§ 1. Свободомыслие и атеизм возрождения
Социальная обусловленность свободомыслия Возрождения. Начало формирования буржуазного атеизма относится к эпохе Возрождения — к тому периоду в жизни феодального общества, когда в его недрах зарождается новый класс — буржуазия, политические и экономические интересы которой столкнулись с интересами крупнейшего феодала Европы — католической церкви. Оппозиция по отношению к католической церкви выразилась, с одной стороны, в виде протестантизма, с другой — в виде материалистических и атеистических учений. Наиболее ярко
' Программа Коммунистической партии Советского Союза: Новая редакция. М., 1986. С. 5.
267
борьба буржуазии против феодализма проявилась в отношении к церкви. Именно в это время появилась буржуазная культура с антицерковной направленностью. Несмотря на то что церковь жестоко преследовала вольнодумцев, выступления против нее захватывали все большее число людей. Наиболее смелые умы не ограничивались антиклерикальной борьбой — подвергали критике религию, причем не только католицизм, но и появившийся в первой половине XVI в. протестантизм, и христианство в целом (например, Дж. Бруно). К середине XVI в. стали употребляться термины «деист», «атеист». И хотя атеизм в то время не был широко распространен, свидетельства современников позволяют судить о значительном расширении круга свободомыслящих по сравнению с предыдущей эпохой и о новом характере их свободомыслия.
В XV в. был раскрыт заговор против папы Павла II среди членов Римской академии, которые отвергали существование бога и души. Гуманист Б. Платина, описавший подробности этого заговора, утверждал, что сомневались в существовании бога в то время многие философы и даже теологи. Вольнодумцев тогда было немало в Европе. Об этом говорит и анонимный автор трактата «О трех обманщиках»: «Кто бы мог, кстати, предположить... что в Италии, главном центре христианства, скрывается столько вольнодумцев, чтобы не сказать атеистов»2.
Особенности свободомыслия Возрождения. Свободомыслие (и, в частности, атеизм) Возрождения было синтезом идей свободомыслия античности и средневековья. Начиная с итальянских гуманистов XV в. и кончая Фрэнсисом Бэконом, передовые мыслители возрождали идеи античности, обращаясь к творчеству Демокрита, Эпикура, Лукрс ция, Лукиана и других философов. Они развили гениальные догадки древних о бесконечности и несотворенности Вселенной, об активности и самостоятельности человека, о происхождении религии и ее роли в обществе. Были восприняты также прогрессивные традиции средневекового свободомыслия: рационалистический подход к священным книгам, антиклерикализм, борьба с религиозными догматизмом и авторитаризмом. Боль-
'Анонимные атеистические трактаты М., 1969., С. 201.
268
шую роль в освобождении науки и философии от религии продолжала играть теория «двойственной истины», характерная главным образом для сторонников аверроизма (П. Помпонацци, Б. Телезио, Ф. Бэкон). В пантеистических же учениях Дж. Бруно и Дж. Ванини наметилось преодоление теории «двойственной истины»: признание тождества мира и бога предполагает единственность истины, в данном случае научной, философской, в то время как религия оказывается заблуждением. Впервые в качестве методологической основы критики религии выступил скептицизм, наиболее ярко проявившийся во Франции во второй половине XVI в. у Э. Доле, Ж. Балле, сожженных церковью, у М. Монтеня. Сомнение, возведенное во всеобщий принцип мышления, стало орудием борьбы против религии. Разрабатывалось новое учение о человеке. Таким чертам, проповедуемым христианством, как «презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность» (Маркс), гуманисты XV в. противопоставили достоинство, самоуважение личности, независимость и свободу, право на земное счастье.
Атеизму этой эпохи присущи оптимизм, вера в неограниченные возможности человеческого разума. Рядом с передовой философией шло искусство Возрождения, которое воспевало красоту мира и человека. В нем отразилось отрицательное отношение к аскетизму, культу страданий, религиозному ханжеству. В передовом искусстве, таким образом, воплощалось новое мировоззрение. В свою очередь искусство Возрождения укрепляло позиции свободомыслия.
Естественнонаучная основа свободомыслия Возрождения. Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения во многом связано с успехами производства и естественнонаучных знаний. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, пороха, доменного металлургического процесса; открытие Америки и морского пути в Индию; возобновление интереса к астрономии, медицине, физике, анатомии, физиологии; развитие экспериментального естествознания — все это укрепляло власть человека над природой, расширяло его кругозор и вносило коренные изменения в навязываемые религией веками представления о возможностях человека. Философское же обобщение естественнонаучных знаний вело к разрыву науки и теологии.
Естествознание выступило мощным идейным ору-
269
жием в борьбе с церковью. Ф. Энгельс отмечал, что оно было «насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы»3. Данные развивающейся науки неизбежно приходили в противоречие с христианской картиной мира.
Великим достижением естествознания того времени было математическое обоснование гелиоцентрической системы мира польским ученым Николаем Коперником. Согласно гелиоцентризму, Земля — одна из рядовых планет, вращающихся вокруг Солнца. Учение Коперника противоречило принятой церковью геоцентрической системе мира, с помощью которой обосновывались библейские «истины» о происхождении мира и человека. Оно опровергало представления об исключительном характере Земли и человечества, допускало возможность существования бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и Солнцу. Коперниканская система мира приводила к выводу о несостоятельности телеологического доказательства бытия бога. Разрушая религиозно-схоластические представления о Вселенной, учение Коперника расчищало пути для реального ее познания. Почти через столетие это учение было подтверждено естественнонаучными открытиями Галилео Галилея.
Философская основа атеизма Возрождения. Материализм Возрождения был еще непоследователен и выступал чаще всего в форме пантеизма. Тем не менее пантеизм являлся системой взглядов, имеющей антитеистическую направленность. На протяжении XV— XVII вв. он все более наполняется материалистическим содержанием.
Наиболее ярко материалистическое содержание пантеизма выявляется у Дж. Бруно и Дж. Ванини. Бруно философски осмыслил идеи Коперника и сделал из них атеистические выводы. В отличие от Коперника, считавшего мир конечным, Бруно провозгласил бесконечность мира с бесчисленными звездами и планетами, населенными подобно Земле: «...Вселенная не имеет предела и края, но безмерна и бесконечна...»4 Согласно Бруно, бесконечный мир вечен, следовательно, никем не сотворен. Идея вечности и бесконечности мира исключает
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 508.
4 Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 403.
270
представление о боге как творце и промыслителе мира. У Бруно эта идея основывается на пантеистическом понимании природы. Он утверждал, что бог и природа суть одна и та же материя, одно и то же пространство, одна и та же причина.
К отрицанию христианского бога вслед за Бруно пришел и Ванини. Для него бог — это природа, создавшая небо и землю. На основе натуралистического пантеизма, отвергшего основные принципы монотеистических религий, христианство начинает подвергаться разносторонней критике. Впрочем, критика религии в эпоху Возрождения нередко выходит за пределы философии, составляя заметный аспект ранней буржуазной культуры в целом.
Критика христианского вероучения. Наиболее распространенными приемами критики религии в эту эпоху являются: анализ противоречий в христианском вероучении, «приземление» библейских персонажей и ситуаций, саркастический смех. При этом мыслители Возрождения развивали традиции античных критиков христианства. Многие из них перенесли на христианского бога черты, присущие людям, в том числе их слабости и пороки.
Гуманист А. Галатео в сочинении «Отшельник» поместил своего героя в потусторонний мир. Герой идет в ад, потому что добрый дух оказался слабее злого. Идея справедливости посмертного воздаяния тем самым подвергается сомнению. В этом сочинении юмористически излагаются библейские предания, назидательно-слащавая форма которых не может скрыть оправдания корысти и эгоизма. Петр, любимый ученик Христа, изображен как «нетвердый в вере старик», пошедший за Христом потому, что «рассчитывал на крупную награду». Ореол святости, окружавший христианство, тускнел от низведения его на уровень смешных историй.
Противоречивый, абсурдный характер христианства был раскрыт Бруно и Ванини. Бруно показал бессмысленность учения о трех лицах единого бога. Осмеяны и отвергнуты были им вера в ад и рай, миф о сотворении Адама и Евы, учение о пресуществлении, христианские обряды. Противоречивость и антигуманность учения о боге вскрыл Ванини: «Бог или не хочет устранить зло, или не может. Второе положение подтверждает мнение атеистов, первое — делает бога источником зла»5.
Выявление противоречий в христианстве в эту эпоху носило более глубокий характер, чем в средние века. Мыслители Возрождения перешли к критическому анализу внутренней логической противоречивости самих христианских идей.
5 См.: Рутенбург В. И. Великий итальянский атеист Ванини. М., 1959. С. 87.
271
Антиклерикализм идеологов зарождавшейся буржуазии. Уже ранняя буржуазия ставила целью ликвидировать церковь как социальный институт, охранявший феодальные порядки. Антиклерикальные выступления в это время были связаны как со стремлением создать новую религию, каковой стал протестантизм, так и с обоснованием антирелигиозных идей. Еще до возникновения протестантизма гуманисты выступили с обличением пороков духовенства. Ярко и выразительно рисовал один из них (Л. Бруни) образ «злейших врагов всего рода человеческого» — монахов: «...притворное выражение лица», «опущенные долу очи», «губы, искусно сжатые и бледные от лишений»6.
Тяжелый удар престижу церкви нанес трактат гуманиста Лоренцо Валлы «Рассуждение о подложности так называемой грамоты Константина». Глубокий след в развитии антиклерикализма оставил Дж. Бруно, выступивший не только против папы и духовенства в целом, но и против экономического господства церкви, за секуляризацию монастырского имущества. Это вызвало ярость церковников, которые в конце концов физически уничтожили его. Бруно бесстрашно разоблачал лживость, глупость, аморализм духовенства. По его мнению, учение, проповедуемое глупыми и лживыми людьми, не может быть истинным.
Таким образом, наиболее новаторски мыслящие люди того времени от обличения церкви и духовенства переходят к критике религии.
Проблема происхождения и сущности религии. С антиклерикализмом вольнодумцев Возрождения связано во многом решение ими проблемы происхождения религии: причина религии усматривается главным образом в обмане. Не случайно трактат «О трех обманщиках» приписывался не одному деятелю культуры того времени (например, Дж. Боккаччо, Н. Макиавелли, Дж. Ванини). Но в чем причины обмана? Ванини видел их в корыстолюбии духовенства, в желании государей удержаться на троне и расширить владения. Он же восстановил учение древних о страхе и невежестве как источниках религии.
К концу XVI в. философская мысль смогла поставить
6 Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии М , 1963. С 46.
272
вопрос об эволюции религий. Одним из первых в этом плане был Бруно. В развитии религии он различал три эпохи: египетскую (культ природы); иудейскую, извратившую египетскую, поскольку иудеи приняли символы за сверхъестественные существа; наконец, христианскую, окончательно испортившую мифы о природе. Правда, Бруно возвышал древнюю религию, видя в ней большую ценность.
Ванини сделал шаг вперед по сравнению с Бруно, утверждая, что сущность всех религий одинакова. В эпоху Возрождения распространялось положение древних атеистов об отрицательной роли религии в обществе. Идеологи ранней буржуазии, выступая против феодализма, критически подошли к его истории, неразрывно связанной в Европе с христианством. Это наводило их на мысль о вреде любой религии. История христианства к XV—XVI вв. дала обширный материал, подтверждавший вывод о его нравственной несостоятельности. Монтень ярко показал кровавый путь христианства, полный насилий, убийств, пыток. Религия — зло для человека, она безнравственна — к этому выводу пришли передовые мыслители того времени.
Таким образом, свободомыслие Возрождения подготовило почву для перехода на более ВЫСОКУЮ ступень критики религии в Новое время.
- История и теория атеизма
- Предмет научного атеизма
- § 1. Определение предмета научного атеизма
- § 2. Борьба с фальсификацией научного атеизма
- § 3. Значение научного атеизма
- Раздел первый религия как общественное явление
- Глава I
- Сущность религии
- Глава II социальные, гносеологические и психологические корни религии
- § 1. Социальные корни религии
- § 2. Гносеологические корни религии
- § 3. Психологические корни религии
- Глава III происхождение религии и ее исторические формы
- Глава IV структура современных религий
- Глава V социальная роль религии
- Глава VI критика буржуазного религиоведения
- § 1. История религии
- § 2. Философия религии
- § 3. Социология религии
- § 4. Психология религии
- Раздел второй религии современности
- Глава VII
- Племенные и национальные религии
- Глава VIII буддизм
- Глава IX христианство
- § 1. Происхождение христианства
- § 2. Православие
- § 3. Католицизм
- § 4. Протестантизм
- Глава х ислам
- Глава XI кризис религии в современную эпоху
- Глава XII место религии в современной политической и идеологической борьбе
- Раздел третий основные направления религиозной философии
- Глава XIII
- Специфика и функции религиозной философии
- Глава XIV католическая философия и теология
- § 1. Неотомизм
- § 2. Неоавгустинизм
- § 3. Тейярдизм
- § 4. «Новая теология» католицизма
- Глава XV протестантская философия и теология
- § 1. Ортодоксальная протестантская теология
- § 2. Либеральная теология
- § 3. Теология кризиса
- Глава XVI православная философия
- § 1. «Академическая философия»
- § 2. «Метафизика всеединства»
- § 3. Философия «нового религиозного сознания»
- § 4. Отношение современных идеологов православия к своему философско-богословскому наследию
- Раздел четвертый исторические формы атеизма
- Глава XVII
- Закономерности развития атеизма
- Глава XVIII свободомыслие и атеизм рабовладельческого общества
- Глава XIX свободомыслие в эпоху феодализма
- Глава XX буржуазный атеизм
- § 1. Свободомыслие и атеизм возрождения
- § 2. Буржуазный атеизм нового времени
- § 3. Современная буржуазная критика религии
- Глава XXI атеизм революционных демократов
- Глава XXII
- Раздел пятый научное и философское обоснование атеизма
- Глава XXIII
- Научный атеизм о специфике религиозного мировоззрения
- Глава XXIV атеистическое значение научных представлений о мире
- ГлаваХху атеистическое значение научных представлений о человеке и обществе
- Глава XXVI нравственное значение научного атеизма
- Глава XXVII атеизм и духовная культура
- Глава XXVIII
- Глава XXIX свобода совести, государство и церковь в социалистическом обществе
- Глава XXX развитие массовой нерелигиозности и атеизма в социалистическом обществе
- Глава XXXI особенности проявления и причины сохранения религиозности при социализме
- Глава XXXIII система и методы атеистического воспитания
- Оглавление