§ 3. Психологические корни религии
Возникновение религиозных верований связано не только с особенностями человеческого познания, но и с эмоциональным состоянием людей, их настроениями,
8 Францев Ю. П. У истоков религии и свободомыслия. М.; Л.. 1959. С. 101.
9 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 322.
35
чувствами, переживаниями. Поэтому следует говорить не только о гносеологических, но и о психологических корнях религии.
Еще домарксовские атеисты писали о чувстве страха как причине возникновения религии. «Страх создал богов» — это крылатое выражение древнеримского поэта Стация повторяли многие мыслители. Если домарксовские атеисты сводили причины возникновения религии к страху перед силами природы, то марксизм впервые выявил социальные истоки этого страха.
Религию рождает не всякое чувство страха. Было бы неправильным считать, что страх отдельного индивида как его временное состояние ведет к религии. Лишь постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе и страх как повторяющееся переживание, могут создать благоприятную почву для усвоения индивидом религиозных верований и представлений. У людей слабых, не имеющих силы воли и твердого характера, страх смерти может способствовать возникновению религиозных идей о личном бессмертии, о загробной жизни.
Помимо страха благоприятную почву для религии создают также другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных переживаний при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных эмоций, прибегая нередко и к помощи религии. Церковь паразитирует на страданиях людей, создавая иллюзию освобождения от них с помощью веры в бога, противопоставляя якобы неизбежным страданиям на земле блаженство в потустороннем мире.
Когда отрицательные эмоции рассматриваются как психологические корни религии, то это не значит, что всякий человек, испытывающий подобные чувства, неизбежно станет религиозным. Отрицательные эмоции могут создавать лишь возможность для обращения человека к религии, которая реализуется в зависимости от качеств личности, условий ее жизни, воспитания, непосредственного окружения. Чувствам, которые в известном смысле благоприятствуют религии, противостоят в сознании индивида не только его рассудок, но и многие другие чувства и переживания. Для атеистического воспитания в социалистическом обществе важной проблемой поэтому является вытеснение и преодоление тех эмоций, которые способствуют сохранению религии.
36
- История и теория атеизма
- Предмет научного атеизма
- § 1. Определение предмета научного атеизма
- § 2. Борьба с фальсификацией научного атеизма
- § 3. Значение научного атеизма
- Раздел первый религия как общественное явление
- Глава I
- Сущность религии
- Глава II социальные, гносеологические и психологические корни религии
- § 1. Социальные корни религии
- § 2. Гносеологические корни религии
- § 3. Психологические корни религии
- Глава III происхождение религии и ее исторические формы
- Глава IV структура современных религий
- Глава V социальная роль религии
- Глава VI критика буржуазного религиоведения
- § 1. История религии
- § 2. Философия религии
- § 3. Социология религии
- § 4. Психология религии
- Раздел второй религии современности
- Глава VII
- Племенные и национальные религии
- Глава VIII буддизм
- Глава IX христианство
- § 1. Происхождение христианства
- § 2. Православие
- § 3. Католицизм
- § 4. Протестантизм
- Глава х ислам
- Глава XI кризис религии в современную эпоху
- Глава XII место религии в современной политической и идеологической борьбе
- Раздел третий основные направления религиозной философии
- Глава XIII
- Специфика и функции религиозной философии
- Глава XIV католическая философия и теология
- § 1. Неотомизм
- § 2. Неоавгустинизм
- § 3. Тейярдизм
- § 4. «Новая теология» католицизма
- Глава XV протестантская философия и теология
- § 1. Ортодоксальная протестантская теология
- § 2. Либеральная теология
- § 3. Теология кризиса
- Глава XVI православная философия
- § 1. «Академическая философия»
- § 2. «Метафизика всеединства»
- § 3. Философия «нового религиозного сознания»
- § 4. Отношение современных идеологов православия к своему философско-богословскому наследию
- Раздел четвертый исторические формы атеизма
- Глава XVII
- Закономерности развития атеизма
- Глава XVIII свободомыслие и атеизм рабовладельческого общества
- Глава XIX свободомыслие в эпоху феодализма
- Глава XX буржуазный атеизм
- § 1. Свободомыслие и атеизм возрождения
- § 2. Буржуазный атеизм нового времени
- § 3. Современная буржуазная критика религии
- Глава XXI атеизм революционных демократов
- Глава XXII
- Раздел пятый научное и философское обоснование атеизма
- Глава XXIII
- Научный атеизм о специфике религиозного мировоззрения
- Глава XXIV атеистическое значение научных представлений о мире
- ГлаваХху атеистическое значение научных представлений о человеке и обществе
- Глава XXVI нравственное значение научного атеизма
- Глава XXVII атеизм и духовная культура
- Глава XXVIII
- Глава XXIX свобода совести, государство и церковь в социалистическом обществе
- Глава XXX развитие массовой нерелигиозности и атеизма в социалистическом обществе
- Глава XXXI особенности проявления и причины сохранения религиозности при социализме
- Глава XXXIII система и методы атеистического воспитания
- Оглавление