logo
Секты

Раздел 3. Сатанинские секты

Неисчислимы имена дьявола: Сатана, Люцифер, Бафомет, Мефистофель, Воланд, Леонард… Тот дьявол, каким мы его представляем – с рогами и копытами, изрыгающий серу и черный, как ночь, – был описан папой Григорием Великим (540–604 гг.). Но корни этого образа уходят гораздо глубже, к иранскому Ариману, богу зла, предвосхитившему Сатану иудаизма. В отличие от Аримана, Сатана не считался равным соперником Бога, его как бы терпели до поры до времени как часть Божественного Замысла.

Христианство подхватило и развило эту идею, наделив Источник Зла атрибутами самых разных языческих богов. Так, папа Григорий позаимствовал для него рога и копыта у греческого Пана, связь с огнем – у римского Вулкана, черноту – у Сатурна, бороду и серное дыхание – у скандинавского Тора.

Другие боги, преимущественно ветхозаветной поры, дали имена для свиты Сатаны: Вельзевул, Астарот, Асмодей. Сам Сатана был идентифицирован с восставшим ангелом Люцифером, который был побежден и низвергнут в адскую бездну вместе с теми, кто пошел за ним.

Греки полагали, что демоны смертны, но продолжительность их жизни намного больше человеческой. Плутарх (46–120 гг. н. э.) писал, что жизнь демонов может длиться 9720 лет, но, как и люди, они подвержены болезням и старости. За 800 лет до него поэт Гесиод писал, что демон живет в десять раз дольше, чем Феникс: жизнь Феникса считалась равной 972 обычным человеческим жизням. Таким образом, жизнь демона приблизительно составляла 680 000 лет.

К XIV в. твердо укоренилось представление о Сатане как о главном враге Бога и рода человеческого. В его распоряжении находились самые разнообразные демоны, которых было «несметное число». Впрочем, демонолог XVI в. Вейер дает «точную» цифру – 44 635 569– Она вполне соизмерима с общим количествам смертных, что когда‑либо приходили из небытия, дабы кануть в него вновь. Отсюда следует логический вывод: встреча человека с нечистым не такая уж редкость.

Демоны образовывали иерархию, издевательски повторяющую иерархию самой Церкви. Особый класс демонов составляли инкубы и суккубы, демоны‑любовники, принимавшие человеческий облик – чаще всего мужа (жены) или любовника своей жертвы.

Портрет Дьявола был дополнен множеством подробностей как анатомического характера, так и касающихся его привычек (по большей части сексуальных), которые должны были сделать его окончательно отталкивающим. Иногда эффект получался противоположный: слишком могущественный Князь Тьмы казался некоторым людям подходящим объектом для поклонения или хорошим помощником в колдовстве.