logo search
История и теория атеизма - 1987

Глава XXX развитие массовой нерелигиозности и атеизма в социалистическом обществе

Социалистические преобразования -предпосылка и условие развития массовой нерелигиозности и атеизма. В докоммунистических формациях развитие атеизма выступало в форме отдельных тенденций, сторон духовной жизни общества и получало выражение во взглядах и действиях отдельных индивидов и групп. До совершения социалистической революции освободиться от религии удается лишь передовой части трудящихся. Этому способствует участие в классовой борьбе против эксплуататорского строя, за экономические, социальные и политические права. В. И. Ленин указывал, что объединенная, сознательная, организованная, планомерная классовая борьба, направленная к устранению социальных корней религии, приводит «христиан-рабочих к социал-демократии и к атеизму...» . Однако в условиях эксплуататорского общества атеизм не может утвердиться в сознании всей массы трудящихся. Так как в этих условиях имеются глубокие социальные корни религии, последняя прочно держится «в отсталых слоях городского пролетариата, в широких слоях полупролетариата, а также в массе крестьянства»2.

Религия преодолевается в процессе устранения тех общественных отношений, которые с неизбежностью ее порождают и поддерживают, по мере исчезновения ее социальных корней. «...Когда общество, — писал Ф. Энгельс, — взяв во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими, освободит этим путем себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведенные, но противостоящие им. в качестве непреодолимой чуждой силы, средства производства, когда, следовательно, человек будет не только предполагать, но и располагать, — лишь тогда исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих пор еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет от-

1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 421.

2 Там же. С. 418-419.

402

ражать»3. В процессе перехода общества к социализму и коммунизму влияние религии постепенно ослабевает, а научно-атеистическое мировоззрение становится достоянием все более широких народных масс.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции обеспечиваются политические и правовые гарантии, создается экономическая и социальная база, формируются духовные предпосылки развития атеизма. Рабочий класс, завоевав власть, создает государство нового типа, которое реализует на практике марксистско-ленинские принципы свободы совести, предоставляет не только право исповедовать любую религию, но и не исповедовать никакой религии, право быть атеистом, вести атеистическую пропаганду. В СССР ликвидирована частная и утвердилась социалистическая собственность, устранена эксплуатация человека человеком, развиваются социалистические общественные отношения. Проведены индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция, обеспечено решение национального вопроса. Сложилась новая социально-классовая структура общества — дружественные рабочий класс и крестьянство, социалистическая интеллигенция. Все более полно реализуются возможности управления социальными процессами. Возрастает роль народных масс, вовлеченных в активное созидание нового общества, растет их культурный, образовательный, духовный уровень. Получают широкое распространение научные знания, все большее влияние приобретает диалектико-материалистическое мировоззрение. В ходе построения коммунизма совершается, по словам Ф. Энгельса, скачок из царства необходимости в царство свободы. Освобождение от религиозности, усвоение атеистических взглядов все большим числом людей являются отражением их возрастающего господства над природными и общественными процессами, развития их свободы.

Важным субъективным фактором освобождения людей от влияния религии, утверждения и развития массового атеизма является воспитательная работа партийных, государственных, общественных организаций. Атеистическое воспитание представляет собой органическую составную часть коммунистического воспитания и неразрывно связано с его другими видами — трудовым, нравственным, патриотическим и интернациональным,

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 330.

403

правовым, эстетическим и др. Атеистическое воспитание-это планомерный процесс воздействия на сознание и поведение людей и групп с целью преодоления религиозных воззрений, привычек, традиций, освобождения людей от религиозной деятельности и религиозных отношений, утверждения научио-атеистического мировоззрения, обогащения содержания и форм социально значимой деятельности и общения.

Переход от религиозности к нерелигиозности, формирование атеистической убежденности — процесс сложный и противоречивый. Разрыв с религией не всегда служил признаком перехода на атеистические позиции. За разрушением религиозной веры не во всех случаях следовало усвоение атеистических воззрений и установок. Человек мог остаться на позициях нигилистического отрицания, анархического отношения к религии, поверхностного антиклерикализма, примиренчества. С другой стороны, и тот, кто не был подвержен влиянию религии, не всегда усваивал прочные атеистические убеждения.

Становление массовой нерелигиозности н атеизма в различные периоды истории нашей страны. Глубина отрицания религии и усвоение атеизма советскими людьми различны в разные периоды истории нашей страны. В исторических границах от победы Великой Октябрьской социалистической революции до конца переходного от капитализма к социализму периода отход от религии и утверждение атеистических взглядов протекали на фоне коренных преобразований в политической, экономической, социальной областях. Шел неуклонный процесс построения социализма, утверждались социалистические отношения во всех основных сферах общественной жизни. В то же время в гечение ряда лет сохранялись много-укладность экономики, частнособственнические отношения, шла классовая борьба, которая временами приобретала характер острых столкновений. К концу переходного периода осуществлен социальный поворот всемирно-исторического значения: в СССР было в основном построено социалистическое общество.

Уже в первые годы после революции произошел заметный отход людей от церкви. Однако наличие частнособственнических отношений препятствовало разрыву с религией и утверждению научно-атеистических взглядов. В резолюции XII съезда РКП(б) указывалось: «...пока еще революционный процесс не преобразовал экономику миллионов крестьянских хозяйств, продолжающих

404

существовать в тех же условиях тяжелой зависимости от природы, в каких они находились в течение веков, пока в городах частнокапиталистические производственные отношения продолжают сохраняться и даже развиваться в условиях нэпа и пока наша школа и политико-просветительная работа еще не в состоянии обслужить трудящихся города, и в особенности деревню, — до тех пор расшатанные и подорванные жизнью религиозные предрассудки будут еще долго сохранять под собой почву»4. Число отошедших от религии увеличивалось с ростом успехов в строительстве социализма.

Своеобразие отношения людей к религии и церкви было связано и с враждебной позицией большей части служителей культа по отношению к социалистической революции и Советской власти. Представители религиозных организаций саботировали мероприятия пролетарского государства, в том числе и в области религиозных отношений, издавали «воззвания», «послания», содержащие «анафему» Советской власти, использовали церковные здания в качестве вербовочных пунктов, складов оружия, инспирировали «крестные ходы», антисоветские политические выступления, участвовали в вооруженной борьбе в рядах белогвардейских армий и банд (организовывали «полки Иисуса», «полки богородицы», «полки святого креста», «полки Магомета», отряды «зеленого знамени пророка»), сопротивлялись ликвидации неграмотности, противились коллективизации и т. д. Враждебная деятельность духовенства дискредитировала церковь в глазах верующих, многие из них порывали с ней. Этому способствовала и антирелигиозная прода-ганда, обращавшая большое внимание на разоблачение контрреволюционной позиции духовенства. Разрыв людей с церковью не всегда означал переход на позиции атеизма, зачастую он побуждался антиклерикальными мотивами, но антиклерикализм масс в тех условиях был важным шагом на пути к атеизму. По мере перехода руководителей религиозных организаций на позиции лояльного отношения к Советской власти менялись формы и содержание антирелигиозного сознания и поведения.

Распространение антирелигиозных взгзйдав началось в массе трудящихся, большая часть которых была неграмотной. Это затрудняло восприятие атеистических идей в их теоретическом виде и вызвало к жизни такие формы

4 КПСС в резолюциях и решениях...Т 2. С. 469—470.

405

критики религии, которые были доступны и понятны людям, имевшим малый объем знаний о природе, обществе и человеке. Культурная революция потребовала совершенствования и усложнения приемов критики религии, постепенно все большее значение приобретало раскрытие несостоятельности религиозного мировоззрения, расширилась естественнонаучная проблематика и т. д.

Нельзя не принять во внимание многонациональный и поликонфессиональный состав населения нашей страны. В сознании людей национальная и религиозная принадлежность часто отождествлялись. Утверждение атеизма не могло идти равномерно у всех наций и народностей. Например, медленно совершался отход людей от религии в Средней Азии, поскольку не сформировался промышленный пролетариат, имела место сплошная неграмотность населения, сильным было влияние духовенства. Здесь еще в середине 20-х годов действовали мусульманские школы, лишь в конце 20-х годов перестали функционировать шариатские суды и были конфискованы вакуфные (принадлежащие религиозным организациям и не облагаемые налогом) земли. Ислам имел сильное влияние в семье и быту. Успехи атеистической работы находились в прямой зависимости от решения национального вопроса. Формирование интернационального сознания способствовало преодолению религиозной розни и утверждению безрелигиозного сознания.

Уже в первые послереволюционные годы возникали различные формы антирелигиозной деятельности. Широкое распространение получили различного рода кампании: антирелигиозные демонстрации, митинги, карнавалы, шествия с карикатурами на богов и духовенство, антирелигиозные дни, недели, «комсомольское рождество», «комсомольская пасха» и др.

Получили распространение диспуты атеистов со служителями культа по вопросам религии и атеизма, лекции с демонстрацией опытов, разоблачающих «чудеса» — «самовозгорание свечей», «обновление икон», «кровоточащий крест», «плачущую богородицу» и др. Проводились антирелигиозные собеседования, споры, диспуты, соответствующую работу проводили «ликвидаторы политнеграмотности», «школы грамоты», рабочие клубы, «делегатские собрания» женщин, «литературные утренники», народные дома и клубы и т. д. Были предприняты первые шаги на пути создания новых советских праздников и обрядов, призванных вытеснить религиозные ри-

406

туалы: проводились праздники первой борозды, день урожая, торжественные церемонии имянаречения («октябрины»), регистрации браков («красные свадьбы») и т. д. Ставились антирелигиозные спектакли.

Налаживался выпуск популярных брошюр, листовок, плакатов, диапозитивов, альбомов, велась работа по подготовке лекторов и пропагандистов. Был создан ряд периодических атеистических изданий: журналы «Революция и церковь» (с 1919 по 1924 г.), «Безбожник» (с 1925 по 1941 г.), «Антирелигиозник» (с 1926 по 1941 г.), «Безбожник у станка» (с 1923 по 1931 г.), газета «Безбожник» (с 1922 по 1941 г.) и др. В 30-х годах в стране выпускалось 10 антирелигиозных газет и 23 антирелигиозных журнала. Действенное антирелигиозное влияние оказывали художественные фильмы «Крест и маузер» (1925 г.), «Овод» (1928 г.), «За монастырской стеной» (1928 г.), «Отец Серафим» (1929 г.), «Иуда» (1930 г.), «Праздник святого Иоргена» (1930 г.), «Эмигрант» (1934 г.) и др.

О ломке религиозных традиций и обычаев свидетельствует участие рабочих Москвы, Ленинграда, других городов в отработке в фонд нужд страны дней церковных праздников. 6 августа 1929 г., день праздника преображения по церковному календарю, стал первым Днем индустриализации; 25 декабря 1929 г., день рождественского праздника, объявлен вторым Днем индустриализации.

Создавались так называемые ударные безбожные бригады, цехи, заводы, колхозы: к концу 1930 г. в Ленинграде было 364 безбожных бригады, в середине 1931 г. в стране насчитывалось до 300 безбожных колхозов. Имели место коллективные отказы жителей многих деревень от празднования религиозных праздников.

Нельзя не учитывать, что в организации безбожных бригад, колхозов и т. д. иногда допускались перегибы, порой название «безбожный» давалось организациям без учета конкретных результатов атеистического воспитания. Далеко не все члены этих организаций были полностью свободными от влияния религии, убежденными атеистами. И все же, если человек добровольно причислял себя к безбожникам, вступал в безбожный колхоз или бригаду, это служило показателем серьезного преобразования его установок по отношению к религии и атеизму.

Велись поиски организационных форм атеистического движения: в 1921 г. возникло первое в стране объединение атеистов — Воронежский союз атеистов (Общество

407

антирелигиозной пропаганды и агитации); в 1923 г. образовался Московский союз безбожников (вокруг журнала «Безбожник у станка»); в 1924 г. в пос. Красавино Северо-Двинской губернии учреждено общество «Атеист»; один за другим возникали кружки газеты «Безбожник». В 1924 г. в Москве создается Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ), которое к апрелю 1925 г. объединяло свыше 100 тыс. членов — представителей рабочих, крестьян, интеллигенции. Наконец, летом 1925 г. все местные добровольные общества атеистов объединились в единую организацию — Союз безбожников СССР, получивший в 1929 г. название Союз воинствующих безбожников (СВБ). В 1932 г. в его рядах насчитывалось 5,5 млн человек; он пополнялся прежде всего за счет беспартийных трудящихся; абсолютное число членов составляли рабочие и крестьяне. Членство в Союзе воинствующих безбожников являлось наиболее достоверным показателем усвоения атеистических взглядов.

Победа социализма обусловила принципиальное изменение отношения людей к религии. На основании имевшихся данных в 1937 г. был сделан вывод о том, что на селе в среднем свыше 1/3, в городе примерно 2/3 трудящихся порвали с религией, а в целом по стране отошло от религии около половины взрослого населения5.

С победой социализма отрицание религии и утверждение атеизма приобретают черты, вызванные новыми социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями.

В годы Великой Отечественной войны развитие массового атеизма затормозилось. На временно оккупированной территории были дезорганизованы социалистическая экономика и система общественных отношений. Замедлился рост ряда отраслей экономики, социальной сферы, культуры и образования. На долю людей выпали огромные лишения и тяготы, утрата близких и материальные потери. Ослабла научно-атеистическая пропаганда, в ней были допущены крупные недостатки и ошибки. В то же время религиозные организации активизировали свою деятельность. Абсолютное большинство служителей культа заняло лояльную позицию по отношению к Советскому государству, призывало дать отпор нашествию фашистских полчищ. Православная

5 См.: Об антирелигиозной пропаганде. М., 1937. С. 12; Большевик. 1937. № 4. С. 32.

408

церковь, мусульманские мечети организовывали сборы средств на строительство танков, самолетов, в фонд помощи бойцам на фронте, вдовам погибших, осиротевшим детям. Усилилась утешительная проповедь. Все это замедлило развитие атеистического сознания, способствовало повороту к религии тех, кто ранее порвал с нею.

Сплотившись вокруг партии, проявив невиданный героизм, советский народ нанес сокрушительное поражение врагу. Победа нашего народа высоко подняла международный авторитет Советского государства. В короткий срок СССР залечил тяжелые раны войны, значительно укрепил свой экономический, научно-технический и оборонный потенциал, упрочил международные позиции. Социализм в нашей стране победил полностью и окончательно.

Опираясь на достигнутое, советское общество продолжало уверенно продвигаться вперед в экономическом, социально-политическом и духовном развитии. Значительно возросли национальный доход, производительность общественного труда. Существенно поднялся уровень народного благосостояния, умножилось духовное богатство народа, был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, выдающихся успехов добились советские наука и техника. Окрепли социалистические общественные отношения. Сформировалась новая социальная и интернациональная общность людей — советский народ. Государство диктатуры пролетариата переросло в общенародное социалистическое государство. Проделана большая работа по устранению последствий культа личности, отступлений от ленинских норм партийного и государственного руководства, по исправлению ошибок субъективистского, волюнтаристского характера. Получила дальнейшее развитие советская демократия, укреплена социалистическая законность. Страна приступила к выполнению задач по ускорению социально-экономического развития.

Успехи нашей страны в различных областях жизни создали благоприятные условия для развития атеизма. Постоянно совершенствовалась атеистическая работа. В 1947 г. было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (позднее получило название Всесоюзное общество «Знание»), к которому перешли функции Союза воинствующих безбожников. Менялись содержание и формы работы, решалась

409

задача создания системы атеистического воспитания.

Главное место все более занимали критика религиозного мировоззрения и утверждение научных взглядов на мир, все более сбалансированным становилось соотношение критической и утверждающей направленности воздействия. Серьезно расширялась естественнонаучная проблематика, внимание уделялось проблемам человека, смысла его жизни и деятельности.

Атеистическая пропаганда увязывалась с задачами идеологической борьбы на международной арене. Откристаллизовывалась организационная структура управления атеистической работой. Учитывалась специфика различных социально-демографических групп, являющихся объектом идеологического воздействия, — рабочих, крестьян, интеллигенции, молодежи, лиц среднего возраста, пенсионеров, мужчин, женщин. Все более солидное методическое обеспечение приобретали массовые (лекции, циклы лекций, беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы» и др.) и индивидуальные (в коллективе, по месту жительства, в семье) формы работы.

Возрастало внимание к внедрению новых советских праздников и обрядов. Развивавшиеся на новой технической основе печать, радио, телевидение способствовали повышению информированности людей, широкому распространению достижений НТР и диалектико-материалистического мировоззрения.

Развертывалась работа по подготовке кадров пропагандистов атеизма. Введено преподавание научного атеизма в университетах марксизма-ленинизма, в высших и средних специальных учебных заведениях, подготовлены соответствующие учебники и учебные пособия. Расширялись и углублялись научные исследования проблем религии и атеизма. Стали издаваться серийный сборник «Вопросы научного атеизма», журнал «Наука и религия», серия брошюр «Научный атеизм», «Атеистические чтения». Выходит в свет значительный объем научной и научно-популярной литературы. Проведенные в 60—70—80-х годах в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, республиках Средней Азии, Прибалтики социологические исследования показали, что произошло дальнейшее сокращение доли религиозных и увеличение процента нерелигиозных людей. Число нерелигиозных, согласно этим исследованиям, составило в среднем около 70 %. Увеличилась доля атеистов в структуре насе-

410

ления, по некоторым данным—до 40—50%. Растет количество людей с последовательно атеистическими взглядами.

Современные типы нерелигиозности. Среди нерелигиозного населения имеются как те, нерелигиозность которых сформировалась в результате отхода от религии, так и те, кто никогда не был верующим. В настоящее время в отличие от 20—30-х годов для большей части свободных от влияния религии людей характерна нерелигиозность второго вида.

Нерелигиозность не тождественна атеизму. Не все нерелигиозные люди усваивают прочные атеистические убеждения, некоторые проявляют мировоззренческую непоследовательность, безразличие к вопросам религии и атеизма. Если в сознании людей не происходит отрицание религии, то и не совершается процесс формирования атеистического сознания. Даже у человека, усваивающего основы научно-материалистического мировоззрения, по своему объективному содержанию противоположного и исключающего мировоззрение религиозное, могут отсутствовать правильные и принципиальные атеистические установки. По словам К. Маркса, атеизм — это «опосредствуемое отрицанием религии» самосознание человека6. Формирование атеизма происходит в процессе борьбы воззрений, правильно отражающих действительность, с сознанием ложным, религиозным.

Сложившаяся атеистическая позиция характеризуется рядом необходимых и достаточных признаков. К необходимым признакам относятся: отсутствие религиозной веры, неучастие в культовых и внекультовых религиозных действиях, невключенность в религиозные отношения и организации. Однако самих по себе этих признаков еще недостаточно, чтобы человека можно было назвать атеистом. Существенными — и необходимыми и достаточными — признаками усвоенного индивидом, группой, массой атеизма являются наличие определенной совокупности атеистических знаний и взглядов, убежденность в их истинности и готовность отстаивать эти знания и взгляды, занятие атеистической позиции в соответствующих ситуациях или целенаправленное ведение атеистического воспитания.

Модель атеистического сознания задается научным атеизмом. В содержание такого сознания входит ряд эле-

6 См.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т. 42. С. 127.

411

ментов. Объективная реальность рассматривается с позиций признания материального единства мира, и на этой основе отрицается какое бы то ни было первичное духовное начало.

Бессмертие истолковывается в социально-нравственном плане. Смысл жизни видится в самой реальной жизни, в деятельности по преобразованию природы, общества, человека в соответствии с объективными закономерностями и потребностями. Атеистическое сознание десакрализует религиозные деятельность, отношения и институты. Оно выступает в качестве одного из стимулов развития внутренней нравственной свободы личности. Указанные элементы атеистического сознания относятся к числу наиболее общих. В зависимости от того, какой тип религии, какие религиозные направления или конфессии отрицаются, в зависимости от акцентов религиозной проповеди, в связи с изменением духовных запросов масс в конкретных условиях места и времени и т. д. содержание атеистического сознания может наполняться и другими компонентами, носящими менее общий характер.

Можно выделить следующие типы нерелигиозных людей, различающихся по отношению к религии и атеизму:

1) Нерелигиозные, относящиеся с симпатией и одобрением к некоторым религиозным ценностям, нормам, культовым действиям. У представителей этой группы религиозная вера отсутствует, они не верят в религиозные догматы и мифы, не относят себя и действительно не принадлежат к религиозной общности. Однако часть из них сомневается в возможности научно и философски решить вопрос в пользу неверия, другие преувеличивают роль религии в истории, третьи склонны к моральному и психологическому оправданию религии, четвертые гипертрофируют положительное влияние церкви на развитие культуры, для пятых привлекательна религиозная атрибутика. Среди представителей этой группы есть лица, которые участвуют в религиозных праздниках и обрядах по нерелигиозным мотивам. У отдельных людей указанные установки могут сочетаться в разных комбинациях.

2) Индифферентные, которые не имеют ни религиозной веры, ни атеистических установок и ориентации, не верят в религиозные догматы и мифы, не относят себя и действительно не принадлежат к религиозной общно-

412

сти. Безразлично относятся как к религиозным, так и к атеистическим нормам и ценностям. Культовых действий не совершают, религиозных взглядов не распространяют, но и не считают необходимым вести атеистическое воспитание; идейной борьбы с религией также не ведут. В религиозном или атеистическом духе детей не воспитывают. Социальная деятельность стимулируется безрелигиозными мотивами.

3) Стихийные атеисты — не имеют религиозной веры, религиозных действий не совершают, относят себя к атеистам. Атеистическая убежденность имеется, однако атеистическое сознание не представляет собой целостной и стройной системы, существует в форме фрагментарных идей, понятий и представлений, не имеющих необходимой философской и научной базы, возникает на основе непосредственного опыта, так называемого здравого смысла и несистематического усвоения мировоззренческих атеистических знаний. Считают себя не готовыми к проведению атеистической работы, целенаправленного участия в ней не принимают, но в соответствующих ситуациях занимают атеистическую позицию. Детей стараются воспитывать в атеистическом духе, но не всегда умеют это делать. Атеистические мотивы играют роль в стимулировании социальной деятельности.

4) Сознательные атеисты — не имеют религиозной веры, религиозных действий не совершают, относят себя к атеистам. Имеются осознанные атеистические убежденность и установки; атеистические знания — понятия, суждения, идеи — образуют определенную целостность. Атеистическое сознание имеет философское и частно-научное обоснование, возникает на основе систематического усвоения мировоззренческих атеистических знаний. Считают себя готовыми к проведению атеистической работы, целенаправленно принимают в ней участие, детей воспитывают атеистами. Атеистические мотивы играют у этой группы важную роль в стимулировании социальной деятельности.

Ускорение социально-экономического развития и перестройка создали еще более благоприятные возможности для развития массового атеизма. В процессе планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму на основе ускорения социально-экономического развития постепенно преодолеваются религиозные взгляды и настроения, примиренческое и безраз-

413

личное отношение к религии части людей, утверждается сознательная, последовательная, активная атеистическая позиция.