§ 1. Социальные корни религии
Марксистское учение о социальных корнях религии выявляет основные социальные источники возникновения и воспроизводства религиозных верований.
Домарксовские материалисты стремились сорвать с религии покров «святости», «таинственности» и «потусторонности», спустить ее с неба на землю, дать ей естественное объяснение. Но они не смогли ответить на вопрос: почему человек создает религиозные образы и представления, каковы те социальные факторы, которые рождают религию? Научный ответ на этот вопрос можно дать лишь с позиций материалистического понимания истории.
Социальные корни религии — это те объективные факторы общественной жизни, которые необходимо рождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них свя-
26
заны с отношениями людей к природе, другие — с отношениями между людьми.
Бессилие в борьбе с природой. Отношения людей к природе опосредованы имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее люди перед лицом природы, тем больше господствуют над ними природные силы. Вскрывая социальные корни первобытной религии, Ф. Энгельс говорил о ее «экономической основе» лишь в отрицательном смыслеl. Тем самым он подчеркивал, что религия в первобытном обществе возникла в результате низкого уровня развития производительных сил, которые не давали людям возможности практически овладеть силами природы. Окружающий первобытного человека мир природных явлений выступал по отношению к нему как нечто враждебное, таинственное и могущественное.
Бессилие первобытных людей в борьбе с природой проявлялось в ограниченности, слабости средств их практического воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии реальными средствами обеспечить желаемый результат, первобытные люди прибегали к мнимым, иллюзорным средствам, т. е. к религии.
Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт туземцев Тробриандовых островов (Меланезия), выявил интересную связь между магическими ритуалами островитян и характером их трудовой деятельности. Выяснилось, что магия предваряет и сопровождает те виды трудовой деятельности туземцев, в которых присутствует неуверенность в результатах затраченных усилий, большую роль играет случай. Магия тут выступает как ложный, иллюзорный заменитель реальных средств воздействия людей на природу.
Возникает вопрос: можно ли рассматривать господство сил природы над людьми как социальный источник религии? Это господство определяется не естественными свойствами природы и ее закономерностями (последние не меняются в ходе исторического развития), а характером отношений людей к природе. А это, как уже отмечалось, зависит от уровня развития производительных сил, в первую очередь средств труда. Значит, не сама природа рождает религию, а специфическое отношение к природе людей, определяемое уровнем их материального про-
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 419.
27
изводства. Указанный источник религии принадлежит к числу социальных факторов.
В результате совершенствования средств труда и всей системы материального производства люди все полнее овладевают силами природы, все меньше остаются в слепом подчинении им. Следовательно, постепенно исчезает один из важных корней религии.
Ограниченность общественных отношений. Социальные корни религии лежат не только в сфере отношений людей к природе, но и в сфере их отношений друг к другу, т. е. общественных отношений.
Какие стороны общественных отношений рождают религию? Можно выделить два фактора, играющие решающую роль в возникновении и воспроизводстве религиозных верований. Во-первых, стихийность общественного развития и, во-вторых, классовый гнет и 'эксплуатация человека человеком.
Во всех докоммунистических формациях общественные отношения развивались стихийно. Люди не в состоянии были сознательно управлять развитием общества, они не могли предвидеть социальные последствия собственных действий. Законы развития общества выступали как слепые, стихийные силы, влияющие на человеческие судьбы. Социальные силы в сознании людей мистифицировались и приобретали облик сил неземных, сверхъестественных. В этом и заключается один из главных социальных корней религии.
В антагонистических обществах, характерной чертой которых было внеэкономическое принуждение (рабовладельческое и феодальное общества), стихийность их развития принимала особые формы, отражающие специфику социальных отношений. В этих формациях судьба человека предопределялась случайностью его рождения. Рожденный рабом или крепостным был обречен на подневольную и тяжелую работу, полное политическое бесправие, темноту и бескультурье. Его личная судьба, социальные рамки его жизни и деятельности представали как непреложный результат неведомых и таинственных сил, которые в его сознании принимали неземной, сверхъестественный облик.
Капитализм, так же как и докапиталистические формации, развивается стихийно. Но стихийность его развития носит особый характер, определяемый спецификой буржуазных отношений. В буржуазном обществе чело-
28
век, освобождаясь от непосредственной личной зависимости, в то же время попадает в социальную зависимость от экономической стихии, от колебаний рынка, т. е. от экономики капитализма в целом. Кажущаяся личная независимость индивида скрывала за собой безраздельное господство над ним стихийных законов товарно-капиталистического производства.
Вскрывая социальные корни религии в капиталистическом обществе, В.И. Ленин писал: ««Страх создал богов». Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести ему и приносит «внезапное», «неожиданное», «случайное» разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть, — вот тот корень современной религии, который прежде всего и больше всего должен иметь в виду материалист, если он не хочет оставаться материалистом приготовительного класса»2.
Классовый гнет как источник религии. В антагонистических формациях важным фактором, рождающим религию, выступает классовый гнет, эксплуатация человека человеком.
Раб, крепостной, пролетарий не свободен не только потому, что условия его жизни навязаны ему действием слепых общественных сил, им не контролируемых, но и потому, что порабощен экономически, придавлен политически, лишен средств и возможностей духовного роста. Классовый гнет в экономической и политической сферах имеет в качестве своего последствия гнет духовный. Трудящиеся массы, задавленные трудом на других, нуждой и одиночеством, не находя выхода из тисков эксплуатации на земле, ищут его на небе. «Религия, — писал В. И. Ленин, — есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.»3.
Бессилие эксплуатируемых в борьбе с эксплуататорами носило относительный, а не абсолютный характер.
2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 419.
3 Там же. Т. 12. С. 142.
29
Угнетенные классы никогда не прекращали борьбы за социальное освобождение. Восстания рабов, крестьянские войны, забастовки и политические выступления рабочих были реальным проявлением протеста угнетенных. Однако часто борьба против классового гнета и эксплуатации оканчивалась поражением. И тогда социальный протест мог принять ложный, иллюзорный характер.
«...Христос победил потому, что потерпел поражение Спартак»4,— заметил французский марксист Ш. Эншлен. Первоначальное христианство нашло широкий отклик у угнетенных масс Римской империи, потому что эти массы потеряли реальную надежду устранить господство римских рабовладельцев. То же можно сказать и о многих ересях и оппозиционных религиозных движениях в последующие века.
Если классовый гнет питает религию, то классовая борьба является фактором, способствующим освобождению от нее. Освобождение рабочих от религиозных верований идет тем успешнее, чем активнее они участвуют в классовой борьбе против капитала, чем выше их организованность и политическая сознательность.
Каково соотношение понятий «классовые корни религии» и «социальные корни религии»? Второе понятие более широкое, чем первое. Когда речь идет о классовых корнях религии, то имеются в виду антагонистические общественно-экономические формации. Но и в них религия существует и воспроизводится не только в силу наличия классовых антагонизмов. Не следует забывать о стихийности общественного развития, которая оказывает определенное воздействие как на эксплуатируемых, так и на эксплуататоров.
Победа социализма знаменует коренной переворот в развитии человечества. Впервые создаются объективные условия для приобщения людей к сознательному управлению общественными процессами. Социальное целое уже не выступает по отношению к человеку как внешняя и чуждая ему реальность. Законы развития общества предстают перед людьми в их реальном, а не сверхъестественном содержании. Таким образом, при социализме создаются условия, делающие излишним и ненужным иллюзорное восполнение действительности. Исчезает необходимость в религиозной компенсации социального бессилия людей.
4 Эншлeн Шарль. Происхождение религии. М., 1954. С. 118.
30
- История и теория атеизма
- Предмет научного атеизма
- § 1. Определение предмета научного атеизма
- § 2. Борьба с фальсификацией научного атеизма
- § 3. Значение научного атеизма
- Раздел первый религия как общественное явление
- Глава I
- Сущность религии
- Глава II социальные, гносеологические и психологические корни религии
- § 1. Социальные корни религии
- § 2. Гносеологические корни религии
- § 3. Психологические корни религии
- Глава III происхождение религии и ее исторические формы
- Глава IV структура современных религий
- Глава V социальная роль религии
- Глава VI критика буржуазного религиоведения
- § 1. История религии
- § 2. Философия религии
- § 3. Социология религии
- § 4. Психология религии
- Раздел второй религии современности
- Глава VII
- Племенные и национальные религии
- Глава VIII буддизм
- Глава IX христианство
- § 1. Происхождение христианства
- § 2. Православие
- § 3. Католицизм
- § 4. Протестантизм
- Глава х ислам
- Глава XI кризис религии в современную эпоху
- Глава XII место религии в современной политической и идеологической борьбе
- Раздел третий основные направления религиозной философии
- Глава XIII
- Специфика и функции религиозной философии
- Глава XIV католическая философия и теология
- § 1. Неотомизм
- § 2. Неоавгустинизм
- § 3. Тейярдизм
- § 4. «Новая теология» католицизма
- Глава XV протестантская философия и теология
- § 1. Ортодоксальная протестантская теология
- § 2. Либеральная теология
- § 3. Теология кризиса
- Глава XVI православная философия
- § 1. «Академическая философия»
- § 2. «Метафизика всеединства»
- § 3. Философия «нового религиозного сознания»
- § 4. Отношение современных идеологов православия к своему философско-богословскому наследию
- Раздел четвертый исторические формы атеизма
- Глава XVII
- Закономерности развития атеизма
- Глава XVIII свободомыслие и атеизм рабовладельческого общества
- Глава XIX свободомыслие в эпоху феодализма
- Глава XX буржуазный атеизм
- § 1. Свободомыслие и атеизм возрождения
- § 2. Буржуазный атеизм нового времени
- § 3. Современная буржуазная критика религии
- Глава XXI атеизм революционных демократов
- Глава XXII
- Раздел пятый научное и философское обоснование атеизма
- Глава XXIII
- Научный атеизм о специфике религиозного мировоззрения
- Глава XXIV атеистическое значение научных представлений о мире
- ГлаваХху атеистическое значение научных представлений о человеке и обществе
- Глава XXVI нравственное значение научного атеизма
- Глава XXVII атеизм и духовная культура
- Глава XXVIII
- Глава XXIX свобода совести, государство и церковь в социалистическом обществе
- Глава XXX развитие массовой нерелигиозности и атеизма в социалистическом обществе
- Глава XXXI особенности проявления и причины сохранения религиозности при социализме
- Глава XXXIII система и методы атеистического воспитания
- Оглавление