Глава IV структура современных религий
Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре, формирование которой завершается в период классового общества, можно выделить три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Их содержание, соотношение и взаимодействие определяют многообразие конкретно-исторических форм религии.
Религиозное сознание и его уровни. Религиозное сознание имеет два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию.
Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим.
Религиозная идеология — это более или менее стройная система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.
Религиозная психология и религиозная идеология обладают как общими, так и специфическими чертами. Их объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи, выступают как элементы надстройки и являются иллюзорным, фантастическим отражением действительности. Содержанием и религиозной психологии, и религиозной идеологии является вера в сверхъестественное. Но между ними есть и различия.
В генетическом плане религиозная психология и религиозная идеология являются последовательными ступенями развития религии. Религиозная психология возникла в первобытную эпоху как стихийное выражение
46
бессилия людей перед господствовавшими над ними природными и общественными силами. По мере развития общества на базе религиозной психологии зарождаются элементы религиозной идеологии. С разделением умственного и физического труда возникают специализированные культовые профессии — колдунов, знахарей, магов, шаманов. В процесс стихийного складывания религиозных верований они начинают вносить элемент сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды. На этом этапе систематизация религиозных верований осуществляется в основном в мифологической форме.
Религиозная идеология как систематизированное сознание. Расслоение религиозного сознания, возникновение религиозной идеологии и превращение последней в определенную, внутренне упорядоченную систему идей и теорий относится ко времени образования классового общества.
Религиозная идеология — результат целенаправленной, систематизирующей деятельности, которая находит завершение в более или менее стройном учении, фиксирующем основы религиозного миропонимания. Ее разработкой занимается специально подготовленная каста идеологов (жрецы, служители культа, позднее — богословы и религиозные философы).
Религиозная идеология в современных религиях включает в себя: теологию; богословские концепции экономики, политики, права, искусства и т. д.; религиозную философию.
Теология (от греч. theos — бог, logos — учение), или богословие, является центральной частью религиозной идеологии. Она включает систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — «священные книги», содержащие совокупность «богооткровенных истин», на базе которых формулируются положения вероучения (догматы) и которые в свою очередь становятся объектом теоретических спекуляций религиозных идеологов. Усилия религиозных идеологов направлены на то, чтобы обобщить и согласовать все элементы религиозного комплекса, приспособив их к сознанию верующих. Формирование и развитие теологии в монотеистических религиях происходили по линии жесткой догматизации вероучения и культа, усиления авторитаризма, ортодоксальности, не-
47
терпимости к любому проявлению инакомыслия, что в свою очередь связано с оформлением единой церковной организации.
Структура и содержание теологии зависят от конкретно-исторических условий, в которых осуществлялась ее разработка и в которых она действует в настоящее время. Большинство теологических систем содержит доказательства бытия бога, характеристику его качеств и отношений с миром, обоснование истинности догматики, «богодухновенности» священных книг, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии. В качестве примера может быть рассмотрена христианская теология.
Современное христианское богословие, несмотря на некоторые конфессиональные различия, включает следующие разделы: догматику, излагающую основополагающие принципы данной религии — догматы, признание которых является обязательным для каждого верующего; основное богосювие (апологетика), занимающееся оправданием веры в безусловную истинность коренных основ данной религии и критикой других религиозных учений; нравственное богословие, включающее нормы, принципы, правила христианской морали, имеющей якобы божественное происхождение; библейскую теологию (экзегетику), трактующую и разъясняющую смысл «божественного откровения», содержащегося в Библии;
церковную археологию, описывающую обряды, обычаи и устройство раннехристианской церкви; патрологию, излагающую биографии и комментирующую произведения «отцов и учителей церкви»; историю Ветхого и Нового заветов, историю церквей; литургику, содержащую предписания о порядке проведения церковной службы; гомилетику — учение о церковной проповеди и другие дисциплины, регламентирующие различные стороны деятельности церкви.
Теология, будучи центральной частью религиозной идеологии, не исчерпывает всего ее содержания. В религиозной идеологии существуют философские, социологические, этические учения, опирающиеся в своих оценках действительности на религиозные постулаты, но не входящие в состав узаконенной церковью доктрины.
В классово антагонистическом обществе господствующая религиозная идеология всегда выражала и выражает интересы власть имущих, что находит отражение в обожествлении государственной власти и ее носителей, в ос-
48
вящении социального неравенства, в оправдании экономического и духовного угнетения масс.
Религиозная психология. Религиозная психология не тождественна психологии верующих, поскольку последняя обычно включает как религиозные, так и нерелигиозные компоненты. Поэтому под религиозной психологией следует понимать лишь те стороны сознания и поведения верующих, которые под влиянием религиозных идей приобрели специфически религиозную направленность.
Религиозная психология — сфера обыденного сознания, формирующаяся под воздействием непосредственных условий жизни и апологетических влияний церкви. В отличие от религиозной идеологии она не оформлена в жесткую систему. Специфика религиозных представлений, чувств и настроений состоит в их направленности на сверхъестественные, т. е. иллюзорные, объекты, она поддерживается религиозной верой.
Единство познавательных, эмоциональных и волевых процессов, составляющих общее свойство психики, находит отражение и в структуре религиозной психологии. Сверхъестественное не только представляется верующим в чувственно-конкретных образах, но и непосредственно переживается им.
Религиозные представления и .чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих, выступая в качестве побудительной силы (мотива) их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления, чувства и действия дополняют и усиливают друг друга, обеспечивая тем самым стабильность религиозного мироощущения. Религиозные настроения и чувства динамичны, подвижны. В истории известно немало случаев, когда резкое усиление религиозных настроений в среде народных масс было следствием возрастания социальных бедствий: политического и экономического гнета, войн, эпидемий, голода. Однако религиозные привычки отличаются большой консервативностью.
Взаимодействие религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная идеология не является простой систематизацией и обобщением представлений и настроений, возникающих на уровне религиозной психологии. Она «развивается в связи со всей совокупностью существующих представлений, подвергая их дальнейшей переработке»'. Так,
' Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 21 С. 313.
49
идеология христианства в процессе своего становления впитала многие элементы древних и современных ему религий, использовала идейное наследие античной идеалистической философии. В ходе дальнейшего развития христианская идеология в специфической форме ассимилировала многие философские концепции, пыталась и пытается приспособиться к изменениям общественной практики.
Религиозная идеология, возникнув на базе религиозной психологии, впоследствии обособилась и стала в свою очередь активно влиять на развитие и функционирование массового религиозного сознания. Каждое последующее поколение не создает свою религию заново, а усваивает систему идей, уже сложившихся в обществе и навязываемых ему в процессе воспитания, религиозной пропаганды.
Религиозный культ и его формы. Неотъемлемой частью любой религии, ее реализации в сфере повседневной практической деятельности является культ. Культ (лат. cultus — уход, почитание) — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на вымышленные (сверхъестественные) или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанных с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, .таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы, а также используемые при этом материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние. Любой ритуальный акт приобретает религиозный смысл лишь в связи с определенными верованиями, выражением и практической реализацией которых он является.
Формирование и усложнение культа во все исторические эпохи связаны с развитием религиозных верований. Магические обряды опирались на веру в сверхъестественные свойства и связи материальных объектов и были направлены на использование этих свойств в интересах человека. С развитием анимистических верований появляется новая форма культа — заклинание духов. Наиболее яркое выражение она нашла в шаманизме. С помощью специальных экстатических плясок, пения, заклинаний шаман — человек, специализирующийся в области общения с миром духов, — пытается оградить людей от их злонамеренных действий. С появлением представлений о сверхъестественных существах — богах, управляющих судьбами мира и каждого отдельного человека, воз-
50
никает умилостивительный культ, призванный ублаготворить и задобрить богов, добиться их расположения и помощи. Для умилостивительного культа характерны усложнение и строгая регламентация каждого ритуального действия. Жрецы окончательно монополизируют посредничество между людьми и богами и умело используют это в корыстных целях. Важным элементом культа становятся жертвоприношения.
Функции религиозного культа. Роль культа в любой религии исключительно велика. Он является средством идеологического воздействия на верующих. С помощью обрядов, таинств, проповедей религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме внедряют религиозные идеи в сознание масс. Регулярное посещение служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять в нем религиозное мироощущение.
Мировые религии накопили огромный опыт воздействия на психику людей. Они использовали в культовой практике многие естественные потребности индивида, в частности потребность в общении, сострадании и утешении.
Торжественность и необычность обстановки, в которой протекают служба или молитвенное собрание, оказывают на психику верующих интенсивное воздействие. Умело управляя психологическими механизмами внушения, подражания, психологического заражения, священнослужители вызывают сильные эмоциональные переживания, которые субъективно воспринимаются верующими как ощущения подъема, радости или, напротив, покоя и умиротворения. Используя человеческие страдания и искусственно создавая иллюзию их облегчения, религиозные идеологи превратили культ в средство духовного закабаления трудящихся.
Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, растет чувство неприязни к инаковерующим и неверующим.
Таким образом, культ выполняет ряд взаимосвязанных функций. Конкретные формы его реализации в различных религиях неодинаковы. Так, католицизм
51
и православие сохраняют верность пышной театрализованной обрядности. Они широко используют искусство. Богато украшенные храмы, музыка, пение призваны пробуждать и усиливать религиозные чувства верующих.
В некоторых направлениях протестантизма обряды носят более скромный и строгий характер: сокращено число таинств и праздников, упрощено богослужение. Однако не следует думать, что культ в этих направлениях перестал играть важную роль. Протестантизм, упростив внешнюю сторону культа, перенес центр тяжести религии в сферу индивидуальных форм общения верующего с богом — молитв, покаяний, мистических откровений.
Культ — наиболее консервативный элемент религии. Многократно повторяясь, он приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек, которые сохраняются длительное время. Среди современных верующих нередко можно встретить людей с весьма размытыми, в значительной степени утраченными религиозными представлениями, для которых культ как привычная форма поведения является единственной связующей нитью с религией.
Религиозные организации. Религиозная организация — это объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности, в обеспечении устойчивости и целостности данного объединения.
Религиозные организации могут выполнять и нерелигиозные функции (политические, правовые и др.). Не будучи специфически присущими религии, эти функции помогают ей сохранять свои позиции в социальной и духовной жизни общества.
В зависимости от конкретно-исторических условий и специфики самой религии религиозные организации принимают разную форму. В эпоху первобытнообщинного строя религиозное объединение совпадало с родо-племенной общностью, все члены которой участвовали в совместном отправлении религиозных обрядов.
В дальнейшем появляются представители культовых профессий (колдуны, знахари, шаманы). Окончательное
52
закрепление культовых функций за определенной социальной группой происходит в период формирования классового общества. Возникает обособленная группа жрецов, монополизирующих культовую и религиозно-идеологическую деятельность. Особое значение религиозные организации приобретают в монотеистических религиях. Все более усложняется их структура, расширяются функции, усиливается борьба за чистоту доктрины, строгое соблюдение канонических установлений.
Церковь как институт. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением мировых религий. Возникает церковь — автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксированной системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян — рядовых верующих.
Весьма четко церковь оформилась в христианстве. Она стала неотъемлемой частью классово антагонистического государства. «В средние века,—писал Ф. Энгельс, — в той же самой мере, в какой развивался феодализм, христианство принимало вид соответствующей ему религии с соответствующей феодальной иерархией»i.
Внутренняя структура церкви в православии и католицизме довольно точно отражала породившие ее феодальные общественные отношения. Основы этой структуры сохранились вплоть до наших дней. Наряду с церковной иерархией в мировых религиях сложились также монашеские ордены, религиозные братства, разнообразные союзы и общества мирян (профессиональные, молодежные, женские и т. д.).
Секты и их особенности. Идеологическое господство религий, которые, находясь в классово антагонистическом обществе в союзе с государством, получили возможность преследовать инакомыслящих, вызвало к жизни особый тип религиозной организации — секту — объединение верующих, противопоставляющее себя господствующему религиозному
2 Там же. С 314.
53
течению и нередко враждебно настроенное по отношению к существующему общественному порядку.
Многие сектантские движения представляют собой форму социального протеста определенных классов и слоев общества. Как указывал В. И. Ленин, «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития...»3.
Обособление религиозных групп в виде сект имело место во многих религиях. Так, в иудаизме в первые века новой эры сложились секты, выступавшие против засилья иерусалимского жречества, за социальное равенство и нравственное оздоровление общества (зелоты, эссены). Широкое распространение сектантство получило и в христианстве, которое на ранних этапах его развития само можно было назвать сектой в иудаизме.
При всем многообразии идейных установок и организационных форм секты имеют ряд устойчивых отличительных признаков: претензия на то, что данная религиозная организация существует лишь для избранных;
отсутствие жесткого деления на клир и мирян, в ряде случаев всеобщее священство; сознательное вступление в общину и прямое членство в ней; активная миссионерская деятельность. В зависимости от времени и места возникновения, состава участников эти черты в разной мере присущи различным сектам.
На определенном этапе общественно-исторического развития возможно превращение секты в церковь, а также появление различных промежуточных форм религиозных организаций, имеющих черты как секты, так и церкви. Сюда относятся кальвинизм, баптизм и другие направления протестантского толка. В современной социологии религии промежуточные формы религиозных организаций получили название «деноминация».
- История и теория атеизма
- Предмет научного атеизма
- § 1. Определение предмета научного атеизма
- § 2. Борьба с фальсификацией научного атеизма
- § 3. Значение научного атеизма
- Раздел первый религия как общественное явление
- Глава I
- Сущность религии
- Глава II социальные, гносеологические и психологические корни религии
- § 1. Социальные корни религии
- § 2. Гносеологические корни религии
- § 3. Психологические корни религии
- Глава III происхождение религии и ее исторические формы
- Глава IV структура современных религий
- Глава V социальная роль религии
- Глава VI критика буржуазного религиоведения
- § 1. История религии
- § 2. Философия религии
- § 3. Социология религии
- § 4. Психология религии
- Раздел второй религии современности
- Глава VII
- Племенные и национальные религии
- Глава VIII буддизм
- Глава IX христианство
- § 1. Происхождение христианства
- § 2. Православие
- § 3. Католицизм
- § 4. Протестантизм
- Глава х ислам
- Глава XI кризис религии в современную эпоху
- Глава XII место религии в современной политической и идеологической борьбе
- Раздел третий основные направления религиозной философии
- Глава XIII
- Специфика и функции религиозной философии
- Глава XIV католическая философия и теология
- § 1. Неотомизм
- § 2. Неоавгустинизм
- § 3. Тейярдизм
- § 4. «Новая теология» католицизма
- Глава XV протестантская философия и теология
- § 1. Ортодоксальная протестантская теология
- § 2. Либеральная теология
- § 3. Теология кризиса
- Глава XVI православная философия
- § 1. «Академическая философия»
- § 2. «Метафизика всеединства»
- § 3. Философия «нового религиозного сознания»
- § 4. Отношение современных идеологов православия к своему философско-богословскому наследию
- Раздел четвертый исторические формы атеизма
- Глава XVII
- Закономерности развития атеизма
- Глава XVIII свободомыслие и атеизм рабовладельческого общества
- Глава XIX свободомыслие в эпоху феодализма
- Глава XX буржуазный атеизм
- § 1. Свободомыслие и атеизм возрождения
- § 2. Буржуазный атеизм нового времени
- § 3. Современная буржуазная критика религии
- Глава XXI атеизм революционных демократов
- Глава XXII
- Раздел пятый научное и философское обоснование атеизма
- Глава XXIII
- Научный атеизм о специфике религиозного мировоззрения
- Глава XXIV атеистическое значение научных представлений о мире
- ГлаваХху атеистическое значение научных представлений о человеке и обществе
- Глава XXVI нравственное значение научного атеизма
- Глава XXVII атеизм и духовная культура
- Глава XXVIII
- Глава XXIX свобода совести, государство и церковь в социалистическом обществе
- Глава XXX развитие массовой нерелигиозности и атеизма в социалистическом обществе
- Глава XXXI особенности проявления и причины сохранения религиозности при социализме
- Глава XXXIII система и методы атеистического воспитания
- Оглавление