logo
История и теория атеизма - 1987

Глава VIII буддизм

Буддизм — самая древняя мировая религия. Он возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии и впо-

89

следствии, значительно видоизменяясь, распространился за ее пределы, в страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. Небольшое число буддистов проживает в Индии, США и ряде западных стран.

Происхождение буддизма. Буддийские теологи утверждают, что основателем религии является сын индийского царя по имени Сиддхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть «будда» (санскр. «просветленный», «достигший мудрости»). Однако каких-либо достоверных данных об основателе буддизма в литературе нет.

Основной причиной возникновения буддизма явилось усиление классового гнета. На территории Древней Индии шел процесс разрушения родо-племенных отношений и зарождения крупных рабовладельческих государств. Классовое неравенство дополнялось неравенством сословным, т. е. кастовым. Принадлежность к касте считалась наследственной.

Классовая борьба принимает резкие формы и выливается в борьбу против идеологии брахманизма, переставшей отвечать новым общественным условиям. В противовес брахманизму новая религия Индии провозгласила равенство всех людей (независимо от социальной принадлежности) в избавлении от страданий при условии выполнения всех ее предписаний. Однако это вовсе не означало призыва к социальному равенству. Буддийское равенство — это равенство в возможности достигнуть спасения. Буддизм не осудил нищету, рабство и бесправие. Наоборот, одно из основных его положений гласит: «Чем больше человек страдает, тем--вернее он достигнет спасения». Отвергнув представление о божественном происхождении каст, буддизм выдвинул новую идею, согласно которой только нравственное поведение отличает людей друг от друга. Уравнять свое социальное положение можно лишь на основе нравственного самоусовершенствования. Таким образом, проповедуя" смирение, покорность, примирение с действительностью, равенство всех каст, непротивление злу, буддизм оказался более эффективным духовным орудием подчинения народных масс. В III в. до н. э. он объявляется государственной религией Индии и распространяется далеко за ее пределы.

Возникнув как идеология рабовладельческого строя, буддизм утрачивает свое влияние в Индии с установлением феодальных отношений.

90

Вероучение и культ буддизма. Основные положения вероучения изложены в каноническом сборнике буддизма — «типитака» (санскр. «трипитака» — три корзины или три части этого сборника).* По буддистским представлениям. Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь просветляет верующего, открывает ему путь истинного познания, указывает дорогу, по которой надо идти. Но он не единственный. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма — Брахму. Все боги делятся на добрых и злых. Изображения их существуют в виде статуй и картин, являясь предметом поклонения.

Как и всякая религия, буддизм отвергает первичность материального мира и считает его проявлением духовного начала» Все в мире является следствием бесконечного движение дхарм, которые представляются в виде духовных нематериальных частиц. Различные комбинации движущихся дхарм создают предметы, животных, человека. Распад данной комбинации дхарм ведет к смерти. Однако дхармы не исчезают, а объединяются в новые комплексы, в результате чего происходят перерождения. От положительных и отрицательных деяний человека зависит лучшее или худшее перерождение. Форма нового перерождения определяется кармой, или законом, согласно, которому все поступки человека имеют последствия для его «будущей жизни» после смерти. Если человек беден, несчастлив, болен, значит, в прежних перерождениях он ,вел неправедный образ жизни. При этом человек может перевоплотиться в несчастливца, в животное, насекомое, растение. Благодаря же хорошей карме можно стать ангелом, богатым и счастливым человеком. Такой бесконечный процесс перерождений называется «колесом жизни» дли. сансарой. Конечной целью добродетельной жизни, согласно буддизму, является слияние с Буддой, т. е. погружение в нирвану (сверхбытие).

Таким образом, буддизм, давая угнетенным массам надежду на лучшее перерождение в новой жизни при условии соблюдения социально-этических норм, закреплял социальное неравенство, отвлекал трудящихся от борьбы за изменение условий жизни.

Один из главных догматов буддизма — догмат о страдании. Он сформулирован в четырех «великих ис-

91

тинах», якобы открывшихся Гаутаме вскоре после его «просветления». Первая истина: жизнь есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, любовь — страдание, смерть — страдание. Словом, все, что связано с существованием человека, — сплошная цепь страданий. Вторая истина объясняет причины страданий человека. Таковыми считаются удовольствия, желание счастья и просто стремление жить. Третья истина предлагает пути избавления от страданий. Для этого необходимо подавить в себе стремление к удовольствиям, радости, жажду жизни, власти, любви, тщеславие, гордыню. Именно Будде приписывается афоризм: «Лучше сидеть, чем ходить, лучше спать, чем бодрствовать, лучше умереть, чем жить». Четвертая истина рекомендует соблюдение основных условий для избавления от страданий или достижения следующих добродетелей: правильная вера в Будду, без заблуждения; правильные стремления, без оскорбления религии; правильное поведение; правильное отношение к людям, без убийств, без нападений; самообладание и осмотрительность; правильная память, позволяющая, вечно помнить о боге; правильное размышление, т. е. серьезное обдумывание бренности земной жизни.

B четырех «великих истинах», как и во всем буддизме, обнаруживается социальный смысл и классовое назначение религиозной идеологии. Кредо буддизма можно сформулировать так: в своих страданиях человек виноват caм. Если по отношению к верующему-буддисту допущена несправедливость, в том числе и социальная, то следует отказаться от любых попыток сопротивления, поскольку оно возбудит страсти, ведущие к страданию. Именно призыв буддизма к непротивлению злу сделал его средством защиты интересов эксплуататорских классов.

Важным моментом вероучения буддизма является догмат о нирване. В буддийской литературе нирвана рассматривается как сверхбытие, состояние вечного покоя, тишины, бесконечного блаженства. Нирваны может достигнуть только тот, кто выполняет религиозные и нравственные предписания. Состояние нирваны доступно тому верующему, который выключается из процесса перерождений. Здесь верующий достигает цели своего существования, места в системе социальных, национальных, расовых отношений. Достижение нирваны — неоднократный процесс. Праведники вначале должны

92

пройти мир блаженства, или рай, а грешники — ад. Буддийская теологическая литературе содержит немало описаний страшных мучений, которым подвергнутся люди», не соблюдавшие на земле царских и божественных законов.

В буддизме нет сложной обрядности его предшественника — брахманизма, значительно упрощен культ, отсутствуют жертвоприношения и ряд других религиозных требований. Культ отправляется монахами, миряне в организации богослужения не участвуют.

Буддийская нравственность. Наиболее полно антигуманная сущность буддийской морали раскрывается в концепциях непротивления злу насилием. В различных буддийских текстах на конкретных примерах показывается, как необходимо выполнять данное нравственное требование. Так, об убийце добродетельный буддист должен думать примерно следующее: «Он добр и кроток, освобождая меня от этого тела, исполненного нечистот».

Однако теологи, в частности современного модернистского толка, пытаются доказать, что именно буддийская нравственность есть идеальное воплощение нравственности вообще. В подтверждение они цитируют сформулированные буддизмом законы морали, которые обязан соблюдать верующий. Таких законов пять для мирян и десять для духовенства. Миряне должны придерживаться следующих норм:

не убивай никакого живого существа; не бери тебе не принадлежащего; воздерживайся от прелюбодеяния; не говори неправды; воздерживайся от всех опьяняющих напитков. Для духовенства добавляется еще пять заповедей: не есть после полудня; не присутствовать при плясках, пении, музыке, играх; не употреблять мазей, духов, украшений; не спать на высокой и широкой постели; не иметь серебра и золота.

Обращают на себя внимание следующие моменты нравственного буддийского законодательства. Во-первых, оно носит негативный характер и в этом плане соответствует христианскому и иудейскому Десятисловию. В него включены только запреты, в то время как действительное содержание морали определяется не негативной, а позитивной ее стороной. Во-вторых, логика буддийской морали состоит в том, что, постулируя отказ от богатства, роскоши, она не выступает против них как таковых. Определенное социальное положение, имущественное неравенство, богатство и роскошь одних и бедность других всецело определяются перерождением. Это значит, что имущественное неравенство — от неба и его невозможно изменить на земле. Проповедь отказа от богатства никого и ни к чему не обязывала. Буддийские храмы превращались в кладовые богатства, духовенство жило в роскоши и мало думало о воздержании плоти. В-третьих, классовый смысл имеет формула непротивления злу насилием. Как указывал В. И. Ленин, это, с одной стороны, выражает политическую, классовую незрелость угнетенных масс, а с другой — представляет собой новый, очищенный, утонченный религиозный яд для угнетенных'.

1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 19-24.

93

Основные направления буддизма. По мере распространения в другие страны в буддизме появляются своеобразные религиозные системы, существенно отличающиеся друг от друга каноническими и догматическими особенностями. Наиболее древней формой буддизма считается хинаяна. Хинаяна — «узкая колесница», «узкий путь спасения», Принципом которого являлся отказ от участия в мирской жизни, уход в монашескую общину (сангхи). Однако по мере развития феодальных отношений стало очевидным, что это учение не пригодно в качестве государственной религии Индии. Другим направлением индийского буддизма стал тантризм, или ваджраяна. Это общее название различных школ и направлений. В основе лежит поклонение некоему половому энергетическому началу, мужскому или женскому. Сторонники этого направления считают, что человеческое тело устроено аналогично космосу, из того же материала. В основе религиозного обряда лежит йогическая практика.

За пределами Индии широкое распространение получил буддизм в форме махаяны («большая колесница», «широкий путь спасения»). Махаяна предоставляет возможность спасения всем верующим. Любой мирянин может достигнуть нирваны. Именно это позволило буддизму стать мировой религией. В догматику махаяны были внесены некоторые изменения. Так появляется учение о бидхисаттвах, будущих буддах. К ним можно обращаться с молитвами, а после смерти общаться с ними в раю. В махаяне усложняется культ, пополняется пантеон богов.

Разновидностью махаяны является ламаизм. Он распространен преимущественно среди бурят, калмыков, монголов, тувинцев. Ввиду полной неграмотности населения этих районов в период распространения ламаизма буддийская обрядность была значительно упрощена. Поскольку неграмотные люди не могли выучить молитвы, то тексты с ними вставлялись в специальные колеса (хурдэ). Для общения с богами необходимо вращать колесо. "Местный пантеон шаманских богов был популярен среди этих народов, поэтому буддизм включил некоторых из них, а также наиболее популярных национальных героев, как Чингисхан, в буддийский божественный пантеон.

Характерная черта ламаизма — культ хубилганов (живых богов) и широкое распространение института лам (монашества). В прошлом почти из каждой ламаист-

94

ской семьи сыновей забирали в монастыри (дацаны), поэтому количество лам исчислялось десятками тысяч, в отдельных местах составляя почти половину мужского населения. В отличие от буддизма ламаизм большое внимание уделял организации различных праздников (Новый год, Майдари-хуралили — ожидание будды Майдари и др.), Ламство выступало против интересов трудового народа, препятствовало развитию национальной культуры, грамотности населения.

Все направления буддизма дали значительное число сект.

Буддизм за рубежом. Буддизм продолжает играть важную роль в политической жизни ряда азиатских стран, оставаясь в некоторых из них государственной религией.

В Бирме, Таиланде, Лаосе, Вьетнаме буддисты составляют большинство населения. Развернувшееся национально-освободительное движение в ряде стран широко опирается на учение буддизма. Об этом свидетельствует появление лозунга буддийский социализм, в котором отразились и симпатии простого народа к социализму, и авторитет буддизма. Социальное же содержание этого лозунга может быть различным: развитие национально-освободительного движения приводит к тому, что на смену «буддийскому социализму» приходит идея научного социализма или, наоборот, под маской «буддийского социализма» выступает феодальная и буржуазная идеология. Реакционные общественные силы стремятся привлечь на свою сторону буддийское духовенство, а учением буддизма оправдать агрессивные акты и пропаганду антикоммунизма.

В 50-х годах XX в. широкое распространение получает необуддизм. Это религиозно-реформаторское движение, направленное на приспособление буддизма к современным условиям. Его идеологи стремятся представить буддизм не религией, а этическим учением. Отвергая марксистскую теорию классовой борьбы и диктатуры пролетариата, они предлагают все социальные проблемы решать мирным, компромиссным, соглашательским путем. В Японии, например, довольно влиятельной является организация «Сока гаккай» (Общество создания ценностей), основанная в 1931 г. Ее идеологи стремятся соединить моральные ценности буддизма с достижениями современной культуры. В политической области они выступают с идеями «среднего пути» социального развития, проповедью пацифизма и классового мира, имеют «партию чистой политики» (Комэйто), пользующуюся определенным влиянием среди части рабочих, мелкой буржуазии и интеллигенции.

В последние десятилетия в странах Западной Европы и США наблюдается повышенный интерес к восточным религиям и культам, в частности к буддизму, который преподносится некоторыми буржуазными идеологами как спасительное средство от материализма и атеизма в условиях кризиса христианства. Особенно модным направлением среди части молодежи капиталистических стран становится дзэн-буддизм. Дзэн (чань) — буддийская секта, оформившаяся в Китае в V—VI вв., позже получила широкое распространение в Корее, Японии. Легендарным основателем ее считается индийский монах Бодхид-харма. Согласно учению дзэн, истина может быть достигнута путем созерцания, которое приводит к внезапному просветлению (сатори)

95

и не является чем-то сверхъестественным. Особое значение секта уделяет практике самодисциплины и психической тренировке.

Чем привлекает дзэн молодежь капиталистических стран? Его называют живой практикой истины, открытой для всех, независимо от расы, цвета кожи, религиозной принадлежности. Молодые люди стремятся найти в нем общие черты с культурой и мировоззрением стран Западной Европы. Дзэн притягивает молодежь и своим общим нигилистическим духом, отвергающим всякие авторитеты, даже самого Будды. Это особенно импонирует части американской молодежи, которая признает «битнический» дзэн, где нет дисциплины, изнурительных тренировок, руководства учителя. Одно из направлений последнего времени — так называемые «наркотики для просветления», последователи которого считают, что без традиционных тренировок, лишь с помощью наркотиков можно получить психологический эффект, сходный с практикой дзэн. Секта обещает своим последователям полное освобождение — моральное, духовное, интеллектуальное, душевное равновесие, подлинную свободу и независимость от общества.

Сторонники восточных культов (в том числе и дзэн-буддизма) на Западе мало интересуются сущностью религиозной теории, отдают предпочтение практике медитации, рассматривая ее как умственное действие, направленное на приведение психики в состояние умственной сосредоточенности и избавляющее от отрицательных переживаний. Создаются центры «трансцендентной медитации», целью которых является достижение «духовного обновления» людей, приобщение их к некой «космической энергии», блокирование отрицательных эмоций и интеллектуальных стандартов. Увлечение дзэн-буддизмом используется в социально-политической жизни западных стран. В США медитативные приемы осваиваются в школах; в ФРГ среди студенчества насчитывается более 30 тыс. последователей «трансцендентальной медитации»; в Швеции функционирует «Институт Махариши за творческий разум», снабжающий пособиями по трансмедитации школьников. А медитативный центр в Сан-Франциско называется «Сообществом буддийской практики». Увлечение необуддизмом на Западе носит преимущественно потребительски-утилитарный характер. От него ждут главным образом психотерапевтического эффекта. Это увлечение модно, престижно, предоставляет возможность вести рафинированный образ жизни, принадлежать к элите. Вместе с тем интерес к дзэн-буддизму, мистицизму свидетельствует о кризисе западного массового сознания, о неспособности буржуазной идеологии разрешить насущные жизненные проблемы современности.

Современная эпоха, подъем национально-освободительного движения заставляют буддистов объединять усилия для сохранения влияния на людей. Первая крупная международная организация — Всемирное братство буддистов (ВББ) — была создана в 1950 г. в Коломбо, а затем ее центр был перенесен в Таиланд. На генеральных ассамблеях ВББ имели место попытки поддержать агрессивный курс США в Юго-Восточной Азии, отвлечь буддистов от участия в борьбе за национальную независимость. Эта проамериканская деятельность, проводимая частью лидеров ВББ, способствовала укреплению позиций США в некоторых странах Азии.

Буддисты Азии создали отдельную организацию, отвечающую интересам народов региона и способствующую обеспечению мира. Первая Азиатская буддийская мирная конференция состоялась в 1970 г. в Улан-Баторе. Конференция приняла «Обращение ко всем буддистам Азии» и учредила Комитет содействия сотрудничеству буддистов Азии

96

в борьбе за мир. Впоследствии эта организация стала называться Азиатской буддийской конференцией за мир (АБКМ), под этим названием и продолжается ее работа.

Буддизм в СССР. Последователи буддизма есть и на территории нашей страны — в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской автономных республиках. Буддийское духовенство (ламство) стремится приспособить буддизм к новым условиям, убеждая верующих в близости идей буддизма и коммунизма. Судьба ламаизма на территории СССР сходна с судьбой многих религий. Успехи социалистического строительства привели к глубоким изменениям в массовом сознании бывших последователей ламаизма прежде всего потому, что уничтожен социально-экономический гнет, который был питательной средой для пропагандируемой буддизмом идеи тождества бытия и страдания.

Многие ламаистские обряды перестали применяться. Наиболее живучей оказалась традиционная бытовая обрядность. Многие семейные и общеулусные обряды исполняются в дацане (ламаистский храм, монастырь) в виде заказных молебнов. Среди ламаистских обрядов на первое место сейчас выдвинулись посещение дацана во время больших праздничных богослужений и коллективный обряд трехдневного «маани» (его цель — обеспечить благополучие данного населенного пункта).

Буддийская церковь в СССР возглавляется Центральным духовным управлением буддистов (ЦДУБ). Центр церкви и резиденция председателя управления находятся в Иволгинском дацане (в сорока километрах от Улан-Удэ). В деятельности духовного управления значительное место занимают связи с зарубежными буддийскими организациями. Такие контакты бурятских, тувинских и калмыцких лам, верующих способствуют распространению за пределами нашей страны правдивой информации о положении верующих буддистов в СССР, о правах, закрепленных конституцией. В нашей стране побывало немало представителей верующих и духовенства Шри Ланки, Бирмы, Непала, Японии и других стран в качестве гостей церкви. Они увидели воочию, как эти права реально осуществляются.

Буддийская община имеет три отделения — бурятское, тувинское и калмыцкое. На съездах представителей верующих и служителей культа избираются региональные советы, подчиняющиеся Центральному духовному управлению. Каждый дацан в соответствии с уставом духов-

97

ного управления разрабатывает и принимает свои правила внутреннего распорядка, содержание богослужения. Дацан управляется своим советом, председателем которого является настоятель дацана.

Модернизация буддизма проявляется главным образом в национально-политической сфере проповеднической деятельности лам. В проповедях ламы призывают верующих приумножать богатство нашей страны, повышать производительность труда и эффективность производства, воспитывать детей должным образом, бороться с аморальными явлениями, с шарлатанами от буддизма-ламаизма. Конечно, подобное стремление проявить свое понимание момента социальной жизни еще не делает ламаизм прогрессивной идеологией. Взять хотя бы взгляд ламаизма на будущее. Ожидание прихода будды Майдари (Майтрем) остается одним из важнейших пунктов доктрины, а праздник, посвященный ускорению этого прихода, собирает наибольшее число последователей. В этой форме ожидания прихода Майдари и проявляется в наше время эсхатология в ламаизме.

Как и другие религиозные направления, ламаизм в нашей стране преодолевается исключительно идейным воздействием на сознание верующих. Успехи строительства социалистического общества, распространение среди трудящихся научных знаний, широкая система образования, социалистическая культура создают благоприятные условия для формирования научного атеистического миропонимания, отказа от религиозных представлений.