2. Христианское отношение к восточным практикам: молитва и медитация.
Во первых следует разобраться с термином «медитация». Это слово латинское (meditatio), которое дословно означает «размышление», а в более широком плане: действие, направленное на достижение состояния глубокой сосредоточенности. И таким образом мы видим, что это не что-то специфически восточное, но этот термин может быть применен и к христианским размышлениям, к христианской практике.
Восточное сознание чувствует дистанцию между тварным бытием и Абсолютом, который настолько превышает все тварное, что даже ничего общего с ним иметь не может. Это «нирвана», небытие.
Основная идея восточной медитации – приобщение к Абсолюту путем преодоления всего тварного, всех движений души, плоти... «Ограниченное бытие должно превзойти свои пределы, отвергнуть их, оставить позади, если оно хочет соединиться с Абсолютным». Именно этим целям служит медитация.
В этом смысле можно сказать, что восточные медитации являются развитым этапом языческой религии. Если первоначально язычник верил в населенность мира богами, которых путем магических обрядов можно было заставить себе служить, то в развитом язычестве человек уже так примитивно не верит. Напротив, он считает, что есть Абсолют, не имеющий ничего общего с примитивной тварностью. И вот как раз этого контакта с нирваной в моменте медитации и следует искать. Искренний пафос честного буддиста – отвергнуть мир ради обретения Абсолютного небытия.
Христианская молитва – обращение к Живому Богу, открывшемуся нам во Иисусе Христе, даровать нам активную жизнь в мире, жизнь для исполнения замысла Божия о мире, жизнь для преображения мира. Тогда как настоящая медитация – бегство из мира. И чем честнее и искреннее молится христианский монах, тем дальше он становится от честно медитирующего буддийского (или индуистского) подвижника. Потому, что пока тот летит на крыльях размышления от мира, христианский монах углубляется в тайну мира, становится сообразным Христу, Который так возлюбил мир, что специально пришел в этот мир, чтобы за него пострадать.
Соответственно различаются и плоды молитвы и плоды медитации. Молящийся христианин испытывает боль от видимого им несоответствия мира замыслу Божию о мире, он стремится (и получает силы) помочь ближнему жить более правильно и жизненно насыщенно, тогда как медитирующий буддист или индуист воспринимает мир как иллюзию, как зло и его задача – научить ближнего освободиться от этого зла. Не научиться жить в этом мире, но научиться не жить – вот его задача.
Кроме индуизма и буддизма медитация присутствует и в исламе (суфийские практики). Исламские мистики (суфии) используют своеобразную психическую технику для самосовершенствования. В эту технику входят танцы, физические движения (например, систематические качания головой), длительные коллективные произношения молитв под музыку (радения) и прочие психофизиологические состояния, ведущие лишь к изменению человеческого сознания, но не к живому соединению с Богом.
- 1 Билет.
- Название науки Основного богословия и апологетики. Понятие об Апологетике
- Разделы апологетики
- Богословская апологетика
- Историческо-философская апологетика
- Естественнонаучная апологетика
- 2. Понятие науки
- Постулаты науки
- Методы науки
- О критериях в науке
- Наука и мировоззрение
- Наука и религия
- Религия и наука
- Вера и знание в религии и науке
- Некоторые выводы
- Всеобщность религий.
- Всеобщность веры и во времени, и в пространстве большинством ученых считается ныне безусловным научным фактом.
- 2 Билет.
- История Апологетики до х1х века. Краткий очерк истории Апологетики
- Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
- Средневековье и эпоха Возрождения
- Новое время
- К началу XX века, по меткому выражению де Любака, человечество как никогда «стало мучиться потребностью обходиться без Бога»28.
- Взгляд на происхожение религии: Шлейермахер.
- 3 Билет.
- Отношение основного богословия к другим богословским наукам .
- 2. Взгляд на происхожение религии: Фейербах.
- 4 Билет.
- Полемика с исламом : византийский период.
- Христианский взгляд на нравственное несовершенство и существование зла в мире.
- Взгляд на происхожение религии: Гегель. Взгляд Гегеля
- 5 Билет.
- Нерелигиозные системы мысли: деизм.
- 6 Билет.
- Этимология слова «религия» . Определение понятия религии.
- Полемика с исламом: современный период.
- НеПравдивость Корана
- Критика морали Мухаммеда.
- Критика моральных положений Корана.
- Отступничество и права человека
- Женщины.
- Учение Божественного Откровения о происхождении мира. Происхождение мира
- Христианское понимание мира
- 7 Билет.
- Даосизм.
- Формирование даосизма
- Мистицизм.
- Св. Троица и «троицы» иных религиозных систем.
- 8 Билет.
- Несовместимость двух концепций
- Эволюционнные теории. Тейар де Шарден.
- 9 Билет.
- Религия и нравственность: учение Канта.
- Взгляды отдельных философов на религию
- 1. Взгляд Канта
- Христианство и идея переселения душ.
- Душевные и духовные заболевания.
- 10 Билет.
- Религии Индии и христианство: будизм.
- Практики восточных религий и их отношение с христианством.
- Заключение
- Мифы о Христе: сочинение Нотовича.
- Историчность Христа.
- «Иудейские древности» Флавия
- Другие нехристианские источники.
- «Анналы» Тацита.
- «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла.
- Переписка Плиния Младшего и имп. Траяна.
- «О смерти Перегрина» Лукиана.
- Письмо Мары Бар-Серапиона.
- Свидетельство жизни первых христиан.
- Другие косвенные свидетельства.
- Туринская Плащаница.
- 11 Билет.
- Иудаизм о Иисусе Христе.
- Христианское осмысление чудес.
- Христианское отношение и восточные практики: Феншуй.
- 12 Билет.
- Натуралистическая гипотеза происхождения религий. Происхождение религии
- 1. Натуралистическая гипотеза
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 13 Билет.
- Анимистическая гипотеза происхожения религий. Анимистическая гипотеза
- Христианское отношение к восточным практикам: молитва и медитация.
- 14 Билет.
- Происхожение религии. Гипотеза Фейербаха. Гипотеза Фейербаха
- Даосизм. Дао и Логос.
- Формирование даосизма
- Рост современных технологий и связанные с ними этические проблемы.
- 15 Билет.
- Христианство и идея переселения душ.
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 16 Билет.
- Достоверность научного знания.
- О критериях в науке
- 2. Полемика с исламом : византийский период.
- 17 Билет.
- 2. Св. Троица и «троицы» иных религиозно-философских систем.
- 18 Билет.
- Нерелигиозные системы мысли: пантеизм.
- Сравнительный анализ нарвственно-этических идеалов конфуцианства и христианства .
- Преподавательская и философская деятельность Конфуция
- Учение Конфуция
- Пять добродетелей и роль главной из них — «ли»
- Отношение Конфуция к предкам
- Правила пяти великих взаимоотношений
- Сыновнее благочестие и осознание своего места
- Отношение Конфуция к религии
- Взгляды Конфуция на политику
- Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы
- Культ Конфуция в Китае
- Заключение
- 19 Билет.
- Теизм и его отличие от патеизма и деизма. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
- Откровение
- § 1. Виды откровений
- § 2. Общее Откровение и его признаки
- § 3. Индивидуальное откровение и его признаки
- 20 Билет.
- Кораническое представление о Христе.
- Источник нравственного закона в человеке.
- 2. Христианское отношение к восточным практикам: молитва и медитация.
- Что характерно для медитации.
- Что характерно для молитвы.
- История апологетики в хх веке.