logo search
основное и апологетика

Душевные и духовные заболевания.

Душевные болезни - те, которые связаны с изменением состояния психики человека,  не укладывающимся в общепринятые рамки человеческого поведения, мышления.  Душевные болезни относятся к разряду медицины, называемой психиатрией.  Диагностикой и лечением душевных расстройств занимаются в специальных  психиатрических домах, больницах и диспансерах.

Духовные заболевания - те, при которых страдает дух человека, нередко с ним  ещё душа и тело. Человек имеет добрый (хороший) дух, когда живёт по-христиански  в соответствии со святыми Божими заповедями, и злой (нездоровый, повреждённыйдух, когда совершаются грехи, человек живёт греховной жизньюВследствие повреждения здорового духа душа становится одержимой нечистыми  духами (бесами), а тело наследует различные болезни, нередко вызывающими  у врачей затруднения в диагностике.

Как правило, такие заболевания , когда человек соприкасается  со святыней. Отличить перечисленные категории заболеваний, не всегда бывает  возможно, т.к. четкой грани не бывает, и можно наблюдать сочетание элементов  друг друга. Заподозрить духовное заболевание может либо опытный священник,  либо много практикующий врач-клиницист, улавливающий присутствие некоторых  симптомов, выходящих за рамки объяснений с научной точки зрения.

Когда мы говорим  о душевных болезнях, то здесь бывают очень разные состояния. В одном случае приоритет принадлежит врачу-психиатру и больному не показано общение со священником, более того, оно даже может привести к обострению его состояния. Когда мы имеем дело с острыми психозами и у больного выражены бред и галлюцинации, он совершенно неадекватно воспринимает окружающую действительность, и здесь в первую очередь необходимо медикаментозное лечение.

При этом если брать область так называемой пограничной психиатрии, то здесь лечение больного должно быть совместным, и в ряде случаев, приоритет постепенно переходит к священнику. Сегодня отношение общества к лицам с душевными болезнями, мягко скажем, очень негуманное, что отражает общий уровень духовного состояния нашего общества.

Что мы имеем  на сегодняшний день в православной среде? К сожалению, мы очень часто  встречаем непонимание того, что  есть болезни духовные и есть болезни душевные. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что священники пытаются все болезни, все состояния, связанные с душевной жизнью человека и духовной жизнью объединять в одно целое и отнести к сфере своей компетенции, и не понимают определенные душевные состояния и душевные проблемы, которые есть у пациента.

Многие проявления душевных и духовных заболеваний очень похожи. Бывают случаи, когда имеет место хула на Духа Святаго как проявление демонического воздействия, бывают случаи, когда имеют место душевные психические заболевания.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (ХI.5) достаточно четко сказано о том, что существуют две крайности. Первая крайность – это объяснять все психические расстройства демоническим воздействием и другая крайность – полностью отрицать наличие демонического воздействия.

О темных силах Господь сказал однозначно, что сей род изгоняется молитвой и постом. Когда мы говорим о душевных болезнях, то данные симптомы проходят на фоне фармокотерапии — в медицине есть такой метод диагностики по эффективности препаратов. Классический пример – стенокардия, различные боли за грудиной, которые проходят на фоне приема нитроглицерина. И когда речь идёт о психических расстройствах, то если состояния проходят на фоне терапии, то это объявляется одним из диагностических тестов.

«…аскетика  дает мудрые, от отцов и учителей Церкви унаследованные советы излечения грехов и пороков: гордости, уныния, сребролюбия, тщеславия, чревоугодия, блуда и т.п. Психиатрия ищет причины тех духовных состояний человека, которые коренятся в сокровенных тайниках души, в подсознании, в унаследованных или благоприобретенных противоречиях человеческого существа. Психиатрия обращает свое внимание на то, что аскетику в сущности не интересует: навязчивые идеи, фобии, неврастения, истерия и т.п.».

«…существуют такие душевные состояния, которые не могут быть определяемы категориями нравственного богословия и которые не входят в понятие добра и зла, добродетели и грехам. Это все – те «глубины души», которые принадлежат к области психопатологической, а не аскетической».

«… области психиатрии и нравственного богословия не совпадают, так как для одной часто встают загадки души, там, где другая решает все простым определением «тяжкий грех». Отец Киприан Керн, слова , которого мы цитируем, считал, что пастырь должен сам прочитать одну-две книги  с  психопатологическими наблюдениями, «…чтобы огулом не осудить в человеке, как грех то, что само по себе есть только трагическое искривление душевной жизни, загадка, а не грех, таинственная глубина души, а не нравственная испорченность…»

Отец Киприан ставил и такой вопрос — есть ли болезнь зло? «В том, что она есть последствие  первородного зла, в этом сомнений нет, но есть ли сама по себе болезнь зло, подлежащее только епитимиям. Нужно ли неврастению лечить только аскетическими средствами? Стоит ли эта неврастения или маниакальное состояние на той же линии, что и сребролюбии или гордость? …и случай чистой психопатологии, равно как и та или иная хворь или же грех осуждения близких – все вмести суть последствия первородного греха. Но нельзя все эти последствия подводить под одно понятие греха. Грехом является только третий из приведенных примеров». Однако отец Киприан советовал не психиатра приглашать к аналою, а самому священника изучить психопатологию психических болезней. В каждом конкретном случае, — отец Киприан призывал действовать «с оглядкой», с особою осторожностью и проникнувшись духом сострадания и жалости, внимания и внутреннего такта.

Официальная точка зрения на этот счет   изложена в Основах социальной концепции РПЦ: «Выделяя в человеческой структуре духовные, душевные и телесные уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся от естества, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей. В соответствии с этим различение представляется одинаково неоправданным, как сведение всех психических заболеваний проявлением одержимости, что влечет за собой необоснованный чин изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств лечением клиническими методами».