемого и отбираются металлические вещи), дерево привозилось из ливанского леса, и звук металлического орудия не был слышен в храме.
Мастер . Почему у вас была снята обувь с обеих ног?
Ответ . Потому что место, на котором я стоял, когда принят был в масоны, было священное.
Мастер . Что поддерживает вашу ложу?
Ответ . Три столба.
Мастер . Прошу вас, брат, скажите, как они называются?
Ответ . Мудрость, сила и красота.
Мастер . Что они означают?
Ответ . Трех великих мастеров: Соломона, царя израильского, Гирама, царя Тирского, и Гирама‑Абифа, который был убит тремя товарищами.
Мастер . Участовали ли эти три великие мастера в строении Соломонова храма?
Ответ . Участвовали.
Мастер . В чем состояло их дело?
Ответ . Соломон доставлял содержание и плату рабочим, Гирам, царь тирский, доставлял материалы для строения, а Гирам‑Абиф совершал дело и имел главный надзор на ним.
Так кончалась первоначальная легенда, которую стали сообщать в степени мастера.
Когда ремесленные обычаи рабочей ложи при реформе 1717–1723 гг. получили для новых масонов только чисто иносказательный смысл, это уже открывало полный простор для символических истолкований. «Хозяин постройки», «Строитель», который сначала является только случайной аллегорией, потом становится постоянным термином, «работа» стала исключительным названием для нравственно‑религиозных упражнений, рабочие инструменты, вся обстановка ложи превратилась в масонские «украшения и клейноды», и получали все более и более широкие символические толкования, конечно, более или менее произвольные.
Вместе с содержанием и самые формы каменщичества становились все более искусственными. Церемонии, описываемые в старейших ритуалах, еще довольно просты. Чем дальше, тем они делаются сложнее, изысканнее, театральнее. Темная комната, в которой прежде всего оставляется кандидат, в прежнее время была, кажется, просто комната с плотно завешенными окнами, впоследствии, это – черная комната, с черным столом, на котором лежит библия и человеческий череп, потом в ней является целый скелет, потом – это скелет движущийся и т.д. В самой ложе, украшение ее становятся все ухищреннее, эффектнее, чертеж на полу мелом превращается в целый «ковер», на котором рисуется множество символических изображений.
«Низкие кресла», за которыми становился в старину мастер при обряде принятия, впоследствии превращаются в «жертвенник», и перед ним совершалось даже нечто подобное церковным обрядам.
Простое хождение новопринимаемого кругом ложи превращается в целое так называемое «путешествие», которое чем дальше, тем более усложнялось, в старину новопринимаемый встречал в этом хождении только те «препятствия», какие находил в спинах братьев, на которых он натыкался с завязанными глазами, – впоследствии является целый ряд настоящих «испытаний», которыми пробовали храбрость кандидата.
В позднейшие времена, особенно во французских ложах, «путешествие» представляло для кандидата целый ряд мудреных задач, которые приходилось ему разрешать, – он должен был переходить через воду, прыгать через пропасти, брать в руки раскаленное железо, на него лил дождь, сыпался град, над ним гремел гром и т.п. В заключение, для придания масонской практике всевозможной эффектности, чтобы окончательно ошеломить и напухать кандидата, были пущены в ход всякие театральные уловки, оптические обманы, электрические машины, гальванические приборы, провалы и т.п.
- Наталья Ивановна Макарова
- Раздел 1. Тайные культы Союз дук‑дук
- Союз ингиет
- Раздел 2. Религиозно‑просветительские тайные общества Орден розенкрейцеров
- Орден золотых розенкрейцеров
- Иллюминаты
- Орден тамплиеров
- Алхимики
- Ян Гус и гуситское движение. Иероним пражский
- Тевтонский орден
- Раздел 3. Судебные тайные общества Священные Фемы
- Поцелуй девы
- Раздел 4. Масоны Происхождение масонства
- Развитие масонства в Англии. «Невидимая философская коллегия». «Сократовское общество»
- «Великий раскол»
- Французское масонство
- Искание тайного смысла – благодатная почва для авантюристов
- «И обновишь лице земли…»
- Немецкое масонство
- Швейцарские масоны
- «Шотландские Мастера» в Германии
- Союз со шведскими масонами
- «Великие» масоны Германии
- Масонство в Италии
- Польское масонство
- Масонство на Беларуси
- Русское масонство
- Масонские системы
- Ложи, основанные по циннендорфской системе
- Елагинские ложи, соединившиеся с рейхелевскими
- Ложи других систем, приставшие к союзу
- Ложа Трех Глобусов Суворов
- Кутузов
- Запрещение лож в 1822 и 1826 гг.
- Масонство в Северо‑американских Соединенных Штатах
- Джорж Вашингтон
- Масонство в Турции, Азии, Африке и Океании
- Главная масонская легенда
- Обрядность франк‑масонов Старые английские ритуалы
- Масонские знаки и символы. Внутреннее устройство лож
- Ритуал новых масонов
- Общие черты английского ритуала
- Иоанновское и андреевское масонство
- Масонские пиры
- Раздел 5. Мафия
- История зарождения
- Некоторые характерные черты старой мафии
- Каким должен быть мафиозо
- Структура и «устав» мафии
- Раздел 6. Полические тайные общества «Филадельфы»
- Виленская ассоциация 1796–1797 гг.
- «Арзамас»
- Тайное ученическое общество «Заряне»
- Филоматы и филареты
- «Тактический центр»
- «Зеленый дуб»
- «Петроградская боевая организация»
- «Троцкистская группа Пятакова и Радека»
- «Польская организация Войскова»
- «Космополиты»
- Из воспоминаний б.И.Жутовского о Хрущеве (из письма):
- «Дело врачей»
- Диссиденты. Правозащитное движение
- «Суд» Виктора Красина
- «Монмартр»
- «Новые» методы
- Ку‑клукс‑клан
- Часть II. Секты
- Раздел 1. Христианские секты
- Глава I.
- Период возникновения и становления христианства (I в. До н.Э. – IV в. Н.Э.)
- 1. Ессеи (курманиты)
- 2. Гностики
- 3. Монтанисты
- 4. Манихеи
- Глава II. Секты в Западной Европе в средние века
- 1. Катары
- 2. Альбигойцы
- 3. Трубадуры («религия Любви»)
- Глава III. Секты русского происхождения
- 1. Старообрядчество
- Бегуны (странники) – секта христофоровцев
- 2. Духовные христиане
- Христововерие (хлысты)
- Скопчество (скопцы)
- Духоборы
- Молокане
- 3. Прыгуны
- 4. Субботники («иудействующие»)
- 5. Секта иннокентьевцев
- 6. Истинно‑православное христианство
- Глава IV. Секты протестантского типа
- 1. Баптисты
- 2. Адвентисты
- 3. Свидетели Иеговы
- 4. Мормоны («Церковь Иисуса – святых последнего времени»)
- 5. Пятидесятники (Христиане евангельской веры)
- 6. Евангельские христиане святые сионисты (мурашковцы)
- Раздел 2. Секты ислама
- 1. Шиизм
- 2. Исмаилиты
- 3. Ассасины
- 4. Друзы
- 5. Кандидаты
- 6. Марабуты
- 7. Езиды
- Раздел 3. Сатанинские секты
- 1. «Охота на ведьм»
- 2. Шабаш
- 3. «Черная месса»
- 4. Одержимость дьяволом
- 5. У истоков современного сатанизма
- 6. Сатанисты нашего времени
- Раздел 4. Религии «Нового века»
- 1. «Церковь единения»
- 2. «Церковь сайентологии»
- 3. «Дети Бога» («Семья любви»)
- 4. «Международное общество сознания Кришны»
- 5. «Миссия божественного света»
- 6. «Основатель единственной религии»
- 7. «Ананда Марга»
- 8. «Эфирное общество»
- 9. «Общество последователей спящего пророка»
- 10. Секта сервайвалистов
- 11. «Народный храм»
- 12. «Ветвь Давидова»
- 13. Аум Синрике (Учение истины аум)
- 14. «Опус деи»
- 15. «Новый Акрополь»
- 16. Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (тсс)
- 17. «Ма хикари»
- 18. «Церковь Христа на земле, основанная Симоном Кимбангу»
- 19. «Идага»
- Вырезки из прессы Зарубежные «кровавые» секты
- Разгул Ку‑клукс‑клана
- Правда об «империи Муна»