logo
История и теория атеизма - 1987

§ 3. Значение научного атеизма

XXVII съезд КПСС уделил большое внимание идеологической работе и ее значению в формировании научного мировоззрения9. Не последнюю роль в ней играет

9 См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 89.

13

атеистическое воспитание. В этой области воспитательной деятельности принципиальное значение имеет связь идеологической работы с жизнью. Сведение атеистической пропаганды к абстрактному просветительству и беспредметной словесности, облегченность в оценке реального положения дел, игнорирование сложности и противоречивости процесса атеистического воспитания серьезно ослабляют эффективность идейно-воспитательной работы.

Начертанная съездом программа утверждения нового стиля идеологической деятельности, обеспечивающего успешное решение грандиозных задач развития социалистического общества, требует поставить в центр внимания конкретного человека, понимание им переломного характера переживаемого момента, создание творческой атмосферы во всех областях жизни, усвоение каждым человеком передовых идей и взглядов. Но в Политическом докладе съезду подчеркивалось, что сами по себе идеи, как бы притягательны они ни были, еще не формируют автоматически целостного и активного мировоззрения, если не сопряжены с социально-политическим опытом масс. Они должны находиться в неразрывной связи с непосредственным участием трудящихся масс в социально-политической практике, в творческой созидательной деятельности, в совершенствовании общественных отношений. Это положение съезда имеет принципиальное значение для организации и проведения атеистического воспитания, преодоления пережитков прошлого, консервативных обычаев и традиций. Оно нашло отражение в новой редакции Программы КПСС, неоднократно обсуждалось на Пленумах ЦК КПСС, сформулировано в ряде постановлений ЦК КПСС по идеологической работе.

Марксистско-ленинский атеизм является надежной теоретической основой практической деятельности по атеистическому воспитанию, формированию представлений о мире «без всяких посторонних прибавлений» (Ф. Энгельс). Он позволяет правильно понять социальную природу религии, особенности ее воздействия на сознание человека и на этой основе верно оценить всю опасность использования религиозной идеологии в ущерб интересам общества и личности. Так, например, четкая мировоззренческая позиция в отношении идеализации религиозных пережитков в произведениях литературы и искусства, в научных исследованиях и различных

14

публикациях способствует интеллектуальному и нравственному возвышению личности, обогащению ее духовного мира, ее вовлечению в творческую преобразовательную деятельность.

Марксистско-ленинскому атеизму принадлежит важная роль в современной идеологической борьбе. XXVII съезд КПСС указал на необходимость активного противодействия антисоветским провокациям и идеологическим диверсиям империализма, в числе которых одно из важных мест отводится фальсификации научных основ политики Коммунистической партии и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим. Разоблачая идеологические диверсии буржуазных пропагандистов, раскрывая подлинную сущность использования ими религиозных проблем в целях, враждебных нашему народу, научный атеизм помогает воспитанию у советских людей высокой политической сознательности и четкой классовой оценки целей, назначения и направленности идеологических диверсий империализма.

Изучение научного атеизма в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе политического образования и в университетах культуры способствует улучшению профессиональной и общемировоззренческой подготовки специалистов, повышению их идейно-теоретического уровня и воспитанию высоких гражданских качеств. Перестройка высшего и среднего образования, индивидуальный подход в обучении, развитие творческих способностей молодежи несомненно сыграют важную роль в улучшении подготовки специалистов высшей квалификации по научному атеизму и, следовательно, в совершенствовании всей атеистической работы в стране в свете современных требований.