1. Ессеи (курманиты)
Среди религиозных течений, групп, сект была одна, учение и организация которой имеют непосредственное отношение к истокам христианства. Это ессеи , о которых рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон из Александрии, римский писатель Плиний Старший).
Ессеи имели два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в Палестине, на берегу Мертвого моря. Избранное ими для себя название «ессеи» происходит от сирийского слова Asaya, что означает «врачи», а по‑гречески «терапевты», ибо их открытая деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов.
Некоторые из них обладали даром пророчества, как, например, Менахем, который предсказал Ироду его царствование. «Они служат Богу, – говорит Филон, – с великим благочестием, и не внешними жертвоприношениями, а очищением своего собственного духа. Они бегут из городов и прилежно занимаются мирными искусствами. У них не существует ни одного раба, они все свободны и работают одни для других» (Филон. О созерцательной жизни).
Ессеи исповедовали догмат предсуществования души, в котором кроется причина ее бессмертия. «Душа, – говорили они, – спускающаяся в мир из самого тончайшего эфира и притягиваемая к воплощению определенными естественными чарами, пребывает в теле, как в темнице: освобожденная от цепей тела, как от долгого рабства, она улетает с радостью» (Josephe A. J. 8).
У ессеев принятые братья жили в общине, пользуясь общим имуществом и сохраняя безбрачие. Они избирали для места жительства уединенные местности, возделывали землю и нередко воспитывали брошенных детей. Что касается семейных ессеев, они составляли нечто вроде ордена третьей степени, усыновленного первым и подчиненного ему. Они отличались своей молчаливостью, кротостью и серьезностью и занимались только мирными ремеслами: многие из них были ткачами, плотниками, садоводами, но купцов или оружейных мастеров между ними не было никогда.
К ессеям, по мнению большинства ученых, принадлежали члены религиозной общины, чьи рукописи, а затем и поселения были обнаружены в районе Мертвого моря после второй мировой войны. Община эта обычно называется Курманской (по имени местности Вади‑Курман, где впервые арабскими пастухами случайно были найдены спрятанные в пещере рукописи).
Члены этой религиозной общины, существовавшей во II в. до н. э. – I в. н. э., удалились в пустыню и создали замкнутую религиозную организацию. Они исповедовали иудаизм, но считали, что жречество осквернило Иерусалимский храм нечестием, исказило божественное учение. Именно поэтому курманиты порвали отношения с храмом и стали называть себя «Новым союзом» (или «Новым Заветом»). Курманиты называли себя также «сынами света» – в противоположность «сынам тьмы», к которым они причисляли все остальное человечество.
Курманиты, как и все ессеи, жили замкнутой общиной, для которой характерны были общность имущества, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы, изучение религиозных текстов.
Вступить в общину было трудно. Желавшие это сделать должны были пробыть на испытании не менее года. Если свойства ищущего оказывались подходящими, его допускали к обрядам омовения, но вступать в сношения с учителями секты можно было лишь после нового двухлетнего испытания, после которого нового члена принимали в общину. Этому предшествовало произнесение «страшных клятв», которыми вступающий обязывался исполнять все постановления общины и ничего не выдавать из ее тайн.
После этого вступающий допускался к всеобщей трапезе, которая происходила с большой торжественностью и составляла внутренний культ ессеев. Они смотрели на одежду, употреблявшуюся при этих трапезах, как на священную, и снимали ее, прежде чем приняться за обыденные работы. Эти братские вечери, которые являются прообразом Тайной Вечери, основанной Иисусом, начинались и оканчивались молитвой. Тут же давались толкования священных книг Моисея и пророков. Но толкование текстов, так же как и посвящение, имело три ступени и три смысла. Очень немногие достигали высшей ступени.
Новый член передавал общине «все знание, труд и имущество». Члены общины избегали общаться с окружающим миром: они должны были, согласно уставу, «отделиться от людей кривды». Для курманитской общины, как, по‑видимому, и для всего ессейского движения, было,характерно стремление сделать культ менее формальным, более духовным. В частности, это относится к вопросу о жертвоприношениях. Для курманитов «дух святости» важнее, чем «мясо всесожжении и чем жертвенный жир», а «совершенство пути» равнозначно «дарам благоволения» (т. е. жертвам).
Целью курманитов и всех их установлений была подготовка к решающей борьбе «Сынов.света» с «сынами тьмы». Характерными чертами религиозного учения курманитов являются: дуализм (представление о борьбе в мире двух начал – злого и доброго); избранничество членов общины как «сынов света», предопределенное божеством; вера в конец этого мира – эсхатологизм (от греческого слова «эсхатос» – конец) и мессианизм – вера в приход божественного спасителя, помазанника Божьего.
В этих представлениях о конце мира, о суде Божьем, которому подвергнутся нечестивые, о посреднике между Богом и людьми особое место занимает почитание основателя общины – «учителя праведности». Этот человек, по мнению большинства ученых, реально существовал. Согласно курманским документам, против него выступил «нечестивый жрец». Попытки ученых отождествить эти фигуры с конкретными историческими лицами пока не увенчались успехом. Наиболее распространено мнение, что «учитель праведности» жил во И в. до н. э. и создал учение курманской общины. После его смерти произошла, как это обычно бывает в новых религиозных течениях, мифологизация его образа. Ему придавались особые черты: в курманских рукописях, например, говорится, что учитель знал истину «непосредственно из уст Бога». Курманиты ставили основателя своей общины выше ветхозаветных пророков, поскольку он (учитель) мог истолковывать все тайны, содержащиеся у пророков. Преданость заветам «учителя праведности» должна спасти его сторонников во время последнего суда. Не исключено, что курманиты верили в возможность воскресения «учителя» и его возвращения на землю.
Курманиты требовали от всех членов общины строжайшего соблюдения организационных и вероучительных установлений. За любое нарушение полагались наказания: сокращение пищевого рациона, временное отлучение, изгнание из общины. Общаться с изгнанными также строжайше запрещалось; если такое общение произошло у какого‑либо члена общины случайно, он не мог участвовать в общих советах; если сознательно – изгонялся навсегда. Изгнанием наказывалось недовольство организационными основами общины, отход от вероучения. Если человек, «дух которого дрогнул», раскаивался, то он все равно нес наказание, но более мягкое: отлучение на один год и ущемление в правах на второй год (так, во время трапез он обязан был сидеть позади всех членов общины).
Осуществление внутри общины принципа примитивного равенства могло происходить только в полной изоляции от окружающего мира, где люди были разделены.на богатых и бедных, на рабов и свободных; от мира, где многочисленные проповедники провозглашали единственно истинным каждый свое учение.
Люди, недовольные своей жизнью, не видящие выхода, шли к ессеям. Римский писатель Плиний Старший сообщал об ессеях: «Изо дня в день число их увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев» (Естественная история, V, 17,73).
Влияние, оказанное ессеями на религиозное учение первых христиан, было очень велико, но сами они не смогли выйти за пределы своей секты.
- Наталья Ивановна Макарова
- Раздел 1. Тайные культы Союз дук‑дук
- Союз ингиет
- Раздел 2. Религиозно‑просветительские тайные общества Орден розенкрейцеров
- Орден золотых розенкрейцеров
- Иллюминаты
- Орден тамплиеров
- Алхимики
- Ян Гус и гуситское движение. Иероним пражский
- Тевтонский орден
- Раздел 3. Судебные тайные общества Священные Фемы
- Поцелуй девы
- Раздел 4. Масоны Происхождение масонства
- Развитие масонства в Англии. «Невидимая философская коллегия». «Сократовское общество»
- «Великий раскол»
- Французское масонство
- Искание тайного смысла – благодатная почва для авантюристов
- «И обновишь лице земли…»
- Немецкое масонство
- Швейцарские масоны
- «Шотландские Мастера» в Германии
- Союз со шведскими масонами
- «Великие» масоны Германии
- Масонство в Италии
- Польское масонство
- Масонство на Беларуси
- Русское масонство
- Масонские системы
- Ложи, основанные по циннендорфской системе
- Елагинские ложи, соединившиеся с рейхелевскими
- Ложи других систем, приставшие к союзу
- Ложа Трех Глобусов Суворов
- Кутузов
- Запрещение лож в 1822 и 1826 гг.
- Масонство в Северо‑американских Соединенных Штатах
- Джорж Вашингтон
- Масонство в Турции, Азии, Африке и Океании
- Главная масонская легенда
- Обрядность франк‑масонов Старые английские ритуалы
- Масонские знаки и символы. Внутреннее устройство лож
- Ритуал новых масонов
- Общие черты английского ритуала
- Иоанновское и андреевское масонство
- Масонские пиры
- Раздел 5. Мафия
- История зарождения
- Некоторые характерные черты старой мафии
- Каким должен быть мафиозо
- Структура и «устав» мафии
- Раздел 6. Полические тайные общества «Филадельфы»
- Виленская ассоциация 1796–1797 гг.
- «Арзамас»
- Тайное ученическое общество «Заряне»
- Филоматы и филареты
- «Тактический центр»
- «Зеленый дуб»
- «Петроградская боевая организация»
- «Троцкистская группа Пятакова и Радека»
- «Польская организация Войскова»
- «Космополиты»
- Из воспоминаний б.И.Жутовского о Хрущеве (из письма):
- «Дело врачей»
- Диссиденты. Правозащитное движение
- «Суд» Виктора Красина
- «Монмартр»
- «Новые» методы
- Ку‑клукс‑клан
- Часть II. Секты
- Раздел 1. Христианские секты
- Глава I.
- Период возникновения и становления христианства (I в. До н.Э. – IV в. Н.Э.)
- 1. Ессеи (курманиты)
- 2. Гностики
- 3. Монтанисты
- 4. Манихеи
- Глава II. Секты в Западной Европе в средние века
- 1. Катары
- 2. Альбигойцы
- 3. Трубадуры («религия Любви»)
- Глава III. Секты русского происхождения
- 1. Старообрядчество
- Бегуны (странники) – секта христофоровцев
- 2. Духовные христиане
- Христововерие (хлысты)
- Скопчество (скопцы)
- Духоборы
- Молокане
- 3. Прыгуны
- 4. Субботники («иудействующие»)
- 5. Секта иннокентьевцев
- 6. Истинно‑православное христианство
- Глава IV. Секты протестантского типа
- 1. Баптисты
- 2. Адвентисты
- 3. Свидетели Иеговы
- 4. Мормоны («Церковь Иисуса – святых последнего времени»)
- 5. Пятидесятники (Христиане евангельской веры)
- 6. Евангельские христиане святые сионисты (мурашковцы)
- Раздел 2. Секты ислама
- 1. Шиизм
- 2. Исмаилиты
- 3. Ассасины
- 4. Друзы
- 5. Кандидаты
- 6. Марабуты
- 7. Езиды
- Раздел 3. Сатанинские секты
- 1. «Охота на ведьм»
- 2. Шабаш
- 3. «Черная месса»
- 4. Одержимость дьяволом
- 5. У истоков современного сатанизма
- 6. Сатанисты нашего времени
- Раздел 4. Религии «Нового века»
- 1. «Церковь единения»
- 2. «Церковь сайентологии»
- 3. «Дети Бога» («Семья любви»)
- 4. «Международное общество сознания Кришны»
- 5. «Миссия божественного света»
- 6. «Основатель единственной религии»
- 7. «Ананда Марга»
- 8. «Эфирное общество»
- 9. «Общество последователей спящего пророка»
- 10. Секта сервайвалистов
- 11. «Народный храм»
- 12. «Ветвь Давидова»
- 13. Аум Синрике (Учение истины аум)
- 14. «Опус деи»
- 15. «Новый Акрополь»
- 16. Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (тсс)
- 17. «Ма хикари»
- 18. «Церковь Христа на земле, основанная Симоном Кимбангу»
- 19. «Идага»
- Вырезки из прессы Зарубежные «кровавые» секты
- Разгул Ку‑клукс‑клана
- Правда об «империи Муна»