logo
История и теория атеизма - 1987

§ 1. Определение предмета научного атеизма

Сущность научного атеизма. Научный атеизм (греч. а - отрицание, theos — бог) — относительно самостоятельная область философского знания. Он изучает закономерности преодоления религии и утверждения научно-материалистического ми-

3

ровоззрения. С последовательных диалектико-материалистических позиций научный атеизм раскрывает социальную природу религии, причины ее возникновения, эволюции, отмирания, ее место и роль в общественной жизни, выполняемые ею социальные функции. Одновременно научный атеизм является мировоззрением, определяющим отношение человека к миру, к собственной деятельности и ценностной ориентации. В этом плане он представляет огромную преобразующую силу, способствующую формированию атеистической убежденности и активной жизненной позиции. Тем самым научный атеизм выполняет важную методологическую функцию в определении человеком исходных принципов своей деятельности, осознании своего места и роли в обществе.

Сущность научного атеизма всесторонне раскрыта в трудах основоположников научного коммунизма. В. И. Ленин подчеркивал, что диалектический материализм, воспринявший атеистические традиции материализма XVIII в. и Л. Фейербаха, от начала до конца несовместим с любой религией1. В. И. Ленин видел в научном атеизме одно из средств роста политической сознательности трудящихся масс, их обогащения научными, культурными и нравственными ценностями.

Особенности научно-атеистического анализа религии. В рамках научного атеизма осуществляется социологический, гносеологический и психологический анализ религии. Социологический анализ позволяет вскрыть социальную природу религии, социальные причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в общественной жизни и выполняемые ею социальные функции. Гносеологический анализ дает возможность всесторонне изучить специфику религиозного сознания, особенности иллюзорного восполнения действительности, гносеологические причины возникновения религиозных верований и живучести религиозных традиций. Психологический анализ религии помогает понять особенности воздействия религии на сознание человека, выяснить природу религиозных чувств и их значение в формировании мировоззрения и поведения личности.

Научно-атеистический анализ религии принципиально отличается от других форм ее критики - скептицизма, деизма, пантеизма. Все эти формы свободомыслия, несмотря на противоречивость и непоследова-

' См : Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 417-418.

4

тельность, играли в прошлом раскрепощающую от религии роль. Свободомыслящие боролись с засильем церкви, стремились предоставить свободу разумному познанию действительности, эмансипировать науку от религиозных пут Так, скептицизм (греч skeptikos — рассматривающий) разрушал господствующую схоластику, религиозный догматизм, теологическую ортодоксию Однако скептицизм требовал не упразднения религии как таковой, а веротерпимости, равенства и свободы различных религиозных вероисповеданий, пытался вместо устаревшей создать новую, «разумную» религию

Большая заслуга в борьбе против официальной религиозной идеологии феодального общества принадлежит деизму (лат. deus — бог). Отказавшись признать бога личностью, отбросив христианский провиденциализм, раскрыв несостоятельность мистики, деисты, как и скептики, стремились создать «естественную религию разума», которая отвечала бы интересам привилегированных классов и стала бы своеобразной религией буржуазного общества.

Оппозиционным религии идейным течением являлся в прошлом также пантеизм (греч. pan — все, theos — бог). Главная особенность пантеизма состояла в том, что он признавал бога не трансцендентным началом, стоящим над миром и человеком, не сущностью, полностью обособленной от материи, а силой, находящейся в неразрывном единстве с природой. Подобное объединение и слияние бога и природы позволяло отвергнуть иллюзорные представления о конечности Вселенной, о боге как всемогущей личности и тем самым утверждать материалистический взгляд на природу.

Однако непоследовательность пантеизма позволяла допускать возможность признания божественного присутствия в мире. В силу этого пантеистические идеи используются современными богословами для упрочения позиций религии.

Принципиальное отличие научного атеизма от скептицизма, деизма, пантеизма состоит в том, что он раскрывает иллюзорный характер всех религиозных представлений о мире и человеке, ставит задачу не замены одной формы религии другой, а преодоления всякой религии и формирования научно-материалистического мировоззрения.

Научный атеизм и предшествующие атеистические учения. В анализе религии научный атеизм опирается на всю предшествующую атеистическую мысль. Он усвоил все то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. Возникнув в глубокой древности, атеизм всегда являлся мировоззрением прогрессивных классов и, как правило, становился идейной базой социальной борьбы против консервативных общественных порядков, противоречащих социальному прогрессу. Так, критика религии идеологами французской буржуазии XVIII в. была одновременно и критикой феодального строя, превратившегося в оковы на пути общественного развития.

Как и предшествующие атеистические учения, на-

5

учный атеизм является идейным выражением интересов прогрессивных классов и социальных групп, партийной теорией, ведущей открытую активную борьбу с религиозной идеологией во всех ее разновидностях. Однако в отличие от домарксовского научный атеизм не рассматривает религию как следствие только невежества масс и обмана их священнослужителями, а связывает ее возникновение и воспроизводство с социально-экономическими причинами. Отсюда и преодоление религиозности с позиций научного атеизма обеспечивается не только просветительскими мерами, а прежде всего изменением общественных условий, которые ее порождают.

Научный атеизм преодолел историческую и классовую ограниченность предшествующих атеистических учений. Домарксовский атеизм не поднялся до понимания социальной природы религии, не смог вскрыть социальные причины ее возникновения и существования, носил просветительский характер. Научный атеизм не ограничивается критикой реакционного и антинаучного характера религии, а материалистически объясняет источники религиозных верований, рассматривает борьбу с религией в связи с задачами социального и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религиозных иллюзий. Ф. Энгельс подчеркивал, что религия должна быть «преодолена научно, то есть объяснена исторически...»2 А с этой задачей может справиться только такая теория, которая опирается на прочный фундамент диалектико-материалистической философии.

Исходные принципы атеистической критики религии. Научный атеизм вскрывает иллюзорный характер религии, показывает теоретическую несостоятельность всех ее представлений о мире и человеке. Одновременно он выясняет социальные условия, порождающие иллюзорное восполнение действительности, и на этой основе — пути преодоления религиозных верований. Научный атеизм ставит задачей раскрепостить сознание человека от заблуждений и предрассудков, освободить личность от духовного порабощения и утверждает подлинно научное миропонимание. В критике религии научный атеизм опирается на следующие принципы. Во-первых, он рассматривает ре-

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 578.

6

лигию как совокупность фантастических идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и чуждых ему социальных условий жизни. Во-вторых, научный атеизм выявляет связь между религией и интересами реакционных классов, стремящихся увековечить религиозные и социальные иллюзии. В-третьих, научный атеизм исходит из принципа, что борьба с религией есть прежде всего борьба с теми общественно-экономическими порядками, извращенным отражением которых она является. В-четвертых, он указывает пути преодоления религиозности, что является важной предпосылкой раскрепощения творческой активности масс и борьбы за совершенствование условий земной жизни. В-пятых, необходимым фактором преодоления религии научный атеизм считает организацию систематической идейно-воспитательной работы.

Позитивное содержание научного атеизма. Критический анализ религии и теологии является важной, но не единственной задачей научного атеизма. Главная цель научного атеизма — сформировать систему таких научных представлений, духовных ценностей и нравственных идеалов, которые способны освободить сознание человека от бесплодных иллюзий и тем самым обогатить его духовный мир всем многообразием ценностей реальной жизни.

Научный атеизм как один из важных факторов духовного освоения действительности неотделим от прогрессивного развития общества, оказывает огромное влияние на утверждение гуманистических принципов. Он опирается на достижения всех наук, делает на их основе атеистические выводы. Жизнеутверждающее значение научного атеизма состоит также в том, что он формирует такой взгляд на смысл жизни, перспективы исторического развития и судьбы человеческого существования на Земле, который, с одной стороны, отвергает религиозно-богословскую интерпретацию, а с другой — дает научно обоснованное решение этих фундаментальных проблем бытия.

Воспитывая у человека уверенность в собственных силах, подчеркивая безграничные возможности совершенствования человеческих знаний, научный атеизм в противоположность религии возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесполезной растраты своих сил и способностей. Позитивная роль научного атеизма, по сло-

7

вам К. Маркса, состоит в том, что для него «критика религии завершается учением, что человек — высшее существо для человека...»3. Он, по словам Л. Фейербаха, возвращает природе и человечеству то достоинство, которое отнял у него теизм; он оживляет природу и человечество, из которых теизм высосал последние силы.

Будучи относительно самостоятельной областью философского знания, научный атеизм способствует повышению эффективности коммунистического воспитания, формированию четких мировоззренческих установок.

Воинствующий характер научного атеизма. Научный атеизм по своему характеру является воинствующим атеизмом. Это означает, что, во-первых, он открыто заявляет о своей непримиримости ко всем без исключения разновидностям религии, теологии, религиозной философии. На основе последовательных диалектико-материалистических принципов он разрабатывает комплексную программу атеистической пропаганды, ставящей своей целью заинтересовать массы «сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии»4. В этой программе последовательно реализуется установка В. И. Ленина: «Борьбу с религией поставить научнее»5.

Во-вторых, научный атеизм ведет наступательную борьбу против всевозможных разновидностей клерикального антикоммунизма и антисоветизма, против буржуазной и теологической фальсификации политики Коммунистической партии и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим.

В-третьих, научный атеизм расценивает как уступку фидеизму всякие попытки некритически оценивать религию, заигрывать с религиозными предрассудками, с обновленными теологическими и религиозно-философскими концепциями. Преувеличение роли церкви и церковных деятелей в общественной истории, приписывание им заслуг, которых они не имели, — все это является отходом от четких классовых позиций, от научного анализа духовных явлений.

В-четвертых, научный атеизм в преодолении религии и формировании научно-материалистического мировоззрения видит выражение интересов прогрессивных клас-

3 Там же. Т. 1. С. 422.

4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 27.

5 Там же. Т. 54. С. 440.

8

сов, показывая одновременно «связь классовых интересов и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных учреждений и религиозной пропаганды»6. Этот принцип реализуется в рассмотрении всей системы атеистического воспитания как части коммунистического воспитания, в политике объединения марксистов и верующих в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс.

Партийность научного атеизма. Научный атеизм является партийной наукой. Своей идейной направленностью он выражает интересы прогрессивных классов и социальных групп, противостоящих всему отжившему и реакционному. В силу этого он отвергает нейтрализм и индифферентизм в отношении религии и теологии и утверждает принцип классовой оценки всей духовной деятельности, в том числе и религии. Специфическая особенность научного атеизма состоит также в том, что он требует в борьбе с религией пользоваться «чисто идейным и только идейным оружием»7. Последовательное преодоление религиозных верований преследует цель не борьбы с верующими, а их раскрепощения от несбыточных иллюзий. В этой связи исключительное значение приобретает ленинское требование о повышении научности и действенности атеистической пропаганды. Учет этих требований означает использование пропагандистскими кадрами в практике атеистической работы закономерностей преодоления религиозного сознания и формирования атеистической убежденности.

Принцип партийности марксистско-ленинского атеизма полностью совпадает с научностью и объективностью. Ему чужды догматизм и застой, он никогда не останавливается на уже завоеванных позициях. Непрерывное развитие теории и практики — характерная черта научного атеизма. Это обусловливает его творческий характер, поиск новых форм и методов воздействия в изменяющихся условиях, его активность и наступательность в формировании подлинных духовных ценностей.

Гуманизм научного атеизма. Гуманистическая природа научного атеизма определяется его общей задачей освобождения народных масс от духовного гнета религии и церкви, от иллюзорного миропонимания, сковывающего творческую активность

6 Там же. Т. 45. С. 28.

7 Там же. Т. 12. С. 145.

9

человека и препятствующего освоению им реальных земных ценностей.

Органическая связь атеизма и гуманизма прослеживается на всех этапах борьбы за освобождение сознания масс от религии. Так, например, гуманисты эпохи Возрождения предприняли попытку раскрепостить нравственность от влияния религиозного аскетизма. Их свободомыслие проявилось в утверждении прав человека на достойную жизнь, на всестороннее удовлетворение естественных потребностей, которые извращались и искажались христианскими нравственными установками. Еще решительнее отстаивали гуманистические требования в борьбе с религией буржуазные атеисты XVII—XVIII вв. Они настаивали на невмешательстве церкви в развитие «естественной природы» человека, видя в религии главное препятствие утверждению гуманистических идеалов.

Истинный гуманизм не имеет ничего общего с религией. Более того, он включает в себя как неотъемлемую составную часть атеизм, поскольку утверждает всестороннее физическое, интеллектуальное и нравственное развитие личности, полностью свободное от иллюзорных религиозных представлений. Отвергая религиозные иллюзии, в том числе и представление о подлинном счастье после смерти, научный атеизм решает одну из важнейших гуманистических задач, указывая реальные пути освобождения от социального и духовного подавления личности. Только построение коммунистического общества, где нет эксплуатации человека человеком, классового неравенства и религии, освобождает личность, обеспечивает ей счастье и уверенность в будущем, создает все предпосылки для «человеческой эмансипации» (К. Маркс).

Непосредственное единство реального гуманизма и атеизма обусловлено общностью их задач и целей обеспечения социально-политического и духовно-нравственного прогресса, где «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»8.

Структура научного атеизма. Многообразие проблем, изучаемых научным атеизмом, определяет и его структуру как относительно самостоятельной области философского знания. Наиболее важные структурные элементы научного атеизма —

8 Маркс К., 'Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447.

10

теория атеизма, история атеизма, теория атеистического воспитания.

Теория атеизма рассматривает закономерности становления и формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения, специфику религии как социального явления, причины ее возникновения и воспроизводства, ее место и роль в общественной жизни, особенности религиозного сознания. Теория атеизма включает критику религиозной идеологии, показывает атеистическое значение научных представлений о мире, человеке и обществе, раскрывает нравственное содержание атеизма.

История атеизма изучает возникновение, становление и развитие атеистических идей на уровне теоретического и обыденного сознания. Анализируя атеистические учения прошлого, их отражение в художественной литературе, изобразительном и прикладном искусстве, естественных и гуманитарных науках, история атеизма исследует также их проявления в народном творчестве, в общественных движениях народных масс, в свободомыслии различных исторических эпох.

Теория атеистического воспитания раскрывает роль объективных и субъективных факторов в преодолении религиозности, предлагает идеологические, организационные и методические принципы проведения атеистической работы, определяет своеобразие и специфику атеистического воздействия на различные слои населения. Она является основой системы атеистического воспитания, существенной стороной общей теории коммунистического воспитания.