Молокане
Молокане – одна из старейших русских сект, возникновение которой относится к 60‑м годам XVIII в. Относительно названия: одни объясняют, что молокане считают свое учение «молоком духовным», другие говорят, что местом поселения первых молокан является река Молочные воды, третьи полагают, что сектанты в «постные дни» пьют только молоко. Сами молокане себя именуют «духовными христианами‑молоканами».
В первой трети XIX в. в молоканстве выделился ряд толков. Те верующие, которые придерживались вероисповедных положений первоначального периода развития молоканства, стали называться постоянными молоканами .
Основой вероучения у постоянных молокан является Библия, которую имел каждый верующий. По их мнению, она состоит из 5 частей: 1) закона с его догматами и постановлемиями; 2) история еврейского народа; 3) философии – книги притчей, премудростей; 4) пророчеств; 5) беллетристики. Троицу они представляли следующим образом: Бог‑Отец‑Память; Бог‑Сын‑Ум; Бог‑Дух Святой‑Воля. Отрицали водное крещение, святость церкви, церковнослужителей, семь таинств не признавали за таинства и т. д.
Одним из требований молоканской секты было удешевление церкви, упрощение ее организации, церемониала, об‑рядностей. Обряды совершались бесплатно, что, несомненно, было весьма привлекательным для бедных крестьян. Экономическая взаимопомощь, обещание «царства Божьего» на земле укрепляли молоканские группы, но полного равенства не было.
Руководителем молоканской общины является пресвитер (от греческого – старший), избираемый из числа активных верующих. Пресвитер служит без денежного вознаграждения. В общине имеются еще заместитель пресвитера, проповедники, чтецы, сказитель и сказительницы, певчие.
В XIX–начале XX в. молоканские общины и их руководители были непременными участниками всех радостных и печальных событий в жизни каждой молоканской семьи: рождения детей, вступления в брак, смерти родных и близких и т. д. В настоящее время положение несколько изменилось: рождение детей отмечается в кругу семьи и без приглашения пресвитера, свадьбы, как правило, тоже проходят без участия пресвитера, а вот похороны и связанные с ними поминки с его обязательным участием.
Молокане признают и отмечают следующие религиозные праздники: Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение, Пасху, Вознесение Господне, Троицу (Пятидесятницу), Преображение господне.
Отдельные молоканские общины отмечают и другие праздники (Ильин день, Петров день) и некоторые гражданские (День Победы, например), а также сельские традиционные праздники (жатвы – в августе и урожая – в ноябре). Всем гражданским и традиционным праздникам молокане придают религиозный смысл.
Молокане в определенной степени держат посты, т. е. воздерживаются от приема мяса, молока и другой «скоромной» пищи, т. к. постом, по их взглядам, можно добиться от Бога необходимых благ для человека. Такие посты, они проводят перед началом весенних работ, после снятия урожая, для освобождения себя от того или иного греха, болезни, вымаливания здоровья для своих близких и т. п.
Молокане представляют себе посты в двух смыслах: физическом и духовном. Под духовными постами они имеют в виду воздержание от всякого рода зла: пьянства, курения, сквернословия, увеселений и пр.
Если человек умирает, молокане считают, что такова воля Бога. При погребении умерших религиозных обрядов у молокан почти никаких нет. Но поминки по умершим обязательны. Для исполнения дел, связанных с похоронами, у молокан имеются специально выделенные для этого мужчины и женщины. В похоронах они участвуют с начала и до конца этого обряда.
Молокане ждут Второго Пришествия Иисуса Христа и считают, что Воскресение мертвых будет. В определенной степени они признают Рай и Ад.
В грехах против своих собратьев молокане исповедуются открыто перед всеми членами своей общины и просят у них прощения при наречении имени ребенку у молокан совершается обряд дуновения пресвитера в уста ребенку, через которое будто бы младенцу передается «дух святости». Это они считают крещением «Святым Духом». Теперь родители для свершения этого обряда очень редко приглашают пресвитера общины.
- Наталья Ивановна Макарова
- Раздел 1. Тайные культы Союз дук‑дук
- Союз ингиет
- Раздел 2. Религиозно‑просветительские тайные общества Орден розенкрейцеров
- Орден золотых розенкрейцеров
- Иллюминаты
- Орден тамплиеров
- Алхимики
- Ян Гус и гуситское движение. Иероним пражский
- Тевтонский орден
- Раздел 3. Судебные тайные общества Священные Фемы
- Поцелуй девы
- Раздел 4. Масоны Происхождение масонства
- Развитие масонства в Англии. «Невидимая философская коллегия». «Сократовское общество»
- «Великий раскол»
- Французское масонство
- Искание тайного смысла – благодатная почва для авантюристов
- «И обновишь лице земли…»
- Немецкое масонство
- Швейцарские масоны
- «Шотландские Мастера» в Германии
- Союз со шведскими масонами
- «Великие» масоны Германии
- Масонство в Италии
- Польское масонство
- Масонство на Беларуси
- Русское масонство
- Масонские системы
- Ложи, основанные по циннендорфской системе
- Елагинские ложи, соединившиеся с рейхелевскими
- Ложи других систем, приставшие к союзу
- Ложа Трех Глобусов Суворов
- Кутузов
- Запрещение лож в 1822 и 1826 гг.
- Масонство в Северо‑американских Соединенных Штатах
- Джорж Вашингтон
- Масонство в Турции, Азии, Африке и Океании
- Главная масонская легенда
- Обрядность франк‑масонов Старые английские ритуалы
- Масонские знаки и символы. Внутреннее устройство лож
- Ритуал новых масонов
- Общие черты английского ритуала
- Иоанновское и андреевское масонство
- Масонские пиры
- Раздел 5. Мафия
- История зарождения
- Некоторые характерные черты старой мафии
- Каким должен быть мафиозо
- Структура и «устав» мафии
- Раздел 6. Полические тайные общества «Филадельфы»
- Виленская ассоциация 1796–1797 гг.
- «Арзамас»
- Тайное ученическое общество «Заряне»
- Филоматы и филареты
- «Тактический центр»
- «Зеленый дуб»
- «Петроградская боевая организация»
- «Троцкистская группа Пятакова и Радека»
- «Польская организация Войскова»
- «Космополиты»
- Из воспоминаний б.И.Жутовского о Хрущеве (из письма):
- «Дело врачей»
- Диссиденты. Правозащитное движение
- «Суд» Виктора Красина
- «Монмартр»
- «Новые» методы
- Ку‑клукс‑клан
- Часть II. Секты
- Раздел 1. Христианские секты
- Глава I.
- Период возникновения и становления христианства (I в. До н.Э. – IV в. Н.Э.)
- 1. Ессеи (курманиты)
- 2. Гностики
- 3. Монтанисты
- 4. Манихеи
- Глава II. Секты в Западной Европе в средние века
- 1. Катары
- 2. Альбигойцы
- 3. Трубадуры («религия Любви»)
- Глава III. Секты русского происхождения
- 1. Старообрядчество
- Бегуны (странники) – секта христофоровцев
- 2. Духовные христиане
- Христововерие (хлысты)
- Скопчество (скопцы)
- Духоборы
- Молокане
- 3. Прыгуны
- 4. Субботники («иудействующие»)
- 5. Секта иннокентьевцев
- 6. Истинно‑православное христианство
- Глава IV. Секты протестантского типа
- 1. Баптисты
- 2. Адвентисты
- 3. Свидетели Иеговы
- 4. Мормоны («Церковь Иисуса – святых последнего времени»)
- 5. Пятидесятники (Христиане евангельской веры)
- 6. Евангельские христиане святые сионисты (мурашковцы)
- Раздел 2. Секты ислама
- 1. Шиизм
- 2. Исмаилиты
- 3. Ассасины
- 4. Друзы
- 5. Кандидаты
- 6. Марабуты
- 7. Езиды
- Раздел 3. Сатанинские секты
- 1. «Охота на ведьм»
- 2. Шабаш
- 3. «Черная месса»
- 4. Одержимость дьяволом
- 5. У истоков современного сатанизма
- 6. Сатанисты нашего времени
- Раздел 4. Религии «Нового века»
- 1. «Церковь единения»
- 2. «Церковь сайентологии»
- 3. «Дети Бога» («Семья любви»)
- 4. «Международное общество сознания Кришны»
- 5. «Миссия божественного света»
- 6. «Основатель единственной религии»
- 7. «Ананда Марга»
- 8. «Эфирное общество»
- 9. «Общество последователей спящего пророка»
- 10. Секта сервайвалистов
- 11. «Народный храм»
- 12. «Ветвь Давидова»
- 13. Аум Синрике (Учение истины аум)
- 14. «Опус деи»
- 15. «Новый Акрополь»
- 16. Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (тсс)
- 17. «Ма хикари»
- 18. «Церковь Христа на земле, основанная Симоном Кимбангу»
- 19. «Идага»
- Вырезки из прессы Зарубежные «кровавые» секты
- Разгул Ку‑клукс‑клана
- Правда об «империи Муна»