logo search
История и теория атеизма - 1987

§ 1. История религии

Первые попытки изучения истории религии с «внеконфессиональных» позиций были предприняты в XVIII в. Однако отсутствие материала не позволило создать сколько-нибудь полную картину исторического развития различных религий. Положение существенно изменилось во второй половине XIX в., когда развитие археологии этнографии, лингвистики и других наук впервые ввело в научный оборот огромное количество фактов о возникновении и развитии религий различных племен и народов. В начале XX в. появились труды по истории религии П.-Д. Шантепи де ла Соссея, А. Бертоле, Ф. Лемана, Г. Мура и др. С 1900 г. собираются международные конгрессы по истории религии. На VII конгрессе в Амстердаме (1950 г.) была основана Международная ассоциация по изучению истории религии, которая издает специальный журнал «Нумен».

Буржуазной истории религии присущи все недостатки буржуазной историографии. Скрупулезное внимание к отдельным фактам, использование новейших методов исследования исторических источников сочетаются в ней с беспомощностью в решении общих теоретических и методологических проблем.

Методология большинства буржуазных историков религии проникнута фидеизмом, иррационализмом и теологией. Например, бывший президент Международной ассоциации по изучению истории религии и редактор журнала «Нумен» голландский профессор Г. Блейкер пытался обосновать так называемую энтелехическую концепцию религии. По его мнению, в основе всякой религии лежит «творящая сила духа», определяющая развитие религии, а вместе с тем историческое и культурное

64

развитие человечества. Так в историю религии вносится откровенная теология.