«Зеленый дуб»
Осенью 1920 года зарубежная пресса сообщила, что появилась организация, которая имеет цель объединить и скоординировать антибольшевистское движение на Беларуси. Польские издания писали о «таинственной политической организации», о «неизвестных мстителях‑зеленодубцах». На тот момент количество ее членов достигло, согласно сведениям, 400 человек. Организация делилась на «пятерки», которые были ядром отделов восстания.
В советской прессе по этому вопросу в основном появлялась информация из зарубежных газет. Например, газета «Звезда» 21 января 1921 года перепечатала интервью из «Рижского курьера» с членом белорусского политического комитета П.Алексюком, который возлагал «большие надежды на партизанское движение зеленодубцев».
В 1928 году польское издание «Krotki zarys zagadnienia Bialoruskiego» дало интересную справку: «Начало организации „Зеленый Дуб“ берет с того времени, когда российская армия под натиском немецких войск покинула белорусскую территорию. Солдаты и те из белорусов, кто подлежал призыву, но не захотел служить ни на одной из сторон, организовали в лесах свои отделы, которые получили название „зеленых“.
Сначала это были дезертиры без конкретных планов действия, но с определенной политической и национальной окраской. В 1918–1919 годах «зеленые» проводили диверсионные акции. С течением времени белорусские политические деятели пытались взять это движение в свои руки. В 1919 году возникла Белорусская Крестьянская Партия «Зеленый Дуб», которая стремилась к созданию Белорусской Народной Республики, связанной с Польшей. Партия создавала отделы Совместно с польскими военными против большевиков и их приверженцев».
В советской историографии проблема антибольшевистского движения, в том числе и крестьянского, решалась достаточно просто. Это движение определялось в основном криминальными терминами, взятыми из партийных документов того времени – «бандитизм», «банды», «бандиты», «бандоформирования» и т.д. Организация «Зеленый Дуб» считалась «типичной бандитской организацией».
Полное название этой политической организации – «Крестьянская Партия Зеленого Дуба». Она имела круглую печать и угловой штамп. Надписи на печати и штампе были на белорусском языке (кириллическим и латинским шрифтом). В середине печати – рисунок трех листьев дуба («Звезда» в 1920 году писала, что это череп и перекрещенные кости).
Идея о создании «Зеленого Дуба» могла возникать среди членов Белорусской Воинской Комиссии (БВК), которая была создана в августе 1919 года и пробовала контролировать деятельность партизанских отрядов на территории Беларуси. Некоторую информацию для размышлений дают воспоминания одного из активных зеленодубцев – начальника главного штаба Ксеневича, который попал в ГПУ в октябре 1924 года.
Он писал, что познакомился с атаманом «Зеленого уба» Дер‑гачем (Вячеславом Адамовичем‑сыном) в 1920 году в Минске. От него Ксеневич услышал об организации, которая уже существовала, но вступил в нее не сразу. Пришлось послужить в польской армии, где долго не задержался по причине «плохих отношений к братьям‑белорусам со стороны поляков». Патриотические чувства привели Ксеневича сначала в гусарский полк генерала С.Булак‑Балаховича, а потом на бронепоезд «Балаховец», который формировался в Лунин‑це. Здесь он снова встретился с Дергачем. В разговоре с ним «высказал свое желание работачъ целиком на пользу своего белорусского народа». От атамана поступило предложение вступить в партию «Зеленого Дуба».
Таким образом есть основания считать, что «Зеленый Дуб» как политическая организация, которая имела уже определенное количество сил, руководителей, структуру окончательно сформировалась осенью 1920 года.
Опекунами и крестными отцами зеленодубцев были лидеры Белорусского Политического Комитета, который после поражения С.Булак‑Балаховича нашли убежище в Варшаве. Председатель БПК Адамович‑отец следил за деятельностью Главного штаба. Он помогал оформлять партийные документы, делать печати, с ним решались вопросы о составе штаба, его функциях. Много кто из членов БПК были зеле‑нодубцами и наоборот. Так атаман Дергач был членом БПК, его адъютант Густалес (семинарист Иван Пешко) являлся одновременно секретарем канцелярии БПК и главного штаба «Зеленого Дуба».
Решение вопросов обеспечения провиантом, амуницией взял на себя полковник Жуковский. Свидетельства командиров партизанских отрядов, подписанные С.Булак‑Балаховичем, давали возможность получать провиант из польских интендантских складов в Барановичах. Однако поляки давали мало и неохотно. Зеленодубцы часто голодали. Хорошо если была возможность наловить рыбы, поменять табак на хлеб. Продуктами изредка помогал Радослав Островский, который с 1920 по 1923 год занимал должность руководителя Пинского отдела иольско‑америкаенкого комитета помощи детям. Лекарства однажды получили и от миссии американского Красного Креста.к которой вынуждены были обратиться, так как партизан косил тиф.
Денег за все время нахождения в Лунинце не получили вообще, а приходилось покупать оружие, патроны, документы. С целью приобретения средств зеленодубцы торговали и на советской стороне, т.е. занимались контрабандой. Штаб обеспечивал зеленодубцев личными документами, пропусками, «питерами» (свидетельствами) на проезд, следил за печатанием бланков, инструкций, обращений к членам партии и населению, вел переговоры с политическими и военными деятелями Польши, Франции, бывшей царской России.
Штаб разместился в Лунинце. Вокруг него постепенно скапливались партизанские отделы. В усадьбе Бор, которая находилась недалеко от деревни Большие Чучсвичи, долгое время дислоцировался отряд под руководством полковника (фамилия его не известна), который сразу же взял на себя большую часть оперативной работы штаба. Позже тут нашли приют партизанские отделы капитана Козловского, поручиков Терентьева и Лебедева.
После диверсионных акций в Бобруйском уезде сюда возвращался со своим отрядом Мефодий Короткевич – соратник С.Булак‑Балаховича, один из «независимых» атаманов, который был способен держать достаточную дистанцию от разных политических и военных организаций, таких как БПК или Народный Союз Б.Савинкова, И (разведывательного) отдела Польского генштаба и одновременно пользоваться их материальной помощью. Польские власти сквозь пальцы смотрели на гулянки «батьки» в Лунинце, молча слушали, как зеленодубцы пели «Испокон веков мы спали…»
Мефодий Короткевич и 20 его партизан были убиты в ночь на 28 июля 1921 года во время стычки с красными возле деревни Бобровичи Лясковицкой области. Убил атамана председатель сельсовета С.Богомья, который сам позже умер от ран, всего в 24 года.
Как сообщала «Звезда», у убитого атамана были найдены интересные документы, обращение к Лиге Наций о помощи в борьбе с большевиками, боевые донесения С.Бу‑лак‑Балаховичу, приказ №15 командира Короткевнча, содержание которого газета пересказала примерно так: «батька» объявил мобилизацию партизан, за отказ от которой угрожал уничтожением собственности и наказанием членов семей.
Вооруженные силы «Зеленого Дуба» базировались не только в Лунинецком районе. Отряды, которые подчинялись Главному штабу, дислоцировались в Новогрудском и Моло‑деченском районах.
Главный штаб «Зеленого Дуба» поддерживал тесные связи с другими политическими боевыми организациями, которые дейстовали одновременно и с аналогичными целями. Одна из них находилась в районе Глубокого. В Несвиже существовала организация, которая имела название «За Отечество». Во главе ее стоял поручик Хведощеня. Главным штабом руководил поручик Сокольский, член Белорусского Политического Комитета. Между штабами «Зеленого Дуба» и «За Отечество» существовали отношения боевого сотрудничества и взаимопомощи, даже стоял вопрос о соединении штабов обеих организаций. Предложение создать один руководящий центр с пятью отделами для Лунинецкого и Несвижского районов партизанских действий, сделал II отдел четвертой польской армии. Им же была предложена и структура такого центра.
Но Дергач посчитал, что объединение помешает «чистоте партии», так как в последнее время к несвижским партизанам попало много «случайных элементов с грабительскими наклонностями». Зеленодубцы также не стремились расширить свои ряды и за счет савинковцев, с которыми существовали настороженные недоверчивые отношения, разные взгляды по вопросу государственности Беларуси.
Когда договоренность не была достигнута, поляки, чтобы держать белорусских партизан «на цепочке» предложили им прислать в штаб четвертой армии представителей от каждого штаба и даже дали право носить польскую военную форму. Однако эта договоренность так и осталась на бумаге.
Главный штаб «Зеленого Дуба» принял участие в Слуцком восстании. Зеленодубцы не раз посылали восставшим оружие, которое они получали от поляков. Это было оружие интернированных балаховских отрядов. «Зеленый Дуб» оказывал помощь и взрывчатыми веществами. Их было достаточно на бронепоезде.»Балаховец». Правда, поляки уже взяли имущество бронепоезда на учет, но «воровству» взрывчатых веществ не противостояли. За одну ночь зеленодубцы доставили их восставшим. Помощь случанам ограничивалась только оружием. В Слуцк с целью установления связи было направлено всего 10 человек.
Со свидетельств участников слуцких событий Андрея Барановского и Марка Осветимского можно узнать, что Дергач начал работу в Слуцке еще в апреле 1920 года, когда от имени Белорусской Военной Комиссии вербовал молодежь в белорусскую армию. Слуцкий Национальный Комитет не поддержал его деятельность, но позже вербовочный пункт под бело‑красно‑белым флагом открыл Осветимский уже с благословения минских эсеров.
БВК и «Зеленый Дуб» накануне и во время восстания проводили набор белорусской молодежи в военные школы Варшавы, Лодзи, Быдгоща с целью подготовки офицерских кадров для национальной армии. Но мечта о своем государстве и армии так и не осуществилась. Многие из тех, кто закончил школу и получил офицерское звание, попал в зеленодубские отряды.
После разгрома Слуцкой повстанческой бригады все усилия партии были направлены на объединение сил. Это были в основном бывшие балаховцы, савинковцы, белогвардейцы, участники Слуцкого восстания, эсеры. С.Булак‑Балахович призывал всех концентрировать силы, комплектовать боевые единицы, до весны воздерживаться от вооруженных выступлений.
Тут надо подчеркнуть, что «крестьянского батьку» на советской стороне Беларуси многие помнили и даже ждали. Деревня с помощью партизан стремилась отстаивать свои интересы. Экономический авантюризм большевиков, насильственное создание коммун и созхозов, грабеж – эти и другие причины заставляли крестьян смотреть в сторону леса. В большевистской России царил голод. Из‑за этого у белорусского крестьянина забирали последнее, даже семена. «Товарищи сытые!» – так обращался к оргабленным белорусским крестьянам Игуменского уезда нарком продовольствия Адамайтис, который потребовал срочно сдать‑непосильный продналог, грозя судом ревтребунала и тюрьмой. И поэтому не случайно в Игуменском уезде в 1921 году прокатилась широкая волна восстаний. Тут действовали отряды Сергея Павловского, Михаила Жилинского, которые подчинялись «Союзу защиты Родины и Свободы» Б.Савинкова, зелеподубцы Виктора Замбржицко‑го, Антона Касинского. В партизанах находилось очень много крестьян. Надо сказать, что шляхта организовала антибольшевистские отряды уже в декабре 1917 года и активно поддерживала мятеж Довбар‑Мусницкого.
Колоссальные размеры приобрело дезертирство. Партизанские отряды поручиков Орлова, Драгуна, Ждаиовича, капитанов Гарковенко, Конопацкого составляли в основном беглые из Красной Армии.
1921 год – год наибольшего подъема волны крестьянской войны. Зелснодубские отряды вели боевые действия в Слуцком, Мозырском, Бобруйском, Борисовском уездах. Сам Дергач возглавлял партизанские отделы возле Пухович и на юг от местечка, в направлении Любань‑Городятичи. Именно в это время он и стал широко известным атаманом на Полесье. Походы готовились, как писала советская историография, на территории «панской Польши». Но надо уточнить, так ли это было? В Риге был подписан договор между Россией и Польшей, который, как сказал поэт, «рассек наш край пополам». Борцы за независимость и единство отчизны не хотели признавать новую границу. В восприятии простых людей она также долго была ненатуральной. Партизаны‑зеленодубцы чувствовали себя дома и по ту, и по другую сторону.
(По мат. П. Стужинская «Зеленый Дуб», Белорусский исторический журнал, 1995г., №1)
- Наталья Ивановна Макарова
- Раздел 1. Тайные культы Союз дук‑дук
- Союз ингиет
- Раздел 2. Религиозно‑просветительские тайные общества Орден розенкрейцеров
- Орден золотых розенкрейцеров
- Иллюминаты
- Орден тамплиеров
- Алхимики
- Ян Гус и гуситское движение. Иероним пражский
- Тевтонский орден
- Раздел 3. Судебные тайные общества Священные Фемы
- Поцелуй девы
- Раздел 4. Масоны Происхождение масонства
- Развитие масонства в Англии. «Невидимая философская коллегия». «Сократовское общество»
- «Великий раскол»
- Французское масонство
- Искание тайного смысла – благодатная почва для авантюристов
- «И обновишь лице земли…»
- Немецкое масонство
- Швейцарские масоны
- «Шотландские Мастера» в Германии
- Союз со шведскими масонами
- «Великие» масоны Германии
- Масонство в Италии
- Польское масонство
- Масонство на Беларуси
- Русское масонство
- Масонские системы
- Ложи, основанные по циннендорфской системе
- Елагинские ложи, соединившиеся с рейхелевскими
- Ложи других систем, приставшие к союзу
- Ложа Трех Глобусов Суворов
- Кутузов
- Запрещение лож в 1822 и 1826 гг.
- Масонство в Северо‑американских Соединенных Штатах
- Джорж Вашингтон
- Масонство в Турции, Азии, Африке и Океании
- Главная масонская легенда
- Обрядность франк‑масонов Старые английские ритуалы
- Масонские знаки и символы. Внутреннее устройство лож
- Ритуал новых масонов
- Общие черты английского ритуала
- Иоанновское и андреевское масонство
- Масонские пиры
- Раздел 5. Мафия
- История зарождения
- Некоторые характерные черты старой мафии
- Каким должен быть мафиозо
- Структура и «устав» мафии
- Раздел 6. Полические тайные общества «Филадельфы»
- Виленская ассоциация 1796–1797 гг.
- «Арзамас»
- Тайное ученическое общество «Заряне»
- Филоматы и филареты
- «Тактический центр»
- «Зеленый дуб»
- «Петроградская боевая организация»
- «Троцкистская группа Пятакова и Радека»
- «Польская организация Войскова»
- «Космополиты»
- Из воспоминаний б.И.Жутовского о Хрущеве (из письма):
- «Дело врачей»
- Диссиденты. Правозащитное движение
- «Суд» Виктора Красина
- «Монмартр»
- «Новые» методы
- Ку‑клукс‑клан
- Часть II. Секты
- Раздел 1. Христианские секты
- Глава I.
- Период возникновения и становления христианства (I в. До н.Э. – IV в. Н.Э.)
- 1. Ессеи (курманиты)
- 2. Гностики
- 3. Монтанисты
- 4. Манихеи
- Глава II. Секты в Западной Европе в средние века
- 1. Катары
- 2. Альбигойцы
- 3. Трубадуры («религия Любви»)
- Глава III. Секты русского происхождения
- 1. Старообрядчество
- Бегуны (странники) – секта христофоровцев
- 2. Духовные христиане
- Христововерие (хлысты)
- Скопчество (скопцы)
- Духоборы
- Молокане
- 3. Прыгуны
- 4. Субботники («иудействующие»)
- 5. Секта иннокентьевцев
- 6. Истинно‑православное христианство
- Глава IV. Секты протестантского типа
- 1. Баптисты
- 2. Адвентисты
- 3. Свидетели Иеговы
- 4. Мормоны («Церковь Иисуса – святых последнего времени»)
- 5. Пятидесятники (Христиане евангельской веры)
- 6. Евангельские христиане святые сионисты (мурашковцы)
- Раздел 2. Секты ислама
- 1. Шиизм
- 2. Исмаилиты
- 3. Ассасины
- 4. Друзы
- 5. Кандидаты
- 6. Марабуты
- 7. Езиды
- Раздел 3. Сатанинские секты
- 1. «Охота на ведьм»
- 2. Шабаш
- 3. «Черная месса»
- 4. Одержимость дьяволом
- 5. У истоков современного сатанизма
- 6. Сатанисты нашего времени
- Раздел 4. Религии «Нового века»
- 1. «Церковь единения»
- 2. «Церковь сайентологии»
- 3. «Дети Бога» («Семья любви»)
- 4. «Международное общество сознания Кришны»
- 5. «Миссия божественного света»
- 6. «Основатель единственной религии»
- 7. «Ананда Марга»
- 8. «Эфирное общество»
- 9. «Общество последователей спящего пророка»
- 10. Секта сервайвалистов
- 11. «Народный храм»
- 12. «Ветвь Давидова»
- 13. Аум Синрике (Учение истины аум)
- 14. «Опус деи»
- 15. «Новый Акрополь»
- 16. Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (тсс)
- 17. «Ма хикари»
- 18. «Церковь Христа на земле, основанная Симоном Кимбангу»
- 19. «Идага»
- Вырезки из прессы Зарубежные «кровавые» секты
- Разгул Ку‑клукс‑клана
- Правда об «империи Муна»